Андрей Кузькин: перформативная поэзия

Weekend18+

Концептуальный романтизм

Андрей Кузькин: перформативная поэзия

Текст: Анна Толстова

Фото: Dieter Kovacic

Московского художника Андрея Кузькина (род. 1979) записывали в наследники московского концептуализма и преемники московского акционизма, но его перформативная поэзия всегда отличалась неповторимой интонацией, а путь в искусстве — абсолютной непредсказуемостью.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

Этот текст — часть проекта «Обретение места. 30 лет российского искусства в лицах», в котором Анна Толстова рассказывает о том, как художники разных поколений работали с новой российской действительностью и советским прошлым.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

В 1979 году в свет вышел «Московский романтический концептуализм»: Борис Гройс опубликовал в сам- и тамиздатских журналах знаменитое эссе, где сам же и написал, что понятие это — чистый оксюморон и «звучит чудовищно», и художники, о которых шла речь в статье, тоже не приняли определения «романтический», так что крылатые слова, не превратившись в термин, остались памятником эпохе, когда рождалась новая критика нового искусства. Кто бы мог подумать, что в том же году на свет появится человек, в будущем — художник, для искусства которого не найти лучшей дефиниции, чем «московский романтический концептуализм».

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

Перформанс «По кругу», показанный в 2008 году в подмосковном Веретьеве, на «арт-лагерном» пленэре первой московской молодежной биеннале «Стой! Кто идет?», заставил всю Москву выучить новое имя: Андрей Кузькин. Человек, часами наворачивающий круги в застывающем цементе, выглядел невесть откуда взявшимся наследником Олега Кулика, к тому времени уже сходившего с акционистской сцены. При ближайшем рассмотрении оказалось, что молодой художник не то чтобы все свои 30 лет сиднем сидел и что наследство у него имеется, но не акционистское: про его умершего накануне 33-летия отца, Александра Кузькина, мастера поэтического мейл-арта, говорили, что, когда бы не ранняя смерть, его место в концептуалистском пантеоне было бы где-то рядом с Дмитрием Александровичем Приговым; мать и отчим, график Ольга Лозовская и конструктор метафизических объектов и инсталляций Евгений Гор, принадлежали к рафинированным и далеким от официоза художественным кругам. Кузькин-младший, закончивший по примеру отца Полиграфический институт (однокурсницей Андрея Кузькина была Виктория Ломаско) и работавший, как и отец, в книжном дизайне, в модных школах современного искусства не учился, его университетами стал этот семейный круг, со временем расширившийся до сообщества «Коллективных действий» Андрея Монастырского.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

«"Что это?" — "Это криво нарисованный круг"» — у Кузькина-старшего была серия посланий-перевертышей, аверс с вопросом, реверс с ответом. Кузькин-младший, похожий на отца как две капли воды — и внешне, и почерком, и любовью к игре в искусстве, и склонностью к интимной, дневниковой поэзии-графике, превращающейся у сына в сценарий перформативного проживания жизни,— будет вести бесконечный диалог с умершим. И когда, отталкиваясь от отцовской литографии «99 пейзажей с деревом», примется за серию акций «Явление природы, или 99 пейзажей с деревом» (с 2010 года): образ человека, зарывшегося с головой в землю так, что из почвы, словно ствол и крона, вырастают обнаженное туловище, руки и ноги, стал своего рода визитной карточкой художника (как только число акций, проходящих в разных странах и порой заканчивающихся знакомством с полицией, достигнет 99, проект будет закончен — 99 эпизодов видео, перемежающихся «эпизодами» литографии, должны быть смонтированы в один фильм). И когда, приближаясь к роковому для отца порогу 33-летия, решит начать жизнь наново, с чистого листа: разденется догола, побреется наголо и замурует все пожитки из мастерской — рукописи, рисунки, картины, инструменты, одежду, документы — в стальные коробки, раскрыть которые завещано через 29 лет, потому что число 29 имеет мистическое значение в его семейной нумерологии (акция «Все впереди!», 2011, проходила в «Открытой галерее» Натальи Тамручи, ставшей главным критиком и куратором художника). И когда, истекая кровью, будет вырезать на груди скальпелем слова «Что это?» (акция «Основой вопрос», 2013, проходила в галерее «Триумф»). Несколько недель спустя фотографии с «основным вопросом», выгравированным на груди художника, расклеят на деревьях в подмосковном лесу близ деревни, где прошло его детство,— в акции «Реклама» (2013), описанной в сумбурном многостраничном тексте, примут участие самые близкие друзья-художники вроде Маши Сумниной или Ольги Кройтор. В этих одиноких или же доступных лишь избранному кругу «поездках за город» по местам, связанным с детскими воспоминаниями, в нервных, то и дело сбивающихся с прозы на поэзию текстах, где описания акций разрастаются до фрагментов автобиографического романа, Кузькин-младший неожиданно предстанет наследником Монастырского. Диалог с отцом и художниками его круга и поколения обернется радикальным хождением по краю — смерти и безумия.

Из проекта «1 4 12 3 18 9 16 1 — 15 8 99 3», 2009–. Фото: Андрей Кузькин

Перформанс «По кругу» принесет Кузькину его первую «Инновацию» — вскоре он соберет внушительную коллекцию премий, его полюбят галереи, музеи, фонды, центры, ярмарки и биеннале, процветавшие на рубеже 2000-х и 2010-х, он станет фаворитом глянца. С ложью глянца будет бороться в плакатном перформансе «Противостояние» (2009), много часов подряд смывая растворителем гламурные картинки со страниц глянцевой прессы (видимо, тут проявилась и любовь к графическому дизайну, которым проходилось зарабатывать после института), с рынком — эстетизацией всевозможного мусора, случайностей и непредсказуемостей. Впрочем, мусор, вещные сгустки и обрывки воспоминаний, случайные находки и потери, странные совпадения — то, из чего сотканы тайные кузькинские акции, не предназначенные для постороннего глаза и сохраняющиеся в текстах художника, скупо проиллюстрированных фото- и видеодокументацией,— служат более важной цели: тому, чтобы постичь непостижимое, механизмы памяти и времени. Институции, охочие до молодежи и привыкшие к студентам модных школ современного искусства, что причесаны под одну гребенку и на каждом шагу цитируют Беньямина с Агамбеном, Кузькин очарует дикостью, неприрученностью, романтическим бунтарством, шизофренической смесью эскапизма и эксгибиционизма. Когда, с одной стороны, готов бежать в лес, в сон (одной из кузькинских перформативных тактик было спать во время вернисажа), в молчание и затворничество, а с другой стороны, пишет сокровенную автобиографию на городском заборе, выставляет на всеобщее

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Воспроизведение неслышанного Воспроизведение неслышанного

Как музыканты-аутентисты возвращаются в прошлое, но оказываются в настоящем

Weekend
Огоньки большого города Огоньки большого города

«Личная жизнь»: японская мелодрама из жизни социальных работников

Weekend
Белое или красное Белое или красное

Продукты и блюда, которые отлично сочетаются с разными видами вина

Лиза
Полюбить будни: как находить радость в повседневной жизни и рабочей рутине Полюбить будни: как находить радость в повседневной жизни и рабочей рутине

Отрывок из книги «Обычный вторник» — о том, как наполнить смыслом повседневность

Forbes
Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами» Наталья Зубаревич: «Произошло перераспределение инвестиционных потоков между регионами»

Наталья Зубаревич — к какому кризису стоит готовиться бизнесу

РБК
41-летняя комедиантка страдает от хронического сексуального возбуждения после смерти отца 41-летняя комедиантка страдает от хронического сексуального возбуждения после смерти отца

«Эффектом освобождения» — как смерть может влиять на дофоминовую систему?

Psychologies
Хлебозрелище Хлебозрелище

«Рагу Додена Буффана», или Как еда стала универсальным источником эмоций в кино

Weekend
Война заканчивается, а «послевойны» — никогда Война заканчивается, а «послевойны» — никогда

Побежденная Германия глазами Генриха Бёлля

Weekend
«Михалков покорил Мордюкову усами, одеколоном и «мерседесом», — рассказывал Виктор Мережко «Михалков покорил Мордюкову усами, одеколоном и «мерседесом», — рассказывал Виктор Мережко

Я был очень наглым. Когда учился на первом курсе ВГИКа, просочился в Дом кино...

Коллекция. Караван историй
Психология против эзотерики Психология против эзотерики

Как отличить научный подход от мистицизма и шарлатанства

Лиза
Дети оказались любопытнее обезьян Дети оказались любопытнее обезьян

Человеческие дети более любопытны, чем орангутаны, гориллы, шимпанзе и бонобо

N+1
7 фильмов о разрушительной силе любви 7 фильмов о разрушительной силе любви

Фильмы о всепоглощающем чувстве любви, которой отдается в жертву самое дорогое

Maxim
Медовые маски и патчи из огурцов: почему народные средства не помогут вашей коже Медовые маски и патчи из огурцов: почему народные средства не помогут вашей коже

На что нужно обращать внимание, выбирая косметику?

Psychologies
Бережный уход: как получить все, если приходится сменить работу Бережный уход: как получить все, если приходится сменить работу

Итак, ты решила: пора увольняться, как сделать это правильно?

VOICE
Из Замка в Замок. О чем и как писал Франц Кафка Из Замка в Замок. О чем и как писал Франц Кафка

Почему кафкианские герои постоянно находятся в болезненном состоянии?

СНОБ
Неандертальцы умели молоть муку. Возможно, люди 40 тысяч лет назад научились этому у них Неандертальцы умели молоть муку. Возможно, люди 40 тысяч лет назад научились этому у них

Задолго до изобретения сельского хозяйства люди уже умели молоть зерно в муку

ТехИнсайдер
На страже равнин На страже равнин

Как сохранить cтепи, прерии, саванны и пампасы?

Вокруг света
Проклятие «Титаника»: почему говорят, что спустя 111 лет лайнер продолжает губить людей Проклятие «Титаника»: почему говорят, что спустя 111 лет лайнер продолжает губить людей

Когда «Титаник» потерпел крушение, тут же поползли слухи о проклятии

VOICE
Тонкости перехода Тонкости перехода

Управляющие ищут замену западным активам

Деньги
Рита и Саша Кутуковы Рита и Саша Кутуковы

Рита и Саша Кутуковы взрастили локальный бренд демократичной обуви Sintezia

Собака.ru
Теоретическое знание: почему на рынке не хватает действительно готовых к работе людей Теоретическое знание: почему на рынке не хватает действительно готовых к работе людей

Как дать дорогу молодым специалистам и не во вред бизнесу?

Forbes
И рублем, и советом, и сервисом И рублем, и советом, и сервисом

Развитию туристической отрасли способствует комплексная господдержка

РБК
Ужасная история Эбена Байерса, который три года пил радий, пока у него не отвалилась челюсть Ужасная история Эбена Байерса, который три года пил радий, пока у него не отвалилась челюсть

В 90-х американцы только и говорили, что о чудодейственной радиоактивной терапии

ТехИнсайдер
Жизнь вечная. 8 книг о высоких технологиях в медицине Жизнь вечная. 8 книг о высоких технологиях в медицине

Подборка захватывающего медицинского нон-фикшена

СНОБ
Чему учили школьников на НВП в СССР? Чему учили школьников на НВП в СССР?

В СССР в был предмет «Начальная военная подготовка». Чему на нем учили?

Maxim
Можно ли улучшить память? Можно ли улучшить память?

Что мы запоминаем и почему?

VC.RU
Ешь, пей, танцуй Ешь, пей, танцуй

Ереван — одно из самых трендовых направлений года.

Robb Report
Как подобрать форму носа по типу лица: лучшая памятка от хирурга перед ринопластикой Как подобрать форму носа по типу лица: лучшая памятка от хирурга перед ринопластикой

Врач рассказал, как грамотно подготовиться к пластике носа

VOICE
Игра по-круппному Игра по-круппному

Как семейная компания повлияла на историю Европы

Деньги
Дети и взрослые с СДВГ: отвечаем на самые важные вопросы Дети и взрослые с СДВГ: отвечаем на самые важные вопросы

Как отличить особенности поведения или темперамента ребенка от диагноза?

Psychologies
Открыть в приложении