Что будет производить smart city
Григорий Ревзин о городе будущего
Из города ушло производство, но он по-прежнему понимается как завод. Теперь это завод, производящий городскую жизнь. Он производит эту жизнь гораздо эффективнее, чем аналоги, — надежнее, быстрее, дешевле.
Исход производства из городов — это источник тревожной радости. Радость понятна — больше не нужны промзоны, грузовые перевозки, больше не надо свозить тысячи людей к одному заводу к семи утра, улучшается экология, уходит в прошлое образ города-монстра, жизнь жителей которого улетает жирным дымом в трубы заводов. Тревога относится к области вытесненных страхов — что ж мы все будем делать, если ничего не производить? Не выйдет ли какой-нибудь зависимости от тех мест, где все ж таки как раз производят, — Америки от Китая, Москвы от Сибири? Впрочем, пока живем.
Есть, однако, страх или скорее удивление другого рода. Промышленное производство — это порождение величественной машинной цивилизации XIX века. Собственно европейской цивилизации, того фундамента, на котором выстроена современность. Гениальных научных и инженерных школ, менеджмента, общественных институтов, финансов и т. д. И не какой-то бастард этой цивилизации, нет, ее главное детище, воплощение, средоточие. Оно ушло. Странно, ну пусть. Но куда это все делось? Куда из города уходит деятельность ученых, инженеров, менеджеров, финансовых групп, военных, наконец, которые всю эту цивилизацию заказывали? Тоже исчезли? Одни хипстеры, кафе с ресторанами, магазины да местные сообщества остались?
А это все, между прочим, устроено не на тех принципах, которые составляют, так сказать, кодекс современной урбанистики. Например, мы очень ценим разнообразие в городе. Но если в технической цивилизации случается разнообразие, то гайки с дюймовой резьбой не подходят к болтам с метрической, а в европейские розетки не лезут английские вилки. Мы считаем само собой разумеющимся, что в городе мнения его жителей равноправны, но с позиций науки никакого равенства мнений быть не может. Там нужны не мнения, а знания. Наука выстроена на иерархии истины, тут есть авторитеты, они имеют право репрессировать несогласных. Это прямо противоречит сегодняшнему представлению о том, что городское сообщество должно строиться как сетевая, а не иерархическая система, и если увлечься и счесть урбанистику наукой, то с такими взглядами долго в городе не протянешь. Но при этом не покидает ощущение, что где-то вся эта цивилизация-машина существует и даже работает, и хотя не вполне понятно как, но современный мир едет на ней же.
В 2010-е годы тогдашний мэр Рио-де-Жанейро Эдуарду Паис вместе с IBM выстроил фантастическую машину виртуального города. Начиналось все с попытки противостоять природным катастрофам, после того как ураган и наводнение смыли в 2010 году район фавел в центре города. Сотни датчиков теперь позволяют предсказать такие неприятности за 48 часов, так что никто не погибнет, а ливневку можно почистить заранее. Дальше выяснилось, что погода — не единственная беда, которая грозит городу. И по динамике преступности в том или ином районе города можно сразу увидеть, где у нас в ближайшее время будут уличные столкновения. А они, кстати, как и затопления, прямо влияют на транспортную ситуацию, и можно принять меры. А вот этот уровень преступности — он зависит от качества образования и медицины в данном районе города. Так что если вы решили закрыть тут школу или поликлинику — готовьтесь к уличным боям и пробкам. И так далее. Ситуационная комната в Рио теперь выглядит как центр управления полетами, и там на гигантском мониторе в реальном времени отображаются тысячи параметров — экологических, социальных, экономических, транспортных и т. д. , — позволяющих видеть, какие у нас на данный момент времени угрозы. Я думаю, что построение такой системы — мечта градоначальников сотен городов, в том числе и Москвы, тем более что в Рио в этот центр запрещен доступ журналистам. IBM, судя по тому, сколько ума и труда они вложили в Рио, тоже так думает.