Общество употребления
Михаил Трофименков о Тимоти Лири в фильме Эррола Морриса.
На Beat Film Festival в Москве покажут «Мою психоделическую историю любви» Эррола Морриса, новый фильм главного документалиста современности, в котором Джоанна Харкорт-Смит рассказывает о своей жизни с Тимоти Лири, гуру психоделической революции и «врагом общества номер один» по версии президента Никсона.
На первый взгляд, «Моя психоделическая история любви» — не более чем богато аранжированное в психоделическо-коллажной эстетике конца 1960-х интервью с Джоанной Харкорт-Смит (1946–2020), женщиной, замечательной во всех отношениях. В 1972–1977 годах она числилась боевой подругой и гражданской женой Тимоти Лири (1920–1996). Блестящий гарвардский профессор, считающийся основоположником нескольких направлений в психологии, Лири стал гуру контркультуры и, по словам президента Никсона, «врагом общества номер один», когда, причастившись мескалину и ЛСД, начал проповедовать радикальное расширение сознания во имя радикального изменения несправедливого миропорядка.
Судьба Лири — готовый сценарий для дюжины триллеров. Тут тебе и аресты по наркотическим статьям, последний из которых увенчал 38-летний приговор. И побег из тюрьмы: искусно манипулируя сознанием тюремщиков, Лири добился щадящего режима и сбежал при помощи боевиков леворадикальной группировки «Метеорологи». И конспиративная эвакуация в Алжир, где Лири приветили скрывавшиеся там лидеры «Черных пантер». И новый побег — теперь уже от «пантер», вроде бы взявших Лири с его тогдашней, четвертой по счету женой в заложники. И метания по миру в компании Харкорт-Смит, которые завершились в январе 1973-го похищением их агентами ЦРУ в Кабуле, куда любовников занесло по неизвестной науке причине, и новым заключением Тимоти, продлившимся три с половиной года.
Эррол Моррис прославился «Тонкой голубой линией» (1988), где он выступал одновременно в амплуа режиссера и частного детектива, расследующего убийство, за которое герой фильма был несправедливо приговорен к смертной казни. Здесь же Моррис сначала кажется добрым следователем, терпеливо внимающим признаниям Харкорт-Смит в безбрежной любви к сексуальнейшему и мудрейшему в мире мужчине. А потом словно бы исчезает — остается лишь закадровый голос, задающий Джоанне невинные наводящие вопросы.