Из города ушло производство, но он по-прежнему понимается как завод

WeekendИстория

Что будет производить smart city

Григорий Ревзин о городе будущего

Ольга Розанова. «Город», 1913. Фото: Ольга Розанова / Нижегородский государственный художественный музей

Из города ушло производство, но он по-прежнему понимается как завод. Теперь это завод, производящий городскую жизнь. Он производит эту жизнь гораздо эффективнее, чем аналоги, — надежнее, быстрее, дешевле.

Исход производства из городов — это источник тревожной радости. Радость понятна — больше не нужны промзоны, грузовые перевозки, больше не надо свозить тысячи людей к одному заводу к семи утра, улучшается экология, уходит в прошлое образ города-монстра, жизнь жителей которого улетает жирным дымом в трубы заводов. Тревога относится к области вытесненных страхов — что ж мы все будем делать, если ничего не производить? Не выйдет ли какой-нибудь зависимости от тех мест, где все ж таки как раз производят, — Америки от Китая, Москвы от Сибири? Впрочем, пока живем.

Есть, однако, страх или скорее удивление другого рода. Промышленное производство — это порождение величественной машинной цивилизации XIX века. Собственно европейской цивилизации, того фундамента, на котором выстроена современность. Гениальных научных и инженерных школ, менеджмента, общественных институтов, финансов и т. д. И не какой-то бастард этой цивилизации, нет, ее главное детище, воплощение, средоточие. Оно ушло. Странно, ну пусть. Но куда это все делось? Куда из города уходит деятельность ученых, инженеров, менеджеров, финансовых групп, военных, наконец, которые всю эту цивилизацию заказывали? Тоже исчезли? Одни хипстеры, кафе с ресторанами, магазины да местные сообщества остались?

А это все, между прочим, устроено не на тех принципах, которые составляют, так сказать, кодекс современной урбанистики. Например, мы очень ценим разнообразие в городе. Но если в технической цивилизации случается разнообразие, то гайки с дюймовой резьбой не подходят к болтам с метрической, а в европейские розетки не лезут английские вилки. Мы считаем само собой разумеющимся, что в городе мнения его жителей равноправны, но с позиций науки никакого равенства мнений быть не может. Там нужны не мнения, а знания. Наука выстроена на иерархии истины, тут есть авторитеты, они имеют право репрессировать несогласных. Это прямо противоречит сегодняшнему представлению о том, что городское сообщество должно строиться как сетевая, а не иерархическая система, и если увлечься и счесть урбанистику наукой, то с такими взглядами долго в городе не протянешь. Но при этом не покидает ощущение, что где-то вся эта цивилизация-машина существует и даже работает, и хотя не вполне понятно как, но современный мир едет на ней же.

В 2010-е годы тогдашний мэр Рио-де-Жанейро Эдуарду Паис вместе с IBM выстроил фантастическую машину виртуального города. Начиналось все с попытки противостоять природным катастрофам, после того как ураган и наводнение смыли в 2010 году район фавел в центре города. Сотни датчиков теперь позволяют предсказать такие неприятности за 48 часов, так что никто не погибнет, а ливневку можно почистить заранее. Дальше выяснилось, что погода — не единственная беда, которая грозит городу. И по динамике преступности в том или ином районе города можно сразу увидеть, где у нас в ближайшее время будут уличные столкновения. А они, кстати, как и затопления, прямо влияют на транспортную ситуацию, и можно принять меры. А вот этот уровень преступности — он зависит от качества образования и медицины в данном районе города. Так что если вы решили закрыть тут школу или поликлинику — готовьтесь к уличным боям и пробкам. И так далее. Ситуационная комната в Рио теперь выглядит как центр управления полетами, и там на гигантском мониторе в реальном времени отображаются тысячи параметров — экологических, социальных, экономических, транспортных и т. д. , — позволяющих видеть, какие у нас на данный момент времени угрозы. Я думаю, что построение такой системы — мечта градоначальников сотен городов, в том числе и Москвы, тем более что в Рио в этот центр запрещен доступ журналистам. IBM, судя по тому, сколько ума и труда они вложили в Рио, тоже так думает.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

И твоя мама тоже И твоя мама тоже

«Все совпадения неслучайны»: первый сериал Альфонсо Куарона

Weekend
Возвращение «пилы Чурова»: о чем свидетельствуют нарушения при голосовании о поправках в Конституцию Возвращение «пилы Чурова»: о чем свидетельствуют нарушения при голосовании о поправках в Конституцию

Насколько честно проходила компания по изменению Конституции России

Forbes
Отставка Отставка

От заседания Президиума ЦК 13 и 14 октября 1964 г. осталась протокольная запись

Дилетант
Гороскоп советского кино: какая ты героиня по знаку зодиака? Гороскоп советского кино: какая ты героиня по знаку зодиака?

Хочешь узнать, на какую именно героиню ты похожа? Читай наш гороскоп!

Cosmopolitan
После Ленина: гибель левой оппозиции После Ленина: гибель левой оппозиции

Как соратники тяжело больного Ленина начали ожесточённую борьбу за власть

Дилетант
Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе Почему 20-летние больше не хотят «убивать» себя на работе

Отношение к работе как к основной ценности в жизни устарело

Forbes
С запахом еды: опасно ли использовать пищевые ароматизаторы С запахом еды: опасно ли использовать пищевые ароматизаторы

Способны ли синтетические ароматизаторы заменить ароматы продуктов питания?

Популярная механика
The New Republic (США): смертоносное одиночество The New Republic (США): смертоносное одиночество

Кто такие одинокие люди, какова ключевая составляющая этого чувства и чем опасно

ИноСМИ
Легкие люди: Алина Фаркаш о том, почему одним живется легко, а другим - трудно Легкие люди: Алина Фаркаш о том, почему одним живется легко, а другим - трудно

Почему для одних жизнь — вечная борьба, а для других — дождь из подарков судьбы?

Cosmopolitan
Когда 3 мало, а 6 — уже много: почему у автомобиля 4 колеса Когда 3 мало, а 6 — уже много: почему у автомобиля 4 колеса

Почему подавляющее большинство легковых машин имеют 4 колеса?

Популярная механика
ЗИС-110 vs Packard 180: как в СССР содрали американский “членовоз” ЗИС-110 vs Packard 180: как в СССР содрали американский “членовоз”

Любимый автомобиль Сталина — Packard 180 или ЗИС-110?

Популярная механика

Оксана Самойлова впервые высказалась о несостоявшемся разводе с рэпером Джиганом

Cosmopolitan
The Beatles сыграли важную роль The Beatles сыграли важную роль

За последние два десятилетия Дэнни Бойл вошел в историю кинематографа

Playboy
Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях Застрявшие миллиарды для обманутых дольщиков: Счетная палата сочла неэффективной господдержку покупателей жилья в недостроях

Фонд защиты прав дольщиков помог завершить возведение всего 3000 квартир

Forbes
ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР ЛиАЗ-667: история самого любимого автобуса в СССР

ЛиАЗ-667 - такой же символ эпохи, как автомат с газировкой

Популярная механика
На островах Тонга обнаружили остатки полуметрового вымершего голубя На островах Тонга обнаружили остатки полуметрового вымершего голубя

Вид голубей Tongoenas burleyi обитал на деревья и кормился фруктами

N+1
Парься меньше, живи больше: почему пофигизм стал религией посткризисной эпохи Парься меньше, живи больше: почему пофигизм стал религией посткризисной эпохи

Какую философию продают авторы незамысловатых трактатов о лучшей жизни?

Forbes
Пружинка слинки: игрушка, рожденная на войне Пружинка слинки: игрушка, рожденная на войне

Знаменитая игрушка пружинка слинки появилась в США в разгар Второй Мировой войны

Популярная механика
Плюсы и минусы поддержки IT отрасли Плюсы и минусы поддержки IT отрасли

Правительство РФ утвердило беспрецедентные меры для поддержки IT-сферы

СНОБ
Она такая одна! Кэтрин Бигелоу — женщина-режиссер с «Оскаром» Она такая одна! Кэтрин Бигелоу — женщина-режиссер с «Оскаром»

Кэтрин Бигелоу разрывает все шаблоны о женщинах в кино

Cosmopolitan
La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю? La Vanguardia (Испания): полезно ли есть больше двух яиц в неделю?

Сколько яиц можно есть и как рекомендуют их употреблять?

ИноСМИ
Шум воды и ветра заставил горных колибри общаться на рекордно высоких частотах Шум воды и ветра заставил горных колибри общаться на рекордно высоких частотах

Что показало новое исследование высокогорных ореад

N+1
Как заставить себя делать то, что не хочется: 9 способов борьбы с ленью Как заставить себя делать то, что не хочется: 9 способов борьбы с ленью

Как справиться со своей ленью?

Playboy
Туристы из будущего: 7 маршрутов для неукротимых оптимистов Туристы из будущего: 7 маршрутов для неукротимых оптимистов

Мечтаем об увлекательных маршрутах и манящих локациях

Playboy
Доктор Смерть: британский врач, убивший несколько сотен пациентов Доктор Смерть: британский врач, убивший несколько сотен пациентов

Гарольд Шипман, убивший несколько сотен пациентов, обвел всех вокруг пальца

Cosmopolitan
Давно не Роза и Джек: как сейчас выглядят и чем живут звезды фильма «Титаник» Давно не Роза и Джек: как сейчас выглядят и чем живут звезды фильма «Титаник»

Знаменитому фильму Джеймса Кэмерона в этом году исполняется 23 года

Cosmopolitan
Широка страна моя Широка страна моя

Лето-2020 – время путешествий по России

Grazia
Из Еревана — в Калифорнию: чем приложение PicsArt Ованнеса Авояна покорило мир Из Еревана — в Калифорнию: чем приложение PicsArt Ованнеса Авояна покорило мир

Ованнес Авоян о креативности, AI и недоверчивых инвесторах из Кремниевой долины

РБК
Астрономы увидели ультрафиолетовое свечение после взрыва белого карлика Астрономы увидели ультрафиолетовое свечение после взрыва белого карлика

Как в космосе производятся такие тяжелые металлы, как железо

N+1
Суперъяхты из «старых калош»: лодки богатейших людей мира, переделанные из военных кораблей и гражданских судов Суперъяхты из «старых калош»: лодки богатейших людей мира, переделанные из военных кораблей и гражданских судов

Зачем миллиардеры тратят деньги на перестройку старых лодок

Forbes
Открыть в приложении