Как Анна Франк была символом, а стала человеком

WeekendИстория

«Я вся, как наглухо застегнутая»

Как Анна Франк была символом, а стала человеком

«Моя подруга Анна Франк». Режиссер Бен Сомбогаарт, 2021. Фото: Netflix

1 февраля Netflix покажет первый в истории голландский фильм об Анне Франк «Моя лучшая подруга Анна Франк» — о жизни девочки до побега в убежище, весной должен выйти мультипликационный фильм Ари Фольмана «Где Анна Франк», а на прошлой неделе стало известно, что группа криминалистов и историков во главе с бывшим агентом ФБР закончила шестилетнее расследование и вычислила человека, раскрывшего полиции убежище, в котором скрывалась семья Анны Франк. В связи с новым всплеском интереса к автору одного из главных дневников в истории Ульяна Волохова рассказывает, как менялся образ Анны Франк за последние 75 лет и из символа Холокоста она превратилась в человека.

Дневник

«Откровенно поговорить мне не с кем, и я вся, как наглухо застегнутая. Может быть, мне самой надо быть доверчивее, но тут ничего не поделаешь. Вот зачем мне нужен дневник» Анна Франк, 20 июня 1942

12 июня 1942 года, в день своего 13-летия, Анна Франк начала вести дневник. Через три недели ее семья, перебравшаяся в Амстердам из Франкфурта-на-Майне после прихода к власти Гитлера, была вынуждена укрыться в убежище из-за настойчивого интереса к ним гестапо. Там Анна продолжила вести дневник, представлявший собой письма вымышленным подругам. В них она фиксировала все, что происходило в убежище, описывала сложный быт и отношения восьми его жителей, свои чувства и переживания. До весны 1944 года она вела дневник для себя, но потом услышала по нидерландскому радио, вещавшему из Англии, выступление министра образования Херрита Болкештейна: он призывал всех граждан страны сохранять документы, которые впоследствии смогут стать свидетельством преступлений немцев, и решила, что таким документом могут стать и ее записи. Несколько месяцев она обрабатывала дневник, придавая ему более литературную форму: скрыла свою семью под псевдонимом Аулис, отредактировала и переписала некоторые фрагменты, казавшиеся ей слишком интимными для постороннего читателя, вместо нескольких адресатов писем оставила одного — Китти — и дала дневнику название «В заднем доме». Закончить работу Анна не успела. 4 августа в убежище пришла полиция, всех его жителей, включая всю семью Франк, отправили сначала в концентрационный лагерь Вестерборк, затем в Освенцим, а потом в Берген-Бельзен. Там Анна Франк погибла от брюшного тифа за несколько недель до освобождения лагеря.

Рукопись дневника Анны Франк. Фото: annefrank.org

Жертва

«Это мысли и переживания молодой девушки, жившей в исключительных условиях» Элеонора Рузвельт, предисловие к первому американскому изданию дневника, 1952

Все уцелевшие при аресте записи Анны Франк из убежища вынесла коллега ее отца Мип Гиз. Она надеялась, что девочка вернется и заберет их, но из лагеря вернулся только ее отец Отто Франк. После того как было подтверждено, что Анна, ее сестра и мать погибли, Гиз передала записи ему. Первое время Отто переводил фрагменты на немецкий и отправлял своим родственникам в Швейцарию, но публиковать не соглашался. Многие вещи, описанные в оригинальном дневнике и рукописи «В заднем доме»,— половое взросление дочери, ее осложнившиеся в изоляции отношения с матерью и личная информация о семье и других жителях убежища — казались ему не подходящими для широкой публики. Затем записи прочитал нидерландский историк Ян Ромейн и наконец убедил Отто Франка опубликовать их. Франк сделал компиляцию оригинального дневника и его литературной обработки, выкинув все смущавшие его подробности, и 25 июня 1947 года в свет вышла книга под названием «В заднем доме». 3 тыс. экземпляров первого издания быстро раскупили, последовали переводы на английский, немецкий, русский, французский языки, а за ними еще более чем на 60 языков — правда, не всегда точные. Так, переводчица на немецкий удалила из текста все нелицеприятные высказывания о немцах, что существенно изменило текст. Тем не менее мировая слава дневника молниеносно превратила Анну Франк в олицетворение всех жертв Холокоста.

Героиня

В 1955 году на Бродвее состоялась премьера спектакля «Дневник Анны Франк» по пьесе Альберта Хакетта и Фрэнсис Гудрич. Спектакль имел невероятный успех и получил премию «Тони», пьеса — Пулитцеровскую премию. Еще через четыре года вышла не менее успешная голливудская экранизация той же пьесы, получившая восемь номинаций на «Оскар», три из которых выиграла — за лучшую женскую роль второго плана, работу художника-постановщика и операторскую работу. Пьеса и фильм предложили новый образ Анны Франк, имевший мало отношения к реальности. Выпущенный Отто Франком дневник уже был существенно сглажен, но все же демонстрировал своего автора подростком, переживающим чудовищный опыт в полноте подобающих эмоций — страха, гнева, обиды, раздражения и ненависти. Теперь же миру была представлена трепетная, но стойкая девушка, полная надежд и веры в лучшее в людях. Вместо сложных отношений с семьей и другими жителями убежища спектакль и фильм предлагали нежную любовную линию Анны с Питером — сыном друзей ее отца, тоже укрывшихся в убежище. Вместо трагического финала — первый поцелуй, прерванный врывающимися в убежище полицейскими, и слова о том, что больше не надо жить в страхе. Эта духоподъемная трактовка оказалась очень живучей: в той же интонации впоследствии были сняты фильмы в Англии, Югославии, Германии, Италии и Японии и поставлена опера в СССР.

«Дневник Анны Франк». Режиссер Джордж Стивенсон, 1959. Источник: George Stevens Productions

Символ

«Апартеид и нацизм проповедовали изначально порочную идеологию превосходства одних рас над другими. Но поскольку эти убеждения заведомо ложны и поскольку им противостояли и будут противостоять такие фигуры, как Анна Франк, они обречены на крах» Нельсон Мандела, 1994

В политическом дискурсе Анна Франк долгое время оставалась самой известной жертвой Холокоста, но со временем ее имя стали употреблять и в контекстах, не связанных с уничтожением евреев по время Второй мировой. Что не удивительно: к началу 90-х выросло два поколения людей, которые читали дневник Анны Франк в школе, писали по нему сочинения и обсуждали на уроках. Для них Анна Франк была понятным символом, и политики по всему миру стали использовать этот символ для иллюстрации своих программ и общения с электоратом. В апреле 1994 года Хиллари Клинтон, выступая на вручении премии Гуманитарного фонда Эли Визеля, процитировала отрывок из дневника Анны Франк, чтобы проиллюстрировать необходимость отказаться от безразличия, с которым мир относится к политическим катастрофам в Боснии, Руанде и Сомали. Четыре месяца спустя к авторитету Франк прибегнул только что избранный президентом ЮАР Нельсон Мандела, назвавший победу демократических сил в стране победой Анны Франк в деле борьбы с расизмом. В том же году Вацлав Гавел, первый президент Чехии, упомянул Анну Франк, предостерегая страны бывшего советского блока от разжигания этнических конфликтов: «Наследие Анны Франк все еще живо и особенно нужно нам сейчас, когда мировая карта меняется и в людях просыпаются самые темные страсти».

Человек

«Никто из тех, кто прочтет эти только что расшифрованные выдержки, не сможет удержаться от улыбки. Эти „неприличные" анекдоты — это просто „классика" у взрослеющих детей. Они показывают, что Анна, со всеми ее талантами, была прежде всего самой обычной девочкой» Франк ван Врие, директор Института по изучению войны, Холокоста и геноцида, 2018

В 1997 году американская писательница Синтия Озик опубликовала в The New Yorker эмоциональное эссе «Кому принадлежит Анна Франк?». Всемирный успех и популярность дневника, заявляла она, оказались губительными для памяти об Анне Франк как о человеке. В течение 50 лет, прошедших с первой публикации, ее историю «выхолащивали, искажали, извращали, сокращали; ее инфантилизировали, американизировали, сентиментализировали, сглаживали; ее фальсифицировали, превращали в китч и даже попросту отрицали». Наглядным подтверждением этих слов стала выпущенная в 2001 году полная версия дневника, в которой Анна Франк впервые представала нормальным подростком, проявляющим интерес к сексу, ссорящимся с родителями и обижающимся на весь мир. Окончательное преображение Анны Франк случилось в 2018 году, когда исследователи из Музея Анны Франк и Института по изучению войны, Холокоста и геноцида сумели прочитать записи, которые она заклеила оберточной бумагой, спрятав в своего рода тайник. В них обнаружились несколько скабрезных анекдотов, размышления о сексе и проституции, в общем — обычные для подростка темы, которые Анна Франк наверняка обсуждала бы со школьными подругами, если бы не была вынуждена провести два года в изоляции.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мнимый смешной Мнимый смешной

Как Мольер сделал из добродетелей образцовые пороки

Weekend
Джон Сина и Джеймс Ганн – о «Миротворце», мемности и главном различии Marvel и DC Джон Сина и Джеймс Ганн – о «Миротворце», мемности и главном различии Marvel и DC

Рестлер, который вырос в значительного актера – без цензуры

GQ
В натуре разборки В натуре разборки

Что происходит с косметической империей бизнесмена Андрея Трубникова?

Esquire
Десять забытых штрафов ГИБДД. О чем могут не знать водители Десять забытых штрафов ГИБДД. О чем могут не знать водители

Редкие штрафы ГИБДД, о которых могли не слышать даже автомобилисты со стажем

РБК
Фортуна любит везучих Фортуна любит везучих

Как гарантированно привлечь удачу без глупых суеверий и магии

Maxim
Как поставить апостроф на клавиатуре и даже без нее? 3 простых способа Как поставить апостроф на клавиатуре и даже без нее? 3 простых способа

Несколько простых способов размещения апострофа

CHIP
Обыкновенные шакалы колонизировали Эстонию меньше чем за десять лет Обыкновенные шакалы колонизировали Эстонию меньше чем за десять лет

В последние десятилетия обыкновенные шакалы быстро расселяются по Европе

N+1
Империя зла: почему иностранцы считают русских недружелюбными Империя зла: почему иностранцы считают русских недружелюбными

Иностранцы считают русских неприветливыми, но на самом деле мы совсем не злые

Cosmopolitan
Войти в ритм: 5 книг для тех, кто забыл, как работать Войти в ритм: 5 книг для тех, кто забыл, как работать

Как не выгореть в первый рабочий месяц и войти в колею — расскажут книги

Популярная механика
Как устроен детектор гравитационных аномалий: бессмертное наследие Эйнштейна Как устроен детектор гравитационных аномалий: бессмертное наследие Эйнштейна

Начинается эра нового метода — гравитационно-волновой астрономии

Популярная механика
История Анны Каминской, приемной внучки Ахматовой История Анны Каминской, приемной внучки Ахматовой

Удивительная судьба Анны Каминской — хранительницы ахматовского наследия

СНОБ
Маленькими шагами: что такое принцип последовательности и как он приводит к успеху Маленькими шагами: что такое принцип последовательности и как он приводит к успеху

Как работает принцип последовательности и медленного роста

Forbes
Почему люди умирают во время секса и кто подвержен риску больше других Почему люди умирают во время секса и кто подвержен риску больше других

Секс дарит жизнь, но иногда становится причиной ее скоропостижного окончания

Популярная механика
Помощь рядом Помощь рядом

Каждый третий человек хотя бы раз в месяц пользуется виртуальным помощником

GQ
Их не нужно готовить: список самых здоровых продуктов для тех, кто вечно занят Их не нужно готовить: список самых здоровых продуктов для тех, кто вечно занят

Здоровые продукты, которые стоит держать в холодильники для перекуса

Cosmopolitan
Возвращение «Святого Луки» Возвращение «Святого Луки»

Советский фильм о похищении картины Франса Халса основан на реальных фактах

Дилетант
Овечкин и вечность Овечкин и вечность

Александр Овечкин из хоккейной звезды превращается в величайшего хоккеиста

Men’s Health
Как научиться экономить и копить деньги: простые способы тратить меньше Как научиться экономить и копить деньги: простые способы тратить меньше

Наши советы помогут грамотно распределить семейный бюджет

Лиза
Альбатросы нырнули на рекордные девятнадцать метров Альбатросы нырнули на рекордные девятнадцать метров

Насколько глубоко альбатросы способны погружаться под воду?

N+1
Что нужно знать о Роберте Левандовском Что нужно знать о Роберте Левандовском

Чем так хорош Роберт Левандовский?

GQ
Тотальный офлайн: когда и зачем в разных странах выключают интернет Тотальный офлайн: когда и зачем в разных странах выключают интернет

Примеры отключений «всемирной паутины» местными властями

Playboy
Женщина из Штирии оказалась старше Этци примерно на 300 лет Женщина из Штирии оказалась старше Этци примерно на 300 лет

Австрийские ученые повторно исследовали скелет, найденный в 1909 году

N+1
«Моя веснянка»: история любви русской девушки и немецкого офицера «Моя веснянка»: история любви русской девушки и немецкого офицера

История любви Марии Васильевой и Отто Адама навсегда осталась в истории

Cosmopolitan
10 вредных советов, как выглядеть умнее в Zoom на удаленке 10 вредных советов, как выглядеть умнее в Zoom на удаленке

Мы перевели на русский смешные и очень практичные советы художницы Сары Купер

Maxim
История легендарной обложки альбома Queen II и фотографии, обложкой не ставшие История легендарной обложки альбома Queen II и фотографии, обложкой не ставшие

Как связана Марлен Дитрих с легендарной обложкой альбома Queen II

Maxim
Поднебесные создания Поднебесные создания

Прошло всего полгода после Токио — и вот уже открываются новые Олимпийские игры

GQ
История легенды История легенды

Ford Mustang — это больше чем машина. Мечта, икона, символ времени

Robb Report
Телескоп Gaia помог определить природу Местного Пузыря Телескоп Gaia помог определить природу Местного Пузыря

Внутри него находится Солнечная система

N+1
Таскала трубы и лезла в юбке на крышу: как женщины работают в сфере строительства Таскала трубы и лезла в юбке на крышу: как женщины работают в сфере строительства

Стройка — не женское дело? Наши героини опровергают этот стереотип

Forbes
«Аллея кошмаров» — нерасторопный и предсказуемый, но величественный и красивый фильм Гильермо дель Торо. Кажется, это его «Гражданин Кейн»! «Аллея кошмаров» — нерасторопный и предсказуемый, но величественный и красивый фильм Гильермо дель Торо. Кажется, это его «Гражданин Кейн»!

«Аллея кошмаров» — гениальный или провальный фильм Гильермо дель Торо?

Esquire
Открыть в приложении