Государь всея Руси
585 лет назад, в январе 1440 года, в семье великого князя Московского Василия II Темного родился сын, коего назвали Иваном. Родившись князем Московским, он стал к концу жизни государем всея Руси, подлинным царем ее. Пределы своей державы он расширил, как величайший полководец, обходясь при этом без кровопролитных сражений. Территория Руси при нем возросла почти в четыре раза. Вся Северная Русь была собрана им воедино.
Страна с овчинку
Когда Иван III (1440—1505; годы правления: 1462—1505) пришел к власти, он стал правителем одного из карликовых государств, лежавших на севере Русской равнины. Его столица, Москва, могла ждать удара отовсюду. Московская земля находилась в плотном кольце враждебных ей государств. В 80 километрах к северу пролегала граница с непримиримым к ней прежде княжеством Тверским. Уже Клин и его окрестности принадлежали тверичам. В 100 километрах к югу можно было ждать нападения татар. Там, по берегу Оки, располагались сторожевые посты, готовые вовремя предупредить о вторжении врагов. На таком же расстоянии к западу пролегала граница с Литвой. Подытоживая географический экскурс, можно сказать, что всё княжество, вверенное трудам Ивана III, было, что небо с овчинку – так невелико! Если бы враг напал на Московское княжество, то почти сразу бы оказался у стен Кремля – препятствий к тому не имелось.
Удел Ивана III, как и всех русских правителей того времени, был таков: смиряться и подчиняться. Все княжества, лежавшие на севере и востоке Руси, вот уже более двух веков выплачивали дань хану Золотой Орды, а все южные и западные княжества Руси, когда-то разоренные ордынцами, со временем оказались под властью Польши и Литвы. Русский историк В. О. Ключевский определял положение Руси в середине XV века, на момент воцарения Ивана III, лаконичной формулой: «Политическое порабощение извне и политическое раздробление внутри» («Курс русской истории», лекция XXV).
При Иване III это положение абсолютно меняется. Московское княжество сбрасывает внешний гнет, а соседние слабые, враждовавшие друг с другом княжества объединяются вокруг него, образуя крепкое монолитное государство с правителем всея Руси во главе – Иваном III. Вся Русская земля становится отчиной московского государя. То, о чем только мог мечтать его современник, итальянский политик Никколо Макиавелли, свершилось в далекой Московии, а не под солнцем Италии.
Собирание земель
Первые годы правления Ивана III выдались на редкость спокойными. Но в этой тишине, в одном из княжеств, «слившихся» с Москвой, шла напряженная работа – «черный передел», как назвал эти события российский историк Н. С. Борисов, автор книги «Иван III» (2000). Там проводилась принудительная перестройка всей системы властных и поземельных отношений. Великий князь Московский, лишив местных князьков (а их насчитывалось свыше трех десятков) всякой власти, взялся отбирать их земельные владения, их отчину1, взамен выдавая им новые владения при условии, что они будут верно ему служить. Как сказано в Ермолинской летописи, князья ярославские «простилися со всеми своими отчинами на век, подавали их великому князю Ивану Васильевичу, а князь велики против их отчины подавал им волости и села».
1. Отчина – на Руси тип наследственного земельного владения; имение, доставшееся от отца.
В последующие 40 лет многие русские княжества и вольные города разделили судьбу ярославских «отчин». Всё правление Ивана III – это непрерывное собирание земель. Всё годилось в хозяйство государево: и захиревшие уделы князей, сидевших в Твери или Ростове, и вольные города Северной Руси (Новгород, Псков, Вятка). Осколки давно раздробленной Киевской Руси один за другим притягивались к Московскому княжеству, исчезали в его пределах.