Поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели и о знаковых произведениях

Правила жизниИстория

История неофициального советского искусства в лицах: 10 важных художников-нонконформистов, создававших новых визуальный язык

Текст: Марина Анциперова

В Русском музее открылась выставка «Параллельные вселенные. От абстракции к артефакту», в которой представлены работы знаковых художников и мастеров второй половины ХХ века из собрания Наталии Опалевой, известного коллекционера и генерального директора Музея AZ (Анатолия Зверева).

Тех художников, которых собирает Опалева, принято называть неофициальным советским искусством или нонконформистами — не работавших в единственно идеологически приемлемом в Советском Союзе направлении социального реализма. Они не могли показать свои работы на официальных выставках — и не могли зарабатывать искусством как своей основной профессией, зачастую подвергаясь цензуре и критике. Нонконформисты работали в разных стилях — это мог быть и абстракционизм, и фигуративное искусство, и концептуализм, — объединялись в разные группы, однако в их жизнях и творчестве так или иначе находят отклик одни и те же события: Всемирный фестиваль молодежи и студентов, где было показано Западное искусство, Оттепель в целом, раскритикованная Хрущевым выставка в Манеже 1962 года, разогнанные властями Бульдозерная и Измайловская выставки в 1974 году.

По случаю открытия выставки «Правила жизни» поговорили с Наталией Опалевой об эпохе оттепели, а также попросили рассказать о знаковых произведениях, которые теперь с гордостью показывает Русский музей.

Наталия Опалева

Коллекционер, создатель и генеральный директор Музея AZ

Довольно редко случается, что первая купленная работа определяет судьбу. У меня именно так и произошло: женский портрет кисти Анатолия Зверева, а также его «Николина гора» круто изменили мою жизнь, наполнив ее искусством и интересным общением, а в итоге привели к созданию Музея AZ. Поначалу это было просто увлечение, хобби, которое довольно быстро переросло в азартное коллекционирование. Осознание, что собрана серьезная коллекция, пришло намного позже, с началом активной деятельности нашего музея на других площадках, когда, помимо Анатолия Зверева, мы стали показывать творчество других художников-шестидесятников.

Эпоха оттепели представляется мне очень интересным временем, когда общее движение к свободе вдохновило многих представителей творческих профессий, не только художников, на поиски нового выразительного языка. Андрей Волконский, Николай Каретников, Альфред Шнитке и другие композиторы пишут авангардную музыку, создаются новые театры и новая поэзия, Андрей Тарковский снимает «Иваново детство» и «Андрея Рублева»... Художники не отстают, они тоже страстно и азартно ищут новый художественный язык, максимально удаленный от насаждаемого соцреализма, и чаще всего этот поиск приводит их к абстракции. Интерес к этому историческому периоду, довольно короткому по времени, и определил фокус моей коллекции.

Коллекция должна жить и развиваться, иначе она умирает. Каждое новое поколение художников берет что-то от предыдущего времени и идет дальше. Мне интересно современное искусство, оно очень разнообразно, и сами границы понятия современного искусства стали намного шире. Поэтому, продолжая отслеживать появление редких и интересных работ периода второй половины ХХ века, я активно наблюдаю и современных мне художников.

Эрик Булатов

1933

Эрик Булатов занимает второе место (после Ильи Кабакова) в рейтинге самых дорогих художников России. Его часто считают основоположником направления соц-арт за смешение образов советской реальности, лозунгов, деталей ландшафта, однако сам художник категорически это отрицает: слово (или любая помеха) и изображение для него лишь материал для исследования возможностей живописи, перспективы, взаимосвязи пространства и плоскости. На картине они сталкиваются друг с другом: слово может не пускать зрителя в картину, а может стать связующим звеном между ними. Одно из главных слов и понятий в работах Эрика Булатова — свобода.

Как и другие фигуры московского нонконформизма, в советское время он не мог показывать свои работы и зарабатывал на жизнь иллюстрацией детских книг. С 1989 года живет и работает в Нью-Йорке, с 1992 года — в Париже. В последние годы создает масштабные инсталляции, которые художник рассматривает как продолжение своих живописных исследований: 18-метровая скульптура «Вперед» на бывшем военном заводе на юге Франции, семиметровая скульптура «Все не так страшно», 2,5 тыс. м2 — мурал в Выксе

«Сосна», 1964

«Эрик Булатов всю жизнь работал над идеей пластичности пространства — он изгибал, искривлял его, как лист бумаги. На этой картине в центре сияющего ореола возникает сложная и подвижная пластическая фигура, которая, согласно названию, должна была бы изображать крону сосны. Но Булатов писал не натурный мотив — для него было важно дать почувствовать зрителю беспокойное, подвижное состояние мира и многослойность его строения».

Олег Васильев

1931-2013

На Западе имя Олега Васильева стоит в одном ряду с Кабаковым и Булатовым, близкими друзьями и соратниками художника, с которыми тот учился в Суриковке. С Булатовым Васильев делил мастерскую на Чистых прудах и занимался оформлением детских книг, самые известные из которых — «Золушка» и «Кот в сапогах» Шарля Перро и «Дикие лебеди» Ганса Христиана Андерсена. Не причислял себя к концептуалистам. Активно хотел вступить в Союз художников (получилось в 1967 году) и выставить свои работы, что получилось единожды — в кафе «Синяя птица». C 1990 года жил и работал в США, где успешно продавал свои произведения.

Главная тема поэтичных и фотореалистических работ художника — память. В его картинах максимально сближаются объективная реальность и внутренние переживания. Сам Олег Васильев писал: «Настоящее наполнено прошлым, как живая губка водой: через работу памяти свет идет из прошлого и выделяет, высвечивает из мрака то, что не принадлежит минуте».

«Автопортрет», 1992

«Для Олега Васильева основной темой был поиск белого цвета в живописи. На его картинах белый цвет создает особое излучение, превращаясь в свет. В живописное поле холста Олег Васильев внедряет структурирующие плоскости, нагнетает световое давление, создавая «высокие и глубокие пространства».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах Возможно, у вас уже все есть: разбор гардероба в 4 простых правилах

Почему бы не заняться разбором гардероба прямо сейчас?

Правила жизни
Как сделать кормушку для птиц: 10 интересных идей, которые будут по силам даже детям Как сделать кормушку для птиц: 10 интересных идей, которые будут по силам даже детям

10 простых идей, как своими руками сделать кормушку из подручных средств

ТехИнсайдер
Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра Два месяца под землей без света и общения с людьми: эксперимент Мишеля Сифра

Как проходил эксперимент Мишеля Сифра и к каким он пришел выводам

ТехИнсайдер
(Не)сладкая жизнь: большой гид по заменителям сахара (Не)сладкая жизнь: большой гид по заменителям сахара

Чем заменить сахар без вреда для здоровья и стоит ли вообще это делать

Правила жизни
Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций Исследование показало, что социальное дистанцирование не защищает от инфекций

Социальное дистанцирование не защищает от инфекций. А что защищает?

ТехИнсайдер
Гравитационный гиперкар Гравитационный гиперкар

«70% успеха – сани, а 30% – все остальное»

ТехИнсайдер
Почему люди моргают? Почему люди моргают?

Для чего человеческому организму нужен механизм моргания?

ТехИнсайдер
Не выбрасывайте добро! 7 причин сохранить луковую шелуху с пользой для дома Не выбрасывайте добро! 7 причин сохранить луковую шелуху с пользой для дома

Луковой шелухой можно не только красить яйца на Пасху!

ТехИнсайдер
Почему мы так боимся клоунов: 8 частых причин Почему мы так боимся клоунов: 8 частых причин

Мы боимся клоунов не только из-за Пеннивайза и ему подобных

Psychologies
Почему люди смеются? Почему люди смеются?

Что такое смех с точки зрения науки? Зачем вообще людям нужна такая способность?

ТехИнсайдер
Они вернулись! Они вернулись!

В Дюссельдорф вернулось почти забытое ощущение яхтенного праздника

Y Magazine
Наше время Наше время

Seasons — это про смену времен года, про ритм. Наша команда живет в нем

Seasons of life
Астрономы обнаружили в глубинах космоса галактику-одиночку — похоже, она поглотила всех своих сородичей Астрономы обнаружили в глубинах космоса галактику-одиночку — похоже, она поглотила всех своих сородичей

Галактика 3C 297 таинственным образом осталась в полном одиночестве

ТехИнсайдер
Почему армянский коньяк такой вкусный и другие факты об этом невероятном напитке Почему армянский коньяк такой вкусный и другие факты об этом невероятном напитке

Коньяк в Армении начали делать от избытка творческого потенциала

Maxim
Пример страсти и воинственности: история первой леди Аргентины Эвы Перон Пример страсти и воинственности: история первой леди Аргентины Эвы Перон

Эва Перон могла жить как светская львица, но посвятила себя борьбе с бедностью

Forbes
Актер Сергей Гилев о сериале «Актрисы», продолжении съемок «Этерны» и любви к книгам Лимонова Актер Сергей Гилев о сериале «Актрисы», продолжении съемок «Этерны» и любви к книгам Лимонова

Сергей Гилев — о дружбе с Анной Чиповской и любви к книгам Эдуарда Лимонова

СНОБ
Как грибы спасут человечество, когда погаснет Солнце: стратегии выживания на случай ядерной зимы Как грибы спасут человечество, когда погаснет Солнце: стратегии выживания на случай ядерной зимы

Стратегии, которые помогут человечеству выжить, если Солнце погаснет

ТехИнсайдер
Аллергия на работу Аллергия на работу

Вызвать приступ аллергии может даже неприятный человек и работа!

Лиза
Стыдно признаться Стыдно признаться

За последние 15 лет распространенность «неприятных» инфекций выросла в 15 раз!

Лиза
«У таких водителей проблемы»: что грозит за неостановку по просьбе ГИБДД «У таких водителей проблемы»: что грозит за неостановку по просьбе ГИБДД

Что грозит автомобилистам, не заметившим требование инспектора об остановке

РБК
Головные боли, бессонница и даже тяга к суициду: неочевидные проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за проблем с зубами Головные боли, бессонница и даже тяга к суициду: неочевидные проблемы со здоровьем, которые могут возникнуть из-за проблем с зубами

Придет ли кому-то в голову лечить депрессию у стоматолога? Вряд ли. А зря!

Maxim
В погоне за опытом: как сегодня путешествуют по России В погоне за опытом: как сегодня путешествуют по России

Почему россияне предпочитают Камчатку, Алтай и Таймыр поездкам за границу?

Forbes
Магазин приложений Aptoide: безопасна ли эта альтернатива Google Play? Магазин приложений Aptoide: безопасна ли эта альтернатива Google Play?

Безопасен ли Aptoide?

ТехИнсайдер

Полезные привычки, которые помогут держать давление в норме

VOICE
Зов далеких островов Зов далеких островов

Дальний Восток России — регион с обилием уникальных природных ландшафтов

Y Magazine
Дмитрий Леонтьев. Грейдер в Небесный Иерусалим Дмитрий Леонтьев. Грейдер в Небесный Иерусалим

Надо ли так держаться за асфальт?

4x4 Club
Почему человечество так боится новых технологий? Почему человечество так боится новых технологий?

Краткий экскурс в историю развития человечества и его технологических страхов

Правила жизни
Неудобное право: что происходит с доступом к абортам в России Неудобное право: что происходит с доступом к абортам в России

Чем может грозить запрет абортов в России?

Forbes
Эта картинка оценит ваш уровень тревоги на данный момент: проверьте свое состояние Эта картинка оценит ваш уровень тревоги на данный момент: проверьте свое состояние

В каком эмоциональном состоянии вы сейчас находитесь?

ТехИнсайдер
Декларация независимости. История появления скоростных внедорожников Декларация независимости. История появления скоростных внедорожников

Как появились скоростные внедорожники

4x4 Club
Открыть в приложении