Зависимость от путешествий: как она возникает и чем опасна
Многие из нас любят путешествовать. Мы отправляемся в путь, радуясь возможности познакомиться с «дивным новым миром». Постепенно входим во вкус, отправляемся в странствия все чаще, забираемся все дальше. Однако в многочисленных «бесконтрольных» путешествиях таится опасность, неочевидная на первый взгляд.
Цифры упрямо говорят буквально о массовом помешательстве на туризме: по миру сегодня путешествуют порядка 1,4 млрд человек, а ведь это ни много ни мало 18% населения планеты. Правда, никто не знает, сколько в этой полуторамиллиардной армии туристов, а сколько — путешественников или кочевников.
Чаще всего мы начинаем именно как туристы: покидаем стены родного дома, чтобы отдохнуть от работы, окружения, повседневных обязанностей. Не планируем маршрут, покупаем массовый продукт — готовый тур, а с ним достопримечательности, которые «надо» увидеть, сервис, комфорт. Нас пугают любые отклонения от плана, мы не претендуем на глубокое погружение в новый мир и диалог с чужой культурой, наша цель — приятно провести время и вернуться домой. Не это ли имел в виду Гилберт Честертон, когда написал: «Путешественник видит то, что видит; турист видит то, что приехал увидеть»?
Некоторые туристы постепенно становятся путешественниками. В сфере их интересов на одну из первых позиций выходит «охота к перемене мест» — наравне с семьей, работой, домом, учебой, друзьями. Путешественник уже не полагается на волю туроператора, сам тщательно выбирает страну, регион и точки маршрута, читает об истории и культуре, учит языки, морально готовится к возможным неожиданностям и сам отвечает за себя.
Путешественник осознает огромный ресурсный потенциал поездок. Зачастую странствия по внешнему миру сопровождаются его внутренней трансформацией: поездки становятся катализатором перемен. И все же путешественник любит возвращаться домой, чтобы поведать близким о приключениях и спланировать новые. Он гармонично интегрировал путешествия в поток жизни, они для него — любимое хобби.
Но как только человек в иерархии ценностей отдельно выделяет путешествия и отодвигает на дальний план остальные, он становится тревел-зависимым. Отныне его мало волнуют рабочие проекты, семейные проблемы, общение с друзьями. Перерывы между путешествиями угнетают, окружающий мир кажется серым и скучным, близкие люди — погруженными в суету. Странствия становятся для зависимого чем-то вроде любимой работы, целиком поглощают энергию и время.