Баграт Алекян: «После 45 лет нужно обязательно контролировать состояние своего сердца и сосудов»
Можно ли избежать инфаркта и инсульта, доступны ли операции на сердце и сосудах без скальпеля и общего наркоза – рассказал известный кардиохирург.
Наш собеседник
Баграт Гегамович Алекян, кардиохирург, профессор, доктор медицинских наук, академик РАН, заместитель директора по науке «Национального медицинского исследовательского центра хирургии им. А. В. Вишневского», главный специалист по рентгенэндоваскулярной хирургии Минздрава РФ
Баграт Гегамович, для большинства людей инсульт – это катастрофа, предотвратить которую, а тем более избавиться от её последствий практически невозможно. Так ли это?
Если говорить об ишемических инсультах, которых большинство, то всегда была понятна их причина – закупорка или сужение сосудов головного мозга. Из-за тромбов, которые «летят» из полостей сердца или сонной артерии в головной мозг и нарушают кровообращение в его отделах.
Бывает, что даже у молодых людей, имеющих дефект овального окна, тромбы из вен, из правого предсердия попадают через него в левое предсердие, уносятся артериальной кровью в мозг и приводят к инсульту. В отличие от инфаркта, при котором есть болевой синдром, при инсульте ничего не бывает. Заснул, проснулся парализованным.
А причина в атеросклерозе, системном заболевании, которое поражает и коронарные артерии, и сонную артерию, и сосуды ног. Последние 20 лет я борюсь за то, чтобы кардиологи и сосудистые хирурги комплексно обследовали больного, а не сердце и сосуды по отдельности. В нашем институте мы провели исследование, которое показало, что у 80% пациентов с заболеваниями периферических сосудов как минимум одна коронарная артерия сужена. То есть пришёл человек с заболеванием сосудов – ищи проблемы с сердцем; с болезнью сердца – ищи проблемы с сосудами. Важно, чтобы это знал и сам пациент. Например, атеросклероз сонной артерии становится причиной 30% инсультов.
Он может проявляться головокружением, пошатыванием, шумом в ушах, проблемами со зрением. Но не все обращают на это внимание, а обнаружить проблему легко – сделать УЗИ сосудов шеи.
Поэтому после 40–45 лет регулярное (раз в 4 года) ультразвуковое исследование сонных артерий, сосудов конечностей необходимо, особенно мужчинам, у которых атеросклероз развивается чаще. В группе риска и люди, страдающие гипертонией, диабетом, те, у кого повышен холестерин, есть наследственная предрасположенность к атеросклерозу и, конечно, курильщики. Из-за курения даже у молодых могут произойти серьёзные атеросклеротические изменения в сосудах.
Допустим, УЗИ выявило наличие атеросклеротических бляшек в сосудах, и что делать?
Если они перекрывают их на 70–80%, это реальная опасность. В России давно начали делать открытые хирургические операции под общим наркозом: более 50 лет назад – аортокоронарное шунтирование, позволяющее восстановить кровоток в артериях сердца путём обхода места сужения коронарного сосуда с помощью шунтов (сосудистых протезов), а более 70 лет назад – каротидную эндартерэктомию, при которой из сонной артерии скальпелем удаляются холестериновые бляшки, препятствующие кровотоку. Сегодня эти проблемы можно лечить эндоваскулярно.
При эндоваскулярных вмешательствах доступ к поражённому сосуду обеспечивается пункцией лучевой (на кисти) или бедренной артерии (в паху) и используются тонкие катетеры для выполнения тех или иных манипуляций.
В 1997–1998 годах вы впервые в нашей стране выполнили стентирование ствола левой коронарной артерии и внутренней сонной артерии. Что изменилось с тех пор?
Сейчас 85% операций на коронарных артериях у нас в стране – это стентирование, то есть установка специального каркаса – стента – в просвет коронарного сосуда сердца, обеспечивающего расширение участка, суженного патологическим процессом. Шунтирование занимает всего 15%. Операции на периферических артериях и другие сосудистые патологии в Европе в 75% случаев тоже лечат эндоваскулярно. Стентирование внутренней сонной артерии – отличная профилактика ишемического инсульта. Операция проводится без разреза на шее, бескровным, щадящим методом. Эти операции не требуют общего наркоза и длительного восстановления. Через 2–3 дня пациент, как правило, возвращается к обычной жизни. У нас, к сожалению, таких операций пока недостаточно.