Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Weekend18+

Точка подозрения

Как современное искусство заставляет смотреть на сексуальное насилие

Анна Толстова

Courtesy Fondazione Prada / Photo credit Delfino Sisto Legnani Studio

Современное искусство, предъявляя зрителю образы сексуального насилия, ставит его перед моральной дилеммой: «смотреть — не смотреть», «участвовать — не участвовать», чтобы оставить с чувством легкой неловкости — при любом выборе.

Подозрения в порнографии давно преследуют искусство, и порой не без основания, ведь обнаженная натура — его lingua franca. В Музее Леопольда недавно прошла выставка, посвященная венскому фотографу Отто Шмидту, наладившему фотоиздательский бизнес глобального размаха — его продукция пользовалась спросом повсеместно, от Китая до обеих Америк. Что же принесло Шмидту такой успех? Нет, не венские типы, не альпийские пейзажи, не замки Австро-Венгрии, а порнография. Ее, разумеется, продавали под видом «сюжетов для художников» — но художники, которым не хватало денег на натурщицу, и правда пользовались такими изданиями не только по прямому назначению. Впрочем, мы вряд ли сможем однозначно сказать, что такое эти манерные шмидтовские ню — порнография, искусство или же «порно», замаскированное под «арт». Споря с одним британским философом, утверждавшим, будто произведение, вызывающее у зрителя эротический интерес, это «ложное искусство и дурные нравы», знаменитый английский историк искусства Кеннет Кларк писал в книге «Обнаженная натура»: «Ни одно изображение обнаженной натуры, даже самое абстрактное, не может не вызвать у зрителя отголосок эротического чувства, пусть это будет его легчайшая тень, а если оно не вызывает этого чувства — вот тогда это ложное искусство и дурные нравы». Однако возможна ли столь легкая реабилитация зрителя в случае изображений сексуального насилия (когда сексуальное понимается предельно широко — в диапазоне от страха изнасилования до комплекса кастрации)? Всегда ли можно оправдать вуайеристский интерес, ссылаясь на теорию психоанализа и практику сюрреализма? Всегда ли можно провести границу между эксплуатацией и критикой? Всегда ли работает алиби гуманистической интенции, коль скоро оно не смогло защитить и Гойю с «Бедствиями войны»?

Эдвард Кинхольц

«Five Car Stud», 1969–1972

Courtesy Fondazione Prada / Photo credit Delfino Sisto Legnani Studio

Впервые инсталляция (или, как это называл сам художник, tableau) Эдварда Кинхольца была выставлена в 1972 году в Касселе — на легендарной пятой documenta Харальда Зеемана, а затем пропала из поля зрения публики: ее купил некий японский коллекционер и она сорок лет пролежала на складе в Японии. Работа, ранее известная по фотографиям и теперь считающаяся главным творением Кинхольца, всплыла лет десять назад, гастролировала по музеям Америки и Европы и наконец попала в собрание Фонда Prada. Биография шедевра — исчезновение почти на полвека и невозможность толком рассмотреть детали на снимках — как будто бы писалась в соответствии с замыслом художника: его tableau показывала то, на что невозможно смотреть, и даже на documenta 1972 года, полной провокационных, не щадящих зрительских чувств произведений, выделялась как шокирующая и чуть было не подверглась нападению вандалов-неонацистов.

Фраза «Five Car Stud» — непереводимая на русский игра слов: в названии одной из самых популярных разновидностей покера, пятикарточного стада (five-card stud), намеренно допущена ошибка, так что «карта» превратилась в «автомобиль». На documenta инсталляция была выставлена позади Фридерицианума в шапито. Зайдя в цирковую палатку, зритель видел композицию из пяти образовавших круг машин, фары которых освещали жуткую сцену: шестеро белых мужчин в клоунских масках навалились на чернокожего и оскопляют его, в одной из машин можно разглядеть белую женщину, она плачет, ее рвет, вероятно, это подружка жертвы, ставшая причиной жестокой расправы блюстителей расовой чистоты над своим любовником. Сцена реалистична, как диорама: Кинхольц собирал одежду и реквизит по лос-анджелесским барахолкам, макси купил в каком‑то голливудском магазине костюмов, слепки для фигур делал со своих друзей. Но при этом сцена очень плохо освещена — чтобы понять, что происходит, надо войти в зону света фар, то есть в самый центр действа, примерив на себя роль пассивного зрителя (и, таким образом, соучастника)

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Достопримечательность города Достопримечательность города

Бордели с человекоподобными куклами – новый тренд или это уже слишком?

Playboy
Зачем военно-морскому флоту США понадобились самолеты F-14... И почему их вскоре списали Зачем военно-морскому флоту США понадобились самолеты F-14... И почему их вскоре списали

Решения американского командования зачастую оказываются абсурдными и глупыми

ТехИнсайдер
Суп кочевника Суп кочевника

Монгольский наваристый мясной суп

Вокруг света
Кто решает: как меняется роль женщин в маркетинге Кто решает: как меняется роль женщин в маркетинге

Среди топ-менеджеров все больше женщи

Forbes
20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Первый отрывок из нового романа Виктора Пелевина KGBT+ Первый отрывок из нового романа Виктора Пелевина KGBT+

Отрывок из романа KGBT+, в которой главный герой сидит в баночной тюрьме

Правила жизни
Как делают киборгов. На живого таракана установили удаленное управление и солнечную батарею Как делают киборгов. На живого таракана установили удаленное управление и солнечную батарею

Система для создания дистанционно управляемых тараканов-киборгов

ТехИнсайдер
Забыть и жить дальше: ученые нашли фермент, который контролирует травматические воспоминания Забыть и жить дальше: ученые нашли фермент, который контролирует травматические воспоминания

Открытие, которое поможет в лечении пациентов с ПТСР и другими расстройствами

Вокруг света
Алгоритм определил уровень боли мыши по выражению морды Алгоритм определил уровень боли мыши по выражению морды

Алгоритм анализирует положение усов, ушей и зажмуривание глаз у мышей

N+1
Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны» Умер Жан-Люк Годар. Вспоминаем 7 фильмов основоположника «новой волны»

«Сноб» рассказывает о семи фильмах основоположника французской «новой волны»

СНОБ
10 лучших турецких сериалов о любви, от которых невозможно оторваться 10 лучших турецких сериалов о любви, от которых невозможно оторваться

Турецкие сериалы захватили мир

VOICE
«Я календарь переверну»: в чем феномен хита Михаила Шуфутинского про 3 сентября «Я календарь переверну»: в чем феномен хита Михаила Шуфутинского про 3 сентября

Как песня Михаила Шуфутинского стала мемом?

Psychologies
Культовые фильмы о возможностях будущего Культовые фильмы о возможностях будущего

Триллеры, действия которых разворачиваются в фантазийном мире будущего

СНОБ
Зачем в старых домах нужно было окно между ванной и кухней? Зачем в старых домах нужно было окно между ванной и кухней?

У вас в доме тоже было окно между ванной и кухней? Зачем оно?

ТехИнсайдер
Хигураси Хигураси

Анаит Григорян не только посол японской культуры в русскоязычной литературе

Правила жизни
Выше потолка Выше потолка

Без данных, таланта и бесконечного потока идей сложно быть хорошим режиссером

OK!
Фейсфитнес в деле Фейсфитнес в деле

Фейсфитнес становится все более популярным

Лиза
Есть только МиГ Есть только МиГ

Все три года войны центральное место занимало противостояние ВВС СССР и США

Дилетант
Как небольшой шведский автопроизводитель на десять лет опережает остальную отрасль? Как небольшой шведский автопроизводитель на десять лет опережает остальную отрасль?

Почему автобренд Koenigsegg заслуживает внимания больше других

ТехИнсайдер
Сонная прокрастинация: почему мы никак не идем спать? Сонная прокрастинация: почему мы никак не идем спать?

Почему время, отведенное на сон, мы тратим на листание ленты или сериалы?

Psychologies
Возьмите в руки карандаш: творческое упражнение для достижения целей Возьмите в руки карандаш: творческое упражнение для достижения целей

Может ли творчество повысить вашу эффективность?

Psychologies
Невинные виноватые: история московских коллаборационистов 1812 года Невинные виноватые: история московских коллаборационистов 1812 года

Что заставило москвичей пойти на сотрудничество с врагом в 1812-м?

Вокруг света
Прийти в форму после отпуска Прийти в форму после отпуска

20-минутная жиросжигающая тренировка для тех, у кого нет времени на спортзал

Лиза
Гель-лак: плюсы, минусы и варианты дизайна Гель-лак: плюсы, минусы и варианты дизайна

Как сделать идеальный маникюр и как правильно снимать долгосрочное покрытие

РБК
Солевой спрей для волос: как использовать и какие укладки сделать Солевой спрей для волос: как использовать и какие укладки сделать

Производители косметики давно используют морскую соль как основу многих средств

РБК
«Теперь я знаю, что выбраться можно даже из такого» «Теперь я знаю, что выбраться можно даже из такого»

Серж Фаге — о жизни в СИЗО, медитации во время допросов и выходе из депрессии

Inc.
Пример для подражания. Катя Гуру Пример для подражания. Катя Гуру

Катя Гуру рассказала нам, как изменила судьбу тысяч женщин

VOICE
5 правил эффективного совещания от Рэя Далио 5 правил эффективного совещания от Рэя Далио

Правила для рабочих встреч, которые помогают проводить без лишней траты времени

Inc.
Несите «Оскар»: 5 лучших экранизаций последних лет Несите «Оскар»: 5 лучших экранизаций последних лет

Некоторые экранизации ничуть не уступают романам, на которых они основаны!

Maxim
Как Тиндер изменил нашу жизнь: гайд к 10-летию приложения Как Тиндер изменил нашу жизнь: гайд к 10-летию приложения

Как Тиндер изменил культуру свиданий и подход к отношениям

Psychologies
Открыть в приложении