Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

WeekendКультура

Синтезатор случайностей и ошибок

Дмитрий Морозов (::vtol::): звук как открытое произведение

Текст: Анна Толстова

«Zoltan», 2018. Фото: courtesy of ::vtol::

Московский медиахудожник Дмитрий Морозов (род. 1986), выступающий под псевдонимом ::vtol::, конструирует мультимедийные кинетические объекты и инсталляции, которые наполняют пространство странным звуком, а вместе с ним — ощущением, что не все в мире подчиняется принципам рациональности, целесообразности и выгоды.

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

«Настоящий художник помогает миру, раскрывая мистические истины», — еще в 1967 году насмешливо сообщал зрителю концептуалист Брюс Науман в текстовом объекте, закручивающемся неоновой спиралью, не столько мистической, сколько вывесочной. Рядовой потребитель без инженерного образования едва ли может развернуто объяснить, отчего раздвигаются створки турникета, когда подходишь поближе, почему гаджет сам собой поймал сеть Wi-Fi и каким образом на маленьком кусочке пластика можно записать столько данных, — мир дизайнерских девайсов и пользовательских интерфейсов скрывает от нас мистические тайны, лежащие в основе технологичной повседневности. Можно подумать, что Дмитрий Морозов (::vtol::), как настоящий художник по Брюсу Науману, берется сорвать дизайнерские покровы с мира, разоблачить, расколдовать, выставить напоказ тайную, хитро придуманную технологическую начинку. Сенсоры, датчики, транзисторы, роутеры, радиометки, сканеры, реле, платы, чипы, светодиоды, насосы, электромоторы постоянного тока, индукционные нагреватели и прочие непонятные штуки, закрепленные на хрупких треножниках и фермах, оплетенные проводами, как кровеносными сосудами, перемигивающиеся лампочками и переговаривающиеся синтетическим звуком, кажутся живыми существами — как будто бы с электронных приборов сняли корпуса и под пластиковыми оболочками обнаружились бьющиеся сердца и дышащие легкие. Невозможно поверить, что все это сделано не рукой технаря, инженера или программиста, что проектировщиком и непосредственным изготовителем этих высокотехнологичных организмов был гуманитарий, искусствовед, выпускник факультета истории искусства РГГУ, автор магистерской диссертации про архитекторов Баухауса, эмигрировавших в США и создавших американский вариант интернационального стиля.

Морозов родился в семье ученых-историков, причем его мать была одним из пионеров digital humanities в СССР, занималась применением информационных технологий в архивном деле и в гуманитарных науках, так что в доме очень рано по советским и постсоветским меркам появились компьютеры и интернет. Родители-историки в свою очередь были детьми инженеров, причем дед с материнской стороны работал в космической промышленности, руководил строительством орбитальных станций на заводе имени Хруничева и всегда был рад проконсультировать внука по любому вопросу, касающемуся летательных аппаратов. Потому что внук со школьных лет увлекся авиацией и принялся составлять интернет-энциклопедии, посвященные самолетам, соединяя родительские и дедовские профессиональные пристрастия. Первой большой любовью Морозова стали самолеты вертикального взлета и посадки (VTOL, Vertical Take-Off and Landing) — отсюда и псевдоним ::vtol::, похожий на имена проектов в электронной музыке. На территорию современного искусства ::vtol::, собственно, и попал благодаря электрозвуку.

Забавно, что студент-искусствовед, занимающийся Баухаусом со всеми его медийными экспериментами, свое личное увлечение электронной музыкой, самодельные — по причине студенческой бедности — инструменты и выступления с шумовыми сетами в художественном контексте не рассматривал. К тому современному искусству, с каким знакомили в университете, он оставался равнодушен, а маргинальные круги нойзеров, где ::vtol:: прославился не столько как музыкант, сколько как автор замысловатых синтезаторов и драм-машин, которые конструировал для себя и на продажу, казались «зазеркальем творческого мира».

Шумовая музыка привела его в Термен-центр Андрея Смирнова при Московской консерватории — ::vtol:: подружился с негласным лидером терменовской молодежи Сергеем Касичем и по его совету начал двигаться от инструментов в сторону больших интерактивных мультимедийных инсталляций. Поворотным пунктом в его биографии стал фестиваль «АбРаКаДаБрА» 2009 года, проходивший в Большом винохранилище на «Винзаводе» и собравший пеструю компанию музыкантов, медиахудожников, театральных экспериментаторов из числа студентов курса Кирилла Серебренникова в Школе-студии МХАТ и видеоартистов из числа студентов Кирилла Преображенского в Школе имени Родченко.

Ниша саунд-арта на рубеже 2000-х и 2010-х была не занята — вскоре ее заполнило созданное Касичем сообщество SoundArtist.ru, важной частью которого сделался ::vtol::. Инсталляции, перформансы, музыка для спектаклей проекта «Платформа» и «Гоголь-центра», лекции и воркшопы — креативная индустрия жаждала свежей крови, чего-то дикого, непричесанного и неакадемического вроде уличных художников или саунд-артистов поколения YouTube, исповедовавших DIY-эстетику. После «АбРаКаДаБрЫ» были «Art-Завод» в Екатеринбурге, предшественник Уральской индустриальной биеннале; «Архстояние» в Никола-Ленивце; 4-я Московская биеннале, которую курировал Петер Вайбель, директор Центра искусства и медиатехнологий в Карлсруэ (ZKM); Transmediale в Берлине; многочисленные Ars Electronica в Линце; выставки в ZKM — в полном соответствии со своим именем ::vtol:: переживал вертикальный взлет карьеры и легко преодолевал границы, странствуя по миру с фестиваля в резиденцию этаким вагантом саунд-арта. Восемь лет назад ::vtol:: начал сотрудничать со знаменитой люблянской галереей Kapelica, созданной Юрием Крпаном как лаборатория экспериментального искусства, и с недавних пор живет и работает в Словении.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всхлип тишины Всхлип тишины

Джошуа Оппенхаймер и его «Конец света»

Weekend
«Когда я боюсь , я иду напролом» «Когда я боюсь , я иду напролом»

Ксения Трейстер — о твердом характере и желании быть во всем первой

OK!
Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства Команда Санкт-Петербургской ярмарки искусства

Санкт-Петербургская ярмарка искусства перезапустила экосистему совриска

Собака.ru
Морское спокойствие Морское спокойствие

Виды на Персидский залив напрямую повлияли на выбор стилистики квартиры

SALON-Interior
Четыре всадника прогресса Четыре всадника прогресса

Футуролог — о неизбежности ИИ, крахе фармы, космической платине и энергетики

ТехИнсайдер
Весенний апгрейд Весенний апгрейд

6 способов обновить интерьер, не потратив ни копейки

Лиза
Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами Великий «щупальщик»: как художник Илья Репин работал со своими учениками и ученицами

В чем заключался преподавательский метод Репина?

Forbes
Команда «На взлёт» Команда «На взлёт»

Эксперты назвали художников, чьи работы имеют шанс вырасти в цене

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Кто мы и куда идем: фильмы о кризисе идентичности Кто мы и куда идем: фильмы о кризисе идентичности

Девять фильмов, помогающих выйти на тот самый «свой» путь

Правила жизни
Красавица сойка Красавица сойка

У нее рыжеватое оперение, черные крылья и хвост, а перья на плечах ярко-голубые

Знание – сила
Мешок со вшами Мешок со вшами

В октябре 1919 года войска Северо-Западной армии дошли до российской столицы...

Дилетант
Зачем кенгуру три влагалища и две матки? Такого вам не расскажут в школе Зачем кенгуру три влагалища и две матки? Такого вам не расскажут в школе

Говорят, что быть «немножко беременной» невозможно. Это вы скажите кенгуру

ТехИнсайдер
Оксана Акиньшина Оксана Акиньшина

В Оксане Акиньшиной сочетаются вещи, казалось бы, несовместные

Собака.ru
Новое небо Новое небо

Астрономы обнаруживают в космическом прошлом массивные и зрелые галактики

Наука
Психоистория коллекционирования Психоистория коллекционирования

Почему людям разных эпох неизменно нравилось собирать редкие вещи?

Правила жизни
Подружились, полюбились, спелись Подружились, полюбились, спелись

Творческое объединение «Под облаками» — это десять увлеченных людей

Seasons of life
Спину ровнее Спину ровнее

Опасность искривления позвоночника возрастает, когда ребенок идет в школу

Лиза
Джонсон и Джонсоны Джонсон и Джонсоны

Как семейный бизнес превратился в крупнейшую финансовую корпорацию

Деньги
3 причины для измены: анализируем каждую 3 причины для измены: анализируем каждую

Почему партнеры изменяют друг другу? И что делать, если вам изменили?

Psychologies
Электрический фантом Электрический фантом

Состоялся мировой дебют электрической Frauscher × Porsche 850 Fantom Air

Y Magazine
Лайфхаки, которые помогут пыли не оседать на поверхностях Лайфхаки, которые помогут пыли не оседать на поверхностях

Неужели нет никакого способа, чтобы пыль меньше оседала на поверхностях?

ТехИнсайдер
Космос по расписанию Космос по расписанию

Космические агентства, компании и стартапы рассказывают о своих планах заранее

ТехИнсайдер
2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются 2 причины, почему нарциссы всегда возвращаются

Зачем нарциссы возвращаются к своим бывшим снова и снова?

Psychologies
Спа среди хвойного леса Спа среди хвойного леса

Превращение неиспользуемой части гаража в домашний спа-комплекс

Идеи Вашего Дома
Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг Порноместь: 6 причин, почему мужчины делятся интимными фото и видео бывших подруг

Что такое порноместь и почему мужчины это делают

Psychologies
Точка баланса Точка баланса

Интерьер как фон для произведений искусства

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Как и зачем айтишник из Якутии пытается сохранить исчезающие языки малочисленных народов России с помощью современных технологий Как и зачем айтишник из Якутии пытается сохранить исчезающие языки малочисленных народов России с помощью современных технологий

Как эколог стал IT-специалистом и сложно ли ИИ говорить на редких языках

СНОБ
Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию Темная сторона сексуальности: как актриса Шэрон Стоун противостояла обесцениванию

История Шэрон Стоун: как общество относится к женской сексуальности

Forbes
«Тест на любовь»: женитьба времен пандемии «Тест на любовь»: женитьба времен пандемии

В МТМ — премьера мюзикла «Тест на любовь»

Монокль
Радость, усни Радость, усни

«Герой наших снов»: анекдот о славе и цифровом капитализме с Николасом Кейджем

Weekend
Открыть в приложении