Елена Стафьева о Lalique — историческом и современном

WeekendКультура

Стекло, текущее сквозь время

Елена Стафьева о Lalique — историческом и современном

Автор: Елена Стафьева

Рене Лалик. Набор флаконов, 1912–1925. Коллекция Музея Lalique в Эльзасе. Фото: Lalique

Мир Lalique отразился в их эльзасских владениях — в музее, мануфактуре и на вилле Рене Лалика,— как в хрустальной призме, причем в данном случае практически буквально. Но у Lalique есть современность, она не ограничивается хрустальными вазами и выходит далеко за пределы Эльзаса.

С потолка в фойе музея Lalique свисает гигантская люстра, для которой под сводами старого склада, где был устроен музей, пришлось установить специальную стальную балку. Впрочем, слово «свисает» совершенно не передает тот эффект, который она производит: кажется, что люстра прорастает сквозь своды своими гигантскими рублеными прямоугольными кристаллами из того, внешнего мира, где делают хрусталь, пошедший на ее изготовление, и вся соответствующая мифология — огонь, породы, печи, расплавленная хрустальная масса, мастера-стеклодувы — живо актуализируется в памяти. Люстра эта совершенно не напоминает ни цветы и стебли ар-нуво, ни элегантные фигуры и формы ар-деко, которые мы привыкли ассоциировать с предметами Lalique,— она выглядит брутально и монументально, и вполне соответствует расцветавшему тогда брутализму. Люстра была сделана в 1951 году уже при сыне Рене, Марке Лалике, который перевел Lalique со стекла на хрусталь, для центрального холла парижского Музея декоративного искусства. Она — живое свидетельство того, каким разным и каким современным всегда был Lalique.

Винжен-cюр-Модер, где находится музей, и соседний Хошбер, где находится мануфактура,— это фактически две деревни в глуши эльзасских лесов. Леса выглядят сказочно, но смысл в них для стекольно-хрустального производства был вполне практический: это дрова, а их для плавильных печей в те времена, когда они были основным топливом, требовалось огромное количество. Лес, вода и кремнеземы — вот что нужно для производства стекла и хрусталя, и все это было в здешних местах исторически, так же как исторически тут были и до сих пор остаются стекольные и хрустальные мануфактуры. Вот почему Рене Лалик в 1918 году расположился именно здесь, в северных Вогезах.

Музей совершенно уникальный — в нем есть все, что объединяет слово Lalique, от ранних украшений Рене Лалика (а он начинал именно как ювелир) до современных хрустальных фигур и коллекций, придуманных в креативной студии в последние годы. Между ними не только всем известные флаконы для духов (первый из них Лалик выплавил буквально у себя на кухне, чуть не спалив весь дом), с которых началась переквалификация Лалика-ювелира в Лалика-производителя художественного стекла, и не только такие же узнаваемые вазы «Вакханки» и «Ласточки», но и куда менее предсказуемые вещи. Например, стеклянные алтарные панели и распятие для часовни Нотр-Дам-де-Фиделите в Нормандии, сделанные Рене Лаликом в 1930-м, или тарелки, сделанные его дочерью Сюзанн Лалик-Авиланд для мануфактуры своего мужа, Theodore Haviland, тоже на рубеже 20-х и 30-х,— с аэропланами, кружащимися вокруг модели земного шара, или кораблями, бегущими по квадратным волнам,— которые внезапно заставляют вспомнить то, что делали наши авангардисты на Ленинградском фарфоровом заводе примерно в эти же самые годы.

Но если вы хотите понять, как выглядит мир Lalique, одного музея, конечно, мало — нужно непременно попасть на виллу Рене Лалика, которая, вопреки ожиданиям, совсем не мемориальный объект. Более того, современный стиль Lalique в его всеобъемлющем виде именно отсюда фактически и начался. Когда нынешний владелец Lalique, швейцарский коллекционер флаконов Lalique, предприниматель, парфюмерный энтузиаст, винодел и антрепренер Сильвио Денц купил в 2008 году компанию Lalique вместе со всем, что называется, estate, ему достался и довольно запущенный дом. На его вопрос «что это?» ответили, что это, собственно, дом, где жил Рене Лалик, и теперь он тоже принадлежит ему. Сильвио Денц решил сделать в нем маленький отель и, когда проект был запущен, решил, что это должен быть не просто отель с неким люксовым интерьером, но пространство, полностью посвященное стилю Lalique, и при этом современное, а не музейно-архивное. И тут стало понятно, что нужно самим и создать эту современность — из исторических элементов Lalique, но в новых объектах и в новых сочетаниях. Так возникла коллекция мебели Lalique, спроектированная Тиной Грин и Пьетро Мингарелли: бескомпромиссно роскошная версия ар-деко, увиденная глазами сегодняшних дизайнеров через выдающуюся историю Lalique, связанную именно с этой эпохой, к которой относятся многие главные декоративные мотивы, придуманные Лаликом. В этих интерьерах повторяющиеся элементы — нежное женское лицо в обрамлении локонов или воинственная женская голова Victoire mascot, то есть классика, придуманная самим Лаликом, соседствуют с современными штуками — например, женскими, не стилизованными и не идеализированными, а сделанными с натуры фигурами из новейшей коллекции Botanica.

Над барной стойкой на длинных шнурах висят хрустальные пластины Lalique с разными фигурами, в которых преломляется точечный свет, идущий с потолка, и это смотрится не так массивно, как люстра, очень легко, остроумно и функционально. Вообще весь дизайн там очень функционален.

Собственно, в Москве тоже скоро можно будет увидеть, каким Lalique представляет повседневность современного человека. В отреставрированном здании бывшего пассажа Попова устроен клубный дом Kuznetsky Most 12, где все пространства, общественные — лобби, лифты, лестницы, галереи и холлы — и частные — например, ванные комнаты в каждой квартире,— сделаны вместе с компанией Lalique. Свои гостиные, конечно, каждый владелец будет устраивать сам, но дизайнеры проекта придумали и для них разные варианты нынешнего стиля Lalique — от строгого, почти пуристского ар-деко до очень комфортного интерьера, только отдельными элементами отсылающего к истории.

Мир Lalique оказался способным вбирать самое разное время и пространство — от интерьеров «Восточного экспресса» (которые сейчас отреставрированы и продолжают служить его пассажирам) и знаменитого парижского ресторана George V до интерьеров токийского бутика Mikimoto или вот московского жилого дома. Стиль, когда-то придуманный Рене Лаликом и развитый его потомками и последователями, оказался пластичным и способным отвечать самым разным запросам. Но при этом узнаваться всегда и везде с первого взгляда — и это идеальная формула.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Открытый тупик Открытый тупик

Как Хамфри Богарт превращал любой финал в хеппи-энд

Weekend
Самоубийство семьи бургомистра Самоубийство семьи бургомистра

«Кризис закончен. Орудия затихли. Кто знал, как нам стоит поступить?»

Дилетант
«Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю» «Я женюсь на Гале каждый момент, когда на нее смотрю»

Галина Вишневская и Мстислав Ростропович. Две выдающиеся личности

OK!
Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы Любовь, сбивающая с ног: 10 культовых фильмов про свадьбы

Фильмы о свадьбе, которые заставят вас смеяться и плакать

Правила жизни
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Жизнь Васи Ложкина Жизнь Васи Ложкина

Художник Вася Ложкин: котики, музыка, театральная сцена

Отдых в России
Книга как искусство Книга как искусство

На протяжении долгих веков книга являлась главным хранителем информации

Знание – сила
Борьба с прогулами Борьба с прогулами

Антикоррупционные инициативы Андропова советские граждане встретили на «ура»

Дилетант
Легендарный Понтий Пилат Легендарный Понтий Пилат

Так кто же он был, этот римлянин, взявшийся судить Иисуса?

Знание – сила
Он лгал и учил лгать Он лгал и учил лгать

«Мы не знаем страны, в которой живем». А знаем ли мы Юрия Андропова?

Дилетант
Без диплома, но с работой Без диплома, но с работой

Почему студенты колледжей бросают учебу?

Ведомости
«Нечестная» игра Баше «Нечестная» игра Баше

Как найти выигрышную стратегию в игре Баше?

Наука и жизнь
«Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства «Кто богат детьми, богат и любовью, а любовь всего светлее»: Н.М. Карамзин – отец семейства

Николай Карамзин известен как «первый наш историк и последний летописец»

Знание – сила
Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы» Ольга Пивень: «ИИ все глубже интегрируется в бизнес-процессы»

Ольга Пивень о достижениях конференции «Цифровая индустрия промышленной России»

Ведомости
Наследие императора Наследие императора

Гатчина — для тех, кто хочет увидеть величие императорской России без туристов

Отдых в России
Каким ты будешь, городской бус? Каким ты будешь, городской бус?

Ждать ли нам завтра электробусов в каждом городе?

Наука и жизнь
Анекдотные коменданты Анекдотные коменданты

Генералы Башуцкий и Мартынов прославились как коллективный персонаж анекдотов

Дилетант
Балтийский берег Балтийский берег

Где лучше всего отдыхать на Балтийском море

Лиза
Открыть в приложении