Окончательное решение человеческого вопроса
«Дикая планета»: что французская анимационная антиутопия 1973 года говорит о современности
50 лет назад на фестивале в Канне специальный приз жюри получил полнометражный французский мультфильм «Дикая планета» режиссера Рене Лалу. Юбилей — уже повод для разговора, тем более что у фильма масса достоинств. Но у человека, который был ребенком в Советском Союзе начала восьмидесятых,— для Лалу свои благодарности. И свои счеты к Лалу тоже.
В любой энциклопедии вы прочтете, что француз Рене Лалу начинал в рекламном бизнесе, потом работал в психиатрической клинике, где делал мультфильмы с пациентами,— и если вы видели «Дикую планету» или другой его шедевр, «Властелинов времени», то этому факту не удивитесь. И вот только потом уже решил целиком посвятить себя анимации, от корометражек пришел к полному метру — и к успеху тоже пришел.
Там же вы прочтете, что «Дикая планета» — первый полнометражный мультфильм, снятый французским режиссером, а также — наш европейский ответ Диснею: сюжет, ориентированный на взрослых, предельная жесткость сценария (люди гибнут толпами, самый настоящий геноцид) и вместо гладких слащавых рисунков — перекладочная техника.
Ответ, кстати, почти совсем «наш» (хотя в советский прокат «Планета» не выходила) в том смысле, что не только европейский, но и социалистический: снимали кино в Праге. В основе сюжета — роман модного тогда французского фантаста Стефана Вуля, но сценаристы (сам Вуль, Лалу и Ролан Топор) обошлись с сюжетом почти безжалостно. В киноповествовании гладкости нет: сначала все очень медленно, мир мультфильма приучает к себе неспешно, втягивает, засасывает, а потом вдруг действие спрессовывается, становится до предела стремительным — и логика приносится в жертву экшену.
А что же там, собственно, за сюжет? Планета Игам, где обитают драги — существа продвинутые и высокодуховные. Одна из космических экспедиций драгов побывала на Земле и привезла оттуда омов — то есть, по-русски говоря, людей (французам намек понятней). Драги не только продвинутые, они еще и гиганты по сравнению с маленькими человечками. Люди у них — вместо домашних животных, и драгские ученые спорят, можно ли считать разумными этих забавных зверьков. Домашних людей холят, но