Поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели и о знаковых произведениях

Правила жизниИстория

История неофициального советского искусства в лицах: 10 важных художников-нонконформистов, создававших новых визуальный язык

Текст: Марина Анциперова

В Русском музее открылась выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», в которой представлены работы знаковых художников и мастеров второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).

Тех художников, которых собирает Опалева, принято называть неофициальным советским искусством или нонконформистами — не работавших в единственно идеологически приемлемом в Советском Союзе направлении социального реализма. Они не могли показать свои работы на официальных выставках — и не могли зарабатывать искусством как своей основной профессией, зачастую подвергаясь цензуре и критике. Нонконформисты работали в разных стилях — это мог быть и абстракционизм, и фигуративное искусство, и концептуализм, — объединялись в разные группы, однако в их жизнях и творчестве так или иначе находят отклик одни и те же события: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где было показано Западное искусство, Оттепель в целом, раскритикованная Хрущевым выставка в Манеже 1962 года, разогнанные властями Бульдозерная и Измайловская выставки в 1974 году.

По случаю открытия выставки «Правила жизни» поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели, а также попросили рассказать о знаковых произведениях, которые теперь с гордостью показывает Русский музей.

Наталия Опалева

Коллекционер, создатель и генеральный директор Музея AZ

Довольно редко случается, что первая купленная работа определяет судьбу. У меня именно так и произошло: женский портрет кисти Анатолия Зверева, а также его «Николина гора» круто изменили мою жизнь, наполнив ее искусством и интересным общением, а в итоге привели к созданию Музея AZ. Поначалу это было просто увлечение, хобби, которое довольно быстро переросло в азартное коллекционирование. Осознание, что собрана серьезная коллекция, пришло намного позже, с началом активной деятельности нашего музея на других площадках, когда, помимо Анатолия Зверева, мы стали показывать творчество других художников-шестидесятников.

Эпоха оттепели представляется мне очень интересным временем, когда общее движение к свободе вдохновило многих представителей творческих профессий, не только художников, на поиски нового выразительного языка. Андрей Волконский, Николай Каретников, Альфред Шнитке и другие композиторы пишут авангардную музыку, создаются новые театры и новая поэзия, Андрей Тарковский снимает «Иваново детство» и «Андрея Рублева»... Художники не отстают, они тоже страстно и азартно ищут новый художественный язык, максимально удаленный от насаждаемого соцреализма, и чаще всего этот поиск приводит их к абстракции. Интерес к этому историческому периоду, довольно короткому по времени, и определил фокус моей коллекции.

Коллекция должна жить и развиваться, иначе она умирает. Каждое новое поколение художников берет что-то от предыдущего времени и идет дальше. Мне интересно современное искусство, оно очень разнообразно, и сами границы понятия современного искусства стали намного шире. Поэтому, продолжая отслеживать появление редких и интересных работ периода второй половины ХХ века, я активно наблюдаю и современных мне художников.

Эрик Булатов

1933

Эрик Булатов занимает второе место (после Ильи Кабакова) в рейтинге самых дорогих художников России. Его часто считают основоположником направления соц-арт за смешение образов советской реальности, лозунгов, деталей ландшафта, однако сам художник категорически это отрицает: слово (или любая помеха) и изображение для него лишь материал для исследования возможностей живописи, перспективы, взаимосвязи пространства и плоскости. На картине они сталкиваются друг с другом: слово может не пускать зрителя в картину, а может стать связующим звеном между ними. Одно из главных слов и понятий в работах Эрика Булатова — свобода.

Как и другие фигуры московского нонконформизма, в советское время он не мог показывать свои работы и зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг. С 1989 года живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 года — в Париже. В последние годы создает масштабные инсталляции, которые художник рассматривает как продолжение своих живописных исследований: 18-метровая скульптура «Вперед» на бывшем военном заводе на юге Франции, семиметровая скульптура «Все не так страшно», 2,5 тыс. м2 — мурал в Выксе

«Сосна», 1964

«Эрик Булатов всю жизнь работал над идеей пластичности пространства — он изгибал, искривлял его, как лист бумаги. На этой картине в центре сияющего ореола возникает сложная и подвижная пластическая фигура, которая, согласно названию, должна была бы изображать крону сосны. Но Булатов писал не натурный мотив — для него было важно дать почувствовать зрителю беспокойное, подвижное состояние мира и многослойность его строения».

Олег Васильев

1931-2013

На Западе имя Олега Васильева стоит в одном ряду с Кабаковым и Булатовым, близкими друзьями и соратниками художника, с которыми тот учился в Суриковке. С Булатовым Васильев делил мастерскую на Чистых прудах и занимался оформлением детских книг, самые известные из которых — «Золушка» и «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена. Не причислял себя к концептуалистам. Активно хотел вступить в Союз художников (получилось в 1967 году) и выставить свои работы, что получилось единожды — в кафе «Синяя птица». C 1990 года жил и работал в США, где успешно продавал свои произведения.

Главная тема поэтичных и фотореалистических работ художника — память. В его картинах максимально сближаются объективная реальность и внутренние переживания. Сам Олег Васильев писал: «Настоящее наполнено прошлым, как живая губка водой: через работу памяти свет идет из прошлого и выделяет, высвечивает из мрака то, что не принадлежит минуте».

«Автопортрет», 1992

«Для Олега Васильева основной темой был поиск белого цвета в живописи. На его картинах белый цвет создает особое излучение, превращаясь в свет. В живописное поле холста Олег Васильев внедряет структурирующие плоскости, нагнетает световое давление, создавая «высокие и глубокие пространства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века «Я беден и уродлив. Ищу полнейшего контраста»: как знакомились в России в начале ХХ века

Как сто лет назад люди искали себе пару

Правила жизни
Не только перевал Дятлова: загадочные экспедиции, которые закончились пропажей людей Не только перевал Дятлова: загадочные экспедиции, которые закончились пропажей людей

Истории исследователей, которые пропали без вести в ходе научных экспедиций

ТехИнсайдер
Модный аксессуар: для чего мужчины высшего общества носили широкие воротники Модный аксессуар: для чего мужчины высшего общества носили широкие воротники

Почему европейцы носили широкие воротники на ежедневной основе?

ТехИнсайдер
Неизученная материя Неизученная материя

Павел Полянский и Полина Аскери о цифровых технологиях

Цифровой океан
Что будет, если женщина выпьет «Виагру» Что будет, если женщина выпьет «Виагру»

Интересно, а что будет с женщиной, если она примет дозу «Виагры»?

ТехИнсайдер
7 лучших современных комедийных медицинских сериалов 7 лучших современных комедийных медицинских сериалов

Зрелища, от которых сердце начинает биться без помощи дефибриллятора

Maxim
Главные китайские автоновинки разбили в краш-тестах. Их продают в России Главные китайские автоновинки разбили в краш-тестах. Их продают в России

Кто оказался самым надежным из новых китайских автомобилей?

РБК
Семь советов для восстановления кожи после зимы Семь советов для восстановления кожи после зимы

Как же восстановить кожу и подготовить её к первым весенним лучам?

Здоровье
Музыкант Павел Артемьев: Нас мало и нам нужно держаться вместе Музыкант Павел Артемьев: Нас мало и нам нужно держаться вместе

Мы поговорили с фронтменом коллектива ARTEMIEV Павлом Артемьевым

СНОБ
Час расплаты: истории трех девушек, которые попали в кредитную кабалу Час расплаты: истории трех девушек, которые попали в кредитную кабалу

Взяла один кредит, потом другой, а дальше долги стали множиться

VOICE
Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии Искусство сна: сновидения, бессонница и парасомнии — узнайте все об этом состоянии

Зачем нужны сны и как побороть бессонницу?

Psychologies
Инъекция гормона FGF21 быстро отрезвила пьяных мышей Инъекция гормона FGF21 быстро отрезвила пьяных мышей

Как связаны гормоны FGF21 и норадренергические нейроны мозга?

N+1
Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны Жалобы, игнорирование, саботаж: 10 признаков того, что вы пассивно-агрессивны

Накопленная агрессия обладает разрушительной силой, но нам сложно распознать ее

Psychologies
Несгибаемая Мишель Йео: как актриса боролась со стереотипами Голливуда и победила Несгибаемая Мишель Йео: как актриса боролась со стереотипами Голливуда и победила

Forbes Woman рассказывает о долгом пути Мишель Йео к признанию

Forbes
Героиня Татлина Героиня Татлина

Как пульсирующая нить русского авангарда протянулась сквозь ХХ век

Правила жизни
Найдена аномальная звезда, рожденная в адски горячем облаке материи рядом с черной дырой Найдена аномальная звезда, рожденная в адски горячем облаке материи рядом с черной дырой

Звезда, которая не умирает, а рождается прямо возле чудовищной пасти Стрельца A*

ТехИнсайдер
Посмотрите, каким может быть транспорт в 2050 году! Хотите такое будущее? Посмотрите, каким может быть транспорт в 2050 году! Хотите такое будущее?

Американский эксперт рассказал, каким будет будущее транспорта 2050 года

ТехИнсайдер
Земля шести «единорогов»: как растут стартапы в Греции и других странах Балкан Земля шести «единорогов»: как растут стартапы в Греции и других странах Балкан

Как устроен венчурный рынок в балканский странах?

Forbes
Смотреть подано: 10 крутых фильмов 2019 года, которые стоит пересмотреть Смотреть подано: 10 крутых фильмов 2019 года, которые стоит пересмотреть

Подборка хороших фильмов 2019 года

ТехИнсайдер
Неожиданный лайфхак из прошлого: что делать, когда хочется в баню, а под боком только русская печь? Неожиданный лайфхак из прошлого: что делать, когда хочется в баню, а под боком только русская печь?

Как мылись в русской печи?

ТехИнсайдер
Прозрачное платье и микро-шорты: самые дерзкие студенческие наряды Кейт Миддлтон, вскружившие голову принцу Уильяму Прозрачное платье и микро-шорты: самые дерзкие студенческие наряды Кейт Миддлтон, вскружившие голову принцу Уильяму

Как обычная девушка из университета смогла покорить наследника престола?

VOICE
Интерьер Интерьер

Курс светотерапии в гостях у медиахудожников Евгении Годуновой и Юрия Пелина

Собака.ru
Психологический триллер «Айта»: суд Линча во глубине сибирских руд Психологический триллер «Айта»: суд Линча во глубине сибирских руд

Степан Бурнашев — о психологических темах в своем фильме «Айта»

Psychologies
Почему рыбным днём считается именно четверг? Почему рыбным днём считается именно четверг?

Почему из всех семи дней в недели рыбным днем выбрали именно четверг?

ТехИнсайдер
Как познакомиться с девушкой при помощи хиромантии Как познакомиться с девушкой при помощи хиромантии

Отрываем от сердца секретную технологию соблазнения

Maxim
Компания амазонок Компания амазонок

Как, прежде чем массово встать к станку, женщины XX века встали к мольберту

Правила жизни
Что почитать в ожидании нового сезона «Ведьмака»? Что почитать в ожидании нового сезона «Ведьмака»?

Книги, так или иначе напоминающие «Ведьмака»

Maxim
5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево 5 фильмов, которые поймут до конца только те, кто ходил налево

Измена — отличная основа для сценария

Maxim
«Фабельманы» — лучший фильм Стивена Спилберга в XXI веке. Фильм о детстве и юности, который подарит вам самое главное — вдохновение «Фабельманы» — лучший фильм Стивена Спилберга в XXI веке. Фильм о детстве и юности, который подарит вам самое главное — вдохновение

Рассказываем, почему стоит посмотреть «Фабельманов»

Правила жизни
Николас Кейдж и братство Дракулы: самые жуткие и харизматичные исполнители роли главного вампира в кино Николас Кейдж и братство Дракулы: самые жуткие и харизматичные исполнители роли главного вампира в кино

Роль главного кровососа всех времен и народов — вспоминаем впечатляющих актеров

VOICE
Открыть в приложении