Благоденствие из головы диктатора
Зачем государству равенства в утопии Дени Вераса «История севарамбов» нужен абсолютный монарх
Это знаменитая утопия, и знаменитость составляет, пожалуй, ее загадку. Я бы не назвал этот текст увлекательным ни в литературном, ни в политико-философском смысле. Он написан человеком, не известным ничем, кроме создания этого текста. Тем не менее: в 1675 году книга выходит на английском, в 1677-м — на французском, в 1682-м — на голландском, в 1689-м — на немецком, в 1728-м — на итальянском. Во втором английском издании к трем вышедшим частям неизвестный автор дописывает еще две. «Жизнь Вераса целиком принадлежит XVII веку, но подлинный успех «Истории севарамбов» относится к следующему столетию. <…> Ее читают Вольтер и Монтескье, Лейбниц и Кант, и что особенно важно — это первая утопия, достигшая массового читателя того времени». Это цитата принадлежит Леониду Воробьеву, российскому исследователю истории литературной утопии.
Этот текст — часть проекта «Оправдание утопии», в котором Григорий Ревзин рассказывает о том, какие утопические поселения придумывали люди на протяжении истории и что из этого получалось.
Неизвестно, когда родился и когда умер Дени Верас. Известно, что он начал карьеру как военный, но далее получил юридическое образование и в 1660 году стал доктором права — на этом основании год его рождения определяется около 1630-го. Он был протестантом, из-за религиозных преследований эмигрировал в Англию и там некоторое время жил при дворе герцога Бэкингема (сына героя «Трех мушкетеров»). После того как герцог попал в опалу, он возвращается во Францию, после отмены Нантского эдикта в 1685-м эмигрирует в Голландию, где исчезает без следов — считается, что он умер около 1690-го. От него осталась одна книжка — «История севарамбов».
Фабула повествования следующая. Капитан Сиден (анаграмма имени Вераса — Denis) отправляется в Батавию (Индонезия), но попадает в шторм, его, матросов и пассажиров корабля «Золотой дракон» выбрасывает на неизвестный остров в южных морях. На острове обнаруживается государство всеобщего благоденствия Севарамб, где капитан проводит следующие 16 лет. Он ведет дневник и составляет путевые записки. На обратном пути он умирает в Смирне, записки достаются его другу-врачу, тот передает их Верасу, который их обрабатывает в цельное повествование.
Страна Севарамб основана выходцем из Персии Севариасом в 1427 году. Этот человек принадлежал к древнему зороастрийскому роду, был воспитан христианином, венецианцем Доменико, и отправился на остров из-за давления мусульман. Открыв остров, он запросил военную помощь из Персии, прежде всего артиллерию, но в дальнейшем отношения с метрополией прекратил. Местные равнинные жители, престарамбы, признали его посланником Солнца, местные воинственные горные племена струкарамбов он покорил, из двух народов и прибывших с ним на остров его соратников-персов он создал новое государство и назвал его жителей в свою и их честь севарамбами.
Политический дизайн нового государства — произведение Севариаса, человека, наделенного «красотою гения и несравненной твердостью ума». «Государственный строй там монархический, деспотический и гелиократический, то есть господство и высшая власть принадлежат единому монарху, коим признается Солнце, имеющее неограниченную власть». Солнце правит через вице-короля, своего наместника на земле, сочетающего функции верховного правителя и верховного жреца,— эту должность Севариас и занял. Основной общественной единицей является община в 1000 человек, они живут в общинном доме, называемом осмазией (в стране более 5 тысяч осмазий, т. е. около 5 млн населения). Во главе каждой осмазии стоит осмазионт, восемь осмазионтов выбирают бромазионтов, из них выбираются севаробасты (сенаторы), 24 севаробаста образуют высший госсовет и занимают государственные должности, «генерал, адмирал, префекты зданий, продуктов, жертвоприношений, школ», то есть являются главами гражданской и военной администраций. Из числа севаробастов путем жребия выбирается новый вице-король в момент, когда старый или сам снимает с себя полномочия по немощи, или умирает. Вице-король выбирается по жребию, и выбор ритуально подтверждается оракулом в храме Солнца.
«Чтобы устранить все ненормальности, порождаемые неравенством происхождения, Севариас не пожелал иного деления среди своего народа, кроме как на должностных и на частных лиц, и среди этих последних лишь различие в возрасте могло составить разницу в положении. Он отменил право собственности, лишил его частных лиц и пожелал, чтобы все земли и народные богатства принадлежали исключительно государству, которое может ими неограниченно распоряжаться, так чтобы его подданные могли получить лишь то, что им будет предоставлено должностными лицами. Таким образом, он совершенно изгнал страсть к наживе, оброки, налоги, голод и бедность, порождающие столько бедствий в различных государствах мира. Со времени установления этих законов все севарамбы богаты, хотя и не имеют никакой собственности. Севарамбам принадлежат все богатства государства, и каждый из них может считать себя столь же счастливым, как самый богатый в мире монарх. Если среди этого народа кому-нибудь понадобится что-либо необходимое для жизни, ему стоит лишь попросить это у должностного лица, и он всегда получит. Ему не приходится заботиться ни о питании, ни об одежде, ни о жилище в продолжение всей своей жизни, ни даже о содержании жены и детей, хотя бы их у него были сотни и тысячи».