Илья Толстой о независимости и ее цене, усадьбе из детства и роли семьи

РБКБизнес

Илья Толстой — о яблонях, помнящих Льва Николаевича, и увлеченности

Илья Толстой выпускает яблочный сок под брендом «Ясная Поляна», любит думать о деталях и не любит обращать внимание на свою фамилию. Мы встретились с ним, чтобы поговорить о независимости и ее цене, усадьбе из детства и роли семьи

Анастасия Каменская

756300528912489.jpg

Если вы бывали в Ясной Поляне, наверняка помните пышные яблоневые сады, цветущие весной, предлагающие спасительную тень летом и разноцветные яблоки с наливными боками — осенью. По ним хочется бегать босиком, в их сени — лежать в послеобеденной дреме, никуда не торопясь, или поджидая часа свидания. Для гостей усадьбы все это — скорее помноженные на сюжеты из русской литературы мечты, а вот для Ильи Толстого — основателя компании, производящей соки и другие продукты под брендом «Ясная поляна» и сама усадьба, и этот сад — место, в котором он провел все детство, юность и которое однажды вдохновило журналиста и продюсера на создание собственного бизнеса. Оказалось, что искать где-то там за горизонтом совсем не нужно, ведь все, что нужно, нашлось прямо дома в саду. Кстати, прогуляться по нему, а вместе с тем испить сока можно будет во время театрального фестиваля «Толстой», который пройдет в Ясной Поляне с 3 по 5 сентября.

— Давайте начнем с вопроса общего, но, возможно, наболевшего. Каково это — быть независимым брендом в России сегодня?

— Думаю, тут в основном большие плюсы: ты ни от кого не зависишь и можешь выстраивать свой бренд так, как считаешь правильным. Мы сейчас собираемся открывать свое производство и моя первоначальная идея была в том, чтобы уйти от классического формата завода. Для всех завод — это что-то большое, немного страшное, громоздкое, где происходят процессы переработки и получения какого-то продукта и где, возможно, не всегда думают о тех, кто там работает, а наша затея — сделать максимально домашний завод с классными условиями для всех людей, чтобы они хотели туда приходить и понимали, что они часть команды, что мы делаем одно дело. Может быть, это звучит банально, но это большая задача. То же — и с подбором персонала, команды, потому что хочется, чтобы это были люди с горящими глазами, чтобы они хотели развиваться и заниматься этим. Мне кажется уместным в этом контексте сравнение с семьей, потому что именно так я себе и представляю отношения внутри команды. И хочется, чтобы люди понимали, что мы предлагаем учиться и расти вместе, вместе все переживать. В общем-то, как в семье и происходит. Да, сейчас мы небольшой стартап, но мне кажется, что сейчас время именно таких маленьких независимых брендов. Это то, что сейчас нужно новому поколению. Все меняется, и люди даже перестают ездить в «Ашан» и закупаться впрок, как это было раньше, они предпочитают какие-то маленькие домашние магазины, где можно выбирать. И здорово, когда в эти маленькие домашние магазины независимые бренды напрямую привозят свои продукты. Есть сейчас такая тенденция, и мне она, конечно, очень нравится. А еще мы не просто так встретились в кафе «Энтузиаст». Для меня очень важно было, где мы будем общаться. Это тоже некое продолжение ценностей бренда. И вот мы в моем любимом кафе, в нем круто все, начиная с людей, делающих это место. Здесь можно купить наши соки, и я всегда очень рад, когда ребята делают дозаказ.

— Если говорить не только с точки зрения ценностей, но и бизнеса, подход этих новых поколений с маленькими магазинами, вниманием к деталям уже действительно заметен? Или все-таки в производстве остается то самое советское наследие с большими заводами и особенностями в коммуникации?

— Меняется все действительно не по щелчку, еще очень много остается больших компаний со своими подходами, с которыми я постоянно сталкиваюсь, когда, допустим, нужно покупать стеклянную тару для продукта. Очень жаль, что нет альтернативных независимых.

— А вы пытаетесь их переубедить, внедрить свой подход?

— Это не очень хорошо получается и нет смысла переубеждать крупные компании. Чаще всего я сталкиваюсь с тем, что им все равно. Мы для них маленький клиент, и они сразу дают понять, что, в принципе, без нас прекрасно справятся. Я пытался что-то объяснять, что мы новая компания, что у нас есть идеи, предложения, что да, возможно, придется на что-то потратить больше времени, а не пойти стандартным путем, но это окупится для всех. И все-таки большие компании почти никогда не заинтересованы в этих нестандартных схемах и подходах. Я был бы рад, если бы были какие-нибудь маленькие бренды, которые делают, скажем, стеклянные бутылки, я бы точно работал с ними, потому что мы лучше друг друга понимаем, можем друг друга поддерживать и потому что у нас общие ценности. А у этих компаний свои ценности, я не говорю, что они плохие, просто они так привыкли работать и не все хотят меняться.

756300530099160.jpg
Георгий Кардава

— Кем себя чувствуете? Генеральным директором, энтузиастом, отцом-основателем?

— Крестным отцом сока прямого отжима. (Смеется.) Если серьезно, то я такой человек, который делает все сам. Я фанат контроля, потому что действительно очень люблю этот бренд и то, чем я занимаюсь. Поэтому много уделяю внимания тому, где мы стоим, где находятся наши продукты, разделяют ли эти места наши ценности. Не ощущаю себя генеральным директором, я просто фронтмен своей компании и автор идеи, который рассказывает о ней и о наших ценностях. Мне нравится придумывать простые вещи. Например, я бы хотел собрать друзей из классных мест вроде «Энтузиаста», ТОТО и «Круглый Шар» и предложить всем вместе поехать в Ясную Поляну, устроить пикник в яблоневом саду с какой-нибудь камерной музыкой. И просто, в первую очередь, классно провести время. Я стараюсь следовать этому подходу всегда, поэтому для меня действительно очень важный момент — места, где мы присутствуем, и думаю, что буду стараться максимально до конца продавать, скажем, продукты в таких местах напрямую, буду ходить и договариваться сам.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Миллион за каждый км/ч. Мы познакомились с самой дорогой машиной в России Миллион за каждый км/ч. Мы познакомились с самой дорогой машиной в России

Bugatti Chiron: мощный и бескомпромиссный, самый быстрый и дорогой

РБК
Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах Вот теперь понятно: чем занимается продакт-менеджер в Яндекс.Картах

Интервью с Ульяной Кудиной, старшим продакт-менеджером в Яндекс.Картах

Cosmopolitan
Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA Маргарет Этвуд и Миучча Прада: женщины, которые вошли в рейтинг 50 Over 50 Forbes USA

Некоторые из тех, кто доказывает, что возраст — не помеха достижениям

Forbes
Операция «Преемник» началась? Версия ответа на вопрос, почему Шойгу стал так много выступать по «путинским» темам Операция «Преемник» началась? Версия ответа на вопрос, почему Шойгу стал так много выступать по «путинским» темам

Путин готовит себе преемника?

СНОБ
Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты! Почему у нас нет воспоминаний из младенчества? Вот что говорит наука: интересные факты!

Почему большинство людей не помнит событий до их 2-3-летнего возраста?

ТехИнсайдер
Свинячьи грибы, или маслята Свинячьи грибы, или маслята

Маслята — одни из самых собираемых грибов в России

Наука и жизнь
Дом стоит, свет горит Дом стоит, свет горит

Галина Никулина во время карантина приехала в родные места. И осталась

Seasons of life
Может ли ИИ думать как человек: эксперимент с моделью системы Может ли ИИ думать как человек: эксперимент с моделью системы

Можно ли разработать ИИ, устроенный по принципу человеческого мозга?

Популярная механика
Нескучный бизнес: 5 книг для тех, кто ищет свою нишу Нескучный бизнес: 5 книг для тех, кто ищет свою нишу

Нетривиальными способами заработка делятся авторы этих книг

Популярная механика
«Руками не трогать!»: почему некоторые люди не выносят прикосновений «Руками не трогать!»: почему некоторые люди не выносят прикосновений

Почему некоторые не терпят, когда их трогают даже близкие?

Psychologies
Впечатления финской семьи о русской школе. Отрывок из книги «Сибирь научит» Впечатления финской семьи о русской школе. Отрывок из книги «Сибирь научит»

Отрывок из книги Юсси Конттинена «Сибирь научит»

СНОБ
Стоит ли смотреть фильм «Время» про абсурдность и банальность нашей жизни Стоит ли смотреть фильм «Время» про абсурдность и банальность нашей жизни

Режиссер М. Найт Шьямалан выпустил очень интересное кино «Время»

GQ
Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе? Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе?

Так побывал ли USS Unity в космосе и почему это так важно?

Esquire
Исследование: только в 1% статей об экономике можно встретить комментарии предпринимательниц Исследование: только в 1% статей об экономике можно встретить комментарии предпринимательниц

Женщины реже, чем мужчины, выступают как эксперты в материалах российских СМИ

Forbes
Почему 5G – билет в будущее для бизнеса Почему 5G – билет в будущее для бизнеса

Будущее зависит от возможности подключения к интернету

Популярная механика
Огненный интеллект Огненный интеллект

Как хакер из Черноголовки создал первый в мире файрвол на основе ИИ

Forbes
5 историй об обходе санкций: западные компьютеры в СССР 5 историй об обходе санкций: западные компьютеры в СССР

Пять историй об американских и британских компьютерах в СССР

Популярная механика
С меня льет: 4 способа уменьшить потоотделение - от салонных до домашних С меня льет: 4 способа уменьшить потоотделение - от салонных до домашних

Как решить проблему повышенного потоотделения?

Cosmopolitan
10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них! 10 вредных советов по стилю, которые ты найдешь в Сети — не ведись на них!

Популярные запреты и правила, которым не стоит следовать

Cosmopolitan
На высокой ноте: 8 занимательных фактов о комарах На высокой ноте: 8 занимательных фактов о комарах

Раздражающие нас комары на самом деле пережили динозавров

Вокруг света
«Неформальная история итальянской спортивной одежды»: C.P. Company отмечают 50-летний юбилей выходом книги-монографии «Неформальная история итальянской спортивной одежды»: C.P. Company отмечают 50-летний юбилей выходом книги-монографии

Виртуальное путешествие по истории итальянской спортивной одежды

Esquire
Как вдохновляться на неинтересные дела Как вдохновляться на неинтересные дела

Найти вдохновение на дела, которые совсем не хочется делать

VC.RU
Жми на газ: как привычка экономить время мешает нам жить Жми на газ: как привычка экономить время мешает нам жить

Отрывок из книги основателей Business Relations «Контекст жизни»

Forbes
Изменил жене, оскорбил дочь, ударил сына: скандальные выходки рэпера Джигана Изменил жене, оскорбил дочь, ударил сына: скандальные выходки рэпера Джигана

Джиган известен не только своими треками, но и взрывным характером

Cosmopolitan
Космический туризм сильно влияет на изменение климата. Вот почему эту отрасль нужно серьезно контролировать Космический туризм сильно влияет на изменение климата. Вот почему эту отрасль нужно серьезно контролировать

Как космический туризм может навредить экологии

Популярная механика
Антипартизанский подвиг. Можно ли отказаться от борьбы за страну ради себя Антипартизанский подвиг. Можно ли отказаться от борьбы за страну ради себя

Спорт — проекция состояния общества, основанного на ценности самопожертвования

СНОБ
Новый туристический маршрут — Хакасия: зачем туда ехать и что посмотреть Новый туристический маршрут — Хакасия: зачем туда ехать и что посмотреть

Хакасия — земля пяти стихий

Cosmopolitan
Всемирно известный скульптор променял Англию и Италию на Читу, чтобы спасти родное село Всемирно известный скульптор променял Англию и Италию на Читу, чтобы спасти родное село

Оно уж готовилось к вымиранию, но теперь придется стать туристическим оазисом

Maxim
Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet Копировала идеи и изводила сотрудников, но подняла рынки вне США: разбор «фабрики стартапов» Rocket Internet

Rocket Internet создала сотни рабочих мест и привлекла внимание к рынкам

VC.RU
5 книг о создании имиджа от классиков психологии, фольклористики и пиара 5 книг о создании имиджа от классиков психологии, фольклористики и пиара

На что опираются маркетологи при формировании имиджа — расскажут эти книги

Популярная механика
Открыть в приложении