Режиссер Михаил Богин о своей жизни до и после эмиграции

WeekendРепортаж

«Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы»

Михаил Богин о своей жизни до и после эмиграции

Михаил Богин (стоит слева) на съемках фильма «Двое», 1965.Фото: Государственный центральный музей кино

Когда говорят про киноэмиграцию «третьей волны», как правило, называют три режиссерских имени: Михаил Калик, Борис Фрумин и Михаил Богин. Все трое покинули СССР на пике режиссерской карьеры, и все трое по разным причинам не смогли продолжить полноценную работу в кино за границей. Михаил Богин снял в СССР по меньшей мере две знаковые картины: короткометражка «Двое» о любви глухой девушки и обычного парня с Викторией Федоровой и Валентином Смирнитским в 1965 году получила два приза на Московском кинофестивале и вышла в прокат по всему миру, а снятый в 1970-м по сценарию Юрия Клепикова фильм «О любви» с той же Федоровой в главной роли подвергся многочисленным цензурным переделкам и не вышел в широкий советский прокат. В этом фильме Богина формально не было ничего крамольного, но там была поймана интонация безысходности начала 1970-х: по сюжету главная героиня 30-летняя Галина работает реставратором в Екатерининском дворце и собирается выйти замуж за нелюбимого мужчину (одна из первых ролей Сергея Дрейдена) для того, чтобы быть как все. Богин не захотел повторять путь своей героини: сняв компромиссную картину «Ищу человека» по сценарию Агнии Барто, в 1975 году он эмигрировал и его режиссерская карьера оборвалась. О том, почему и как это произошло, Михаил Богин рассказал Константину Шавловскому.

Вы эмигрировали из СССР в 1975 году. Почему вы приняли такое решение? Борис Фрумин говорил, что уехал от обиды, Михаил Калик репатриировался в Израиль, потому что считал его своей родиной. А почему уехали вы?

Простите, но я начну издалека. После того как я сделал «Двое» в 1965-м и «Зосю» в 1967-м, в СССР я мог делать все, что угодно. Обе картины были на Московском фестивале, куда фильмы отдавали через Политбюро, и картины никому не известного еврейского парня попасть туда просто не могли. Это было какое-то невиданное стечение обстоятельств, например, в Вику Федорову, которая сыграла главную роль в «Двое», был, оказывается, влюблен сын Брежнева, и он подсуетился. В общем, я мог выбрать любой проект на студии Горького, где я работал, и решил взяться за совместную постановку со Швецией, со студией Бергмана. Это был политический фильм, им занимался лично Суслов — история о том, как Ленин заказал тысячу паровозов у шведов. Советское правительство отдало на это всю имеющуюся у него царскую золотую валюту, потому что страна была буквально парализована нехваткой этих паровозов. Ленин поставил руководить проектом социалиста Ломоносова, аристократа, который во Временном правительстве занимался транспортом, а во время Февральской революции не пропустил к Петрограду ни один из эшелонов с георгиевскими кавалерами, спешащими с фронта на ее подавление. Ломоносов фактически спас Февральскую революцию. И Ленин назначил его руководить этим советско-шведским проектом на правах наркома. Тот уехал в Швецию — и в Россию потом не вернулся, были на то причины, это вообще очень интересная история и судьба, но я не буду сейчас в нее углубляться. Я загорелся идеей снять фильм о Ломоносове и в сценаристы позвал Юру Клепикова и Васю Соловьева, который писал с Бондарчуком «Войну и мир». Мы с Клепиковым работали месяц в Швеции, к нам в Стокгольм периодически приезжала главный редактор комитета по кинематографии Ирина Кокорева со свитой — якобы нас контролировать, а на самом деле они там покупали себе сапоги. И однажды она приехала и сказала: о Ломоносове приказано забыть, потому что он невозвращенец. Пишите без него. Тогда мы с Юрой подумали-подумали и решили выйти из этого проекта. А это было почти бунтом, и мне этого уже не простили. После этого я стал фактически невыездным.

«Двое», 1965. Фото: Георгий Тер-Ованесов / РИА НОВОСТИ

Но вопрос был о том, почему вы решили эмигрировать?

Я сейчас до этого дойду, конечно, но я рассказываю про атмосферу, в которой это мое решение зарождалось. В общем, мы с Юрой ушли с картины, и я знал, что я уже меченый. Потом я снял фильм «О любви» по сценарию того же Клепикова, который фактически лег на полку. Фильму дали третью категорию, и студию оставили без премии, потому что из-за бесконечных переделок я сдал его позже срока. Это был метод наказания: ты работаешь с людьми бок о бок, и все знают, что это из-за тебя они теперь будут жить почти впроголодь — зарплаты-то у всех были мизерные, и без премии прожить было трудно. И наконец, у меня был большой конфликт на последнем моем советском фильме «Ищу человека», который я снял по сценарию Агнии Барто. Я в этот проект пошел, потому что там был феноменальный материал: письма потерянных детей. Многие тысячи детей потерялись в неразберихе и хаосе отступления в первый год Великой Отечественной. И Барто придумала программу на радио, когда по детским воспоминаниям, которые звучали в эфире, удавалось соединять семьи. Мне она предложила сделать фильм по этим письмам. А влияние у Барто в те годы было огромное, потому что у каждого члена Политбюро были внуки, и она подписывала им свои книжки про бычка. Я согласился, потому что подумал, что с ней вместе смогу пробить цензуру. Письма-то многие были нецензурные: там были и репрессии, и ужасы войны, и уничтожение евреев — это был крик крови, это была, как говорил Герасимов, «самоя жизнь». В общем, я согласился и считал себя счастливым человеком. И действительно, когда я начал с ней работать, цензура все пропускала, но у Барто оказалась своя цензура. Она была очень советская. Она, например, мне говорила, будучи еврейкой: «Тарковский оболгал нашего Рублева». И вот, на фильме «Ищу человека» произошла история, которая меня окончательно сломала. Я работал с письмами, их было очень много, и некоторые особенно сильные отбирал, перепечатывал их для себя. Мы снимали по всему СССР, всюду, потому что письма шли отовсюду. А в Риге нам построили павильон, и я посмотрел, какие из отобранных мною писем были рижскими. Я нашел письмо одной женщины и решил к ней поехать. Судя по фамилии, она могла быть немкой, и тогда я смог бы ей помочь. Но она оказалась еврейкой, говорящей на идиш. А в то время, как вы знаете, шла война Израиля с коалицией арабских государств и СССР был на стороне арабов. История этой женщины была такова: ее муж служил в Советской армии, к городу подходили немцы, и она решила бежать в ночи с тремя детьми. И среднюю дочь в дороге она потеряла, осталась у нее одна только красная туфелька. И мы с моим оператором придумали, что поставим в павильоне стул, прибьем его гвоздями к полу, выставим ограничитель, чтобы она не выходила из фокуса, и попросим, чтобы она рассказала свою историю, поразительную, душераздирающую, прямо в камеру.

«Двое», 1965. Фото: РИА Новости

То есть вы хотели, чтобы в «Ищу человека» были документальные вставки, как в «Любить» Михаила Калика?

Да, конечно! Но формальный прием здесь ни при чем — в отличие от замечательного фильма Калика, от нашей съемки зависели судьбы людей. Я хотел ей помочь. Но студия мне запретила снимать еврейскую женщину. А тут надо сказать, что я врожденный астматик, у меня отец болел астмой, и в детстве астма была и у меня, но она прошла в 13 лет, как мне и обещали доктора. И вот когда мне сказали, что съемок не будет, и я понял, что лишил эту женщину фактически последней надежды,— у меня открылась астма. Я не мог дышать. Мне надо было ехать в Архангельск, там была съемка с Ахеджаковой — это, кстати, первая ее роль в кино,— но я уже не смог и послал туда своего ассистента. Кое-как я закончил картину, и в итоге остался ею недоволен. Я понимал, что на экране полуправда, что рассказать то, что я хотел, у меня не получилось. У меня начались моральные терзания, и я очень-очень заболел. Я загулял по больницам, и вот тогда решил, что не хочу больше работать в советском кино. Вообще не хочу. Я перестал ходить на студию. Мне захотелось в тепло, и я принял решение, что уеду.

Перед интервью я пересмотрел «О любви» — это фильм буквально об удушье 1970-х, о невыносимом компромиссе, о давлении общества, и вы сейчас говорите, что уезжали буквально от удушья, так, что можно подумать, что астма — это метафора.

Я понимаю, вам кажется, что это красивый образ. Но я действительно хрипел так, что не мог даже разговаривать. Мне было сорок лет, а я просто доходил.

Что вы взяли с собой?

Я взял все свои книги, у меня была замечательная библиотека. А что я мог еще взять? Я был беден, как и все. У меня даже чемодана не было. Да, перед отъездом встала проблема: что делать с этими письмами, которые я перепечатывал? Вывезти их мне бы не дали. А я был знаком с Фридрихом Горенштейном через Тарковского, он учился двумя курсами старше, у Ромма, а я у Рошаля, а между нами был курс Довженко, где учились Иоселиани и Шепитько. Я тогда еще и познакомился с Фридрихом, мы с ним и с Тарковским, помню, обсуждали его «Дом с башенкой» — Андрей хотел его ставить. В общем, я решил, что передам эти письма Горенштейну. Позвонил ему, договорился о встрече, показал письма, он глянул их быстренько и взял. Я только попросил, чтобы он нигде не говорил, что эти письма передал ему я, поскольку я не имел права этого делать. И вот однажды, в Нью-Йорке, я открыл журнал «Континент» и увидел фамилию Горенштейна. Там был напечатан «Псалом», и он пишет, что работник радио передал ему письма, которые послужили толчком для написания этого романа. Так что, несмотря на всю компромиссность фильма «Ищу человека», он сыграл свою роль в появлении на свет романа Горенштейна.

«Ищу человека», 1974. Фото: РИА Новости

Вы понимали, что после отъезда ваше имя окажется под запретом в СССР, а фильмы лягут на полку?

Конечно, я это понимал, но мне уже не было до этого дела. Мне нужно было просто вывезти свою жизнь, чтобы я мог дышать. И кстати, когда я оказался на Западе, мне сразу дали лекарства, и они мне сразу помогли. И я потом всю жизнь посылал эти лекарства своей ассистентке, у которой тоже была астма. А, вспомнил, что я взял с собой! То, что брали все уезжающие: можно было вывезти одну бутылку водки и две баночки черной икры. И когда тебя встречали в Вене, там была женщина, которая скупала у каждого приезжего эти бутылки и баночки. Денег же с собой ни у кого не было, разрешалось поменять что-то около 80 долларов. А соблазнов было очень много.

Что вы делали в Америке?

Когда я уже переехал в Нью-Йорк после Вены и Рима, мне посоветовали получить там грант Фонда Гуггенхайма на написание сценария. И я подал заявку на сценарий «Жизнь Ленина». Год изучал материалы и год писал.

«Ищу человека», 1974. Фото: РИА Новости

Почему вы обратились к этой теме?

Я очень дружил с Марком Донским, он был моим художественным руководителем на студии Горького. Я занимал у него деньги, потом приезжал их отдавать, сидел у него в гостях, и мы много общались. Марк был потрясающе интересным человеком, но у него была репутация городского сумасшедшего, и он всем говорил дикие вещи. Это была его маска выживания. Все эти режиссеры большие — а я со многими общался,— они были все как корявые деревья, под гнетом выросшие, все поломанные-переломанные. Донской снимал «Сердце матери» о матери Ленина и много всего мне рассказывал. Говорил, например, что Ленин как юрист проиграл все свои судебные процессы, а это высказывание было на грани с диссидентством. Думаю, с тех пор еще у меня зародилась мысль, что можно было бы показать Ленина не идолом, а живым человеком. Я же был человеком оттепели, мы выросли в представлении о том, что Сталин — бяка и нужно возвращаться к ленинским идеалам. Это уже потом, когда я писал сценарий в Америке и прочел Полное собрание сочинений Ленина, где была знаменитая телеграмма 1918 года, в которой он приказывал вывезти из Нижнего Новгорода и расстрелять сотни проституток, я понял, что с ленинскими идеалами тоже не все в порядке.

«Ищу человека», 1974. Фото: Кокорев / РИА Новости

Но сценарий не был поставлен?

Нет, как и тот сценарий, с которым я приехал в Америку, «Сердце на рукаве», по произведениям Гаршина и Чехова. Это была история о человеке, который сошел с ума после еврейского погрома. Сценарий про Ленина мне предлагали передать в Голливуд Джону Уэйну, который был ярым антисоветчиком, но дело в том, что я не был антисоветчиком. Это было против моей шерсти, я не собирался делать антисоветскую картину. Меня однажды пригласили на собрание диссидентов, и я насмотрелся этой публики. Это очень часто были некрасивые люди, которые собирались и поливали грязью СССР. Я сейчас не говорю о настоящих диссидентах, о Щаранском, Аксенове, Буковском, Александре Гинзбурге, Марченко. Я говорю об этом облаке, которое образовалось в эмиграции. Мне никогда не хотелось быть его частью. Если я не шел на компромиссы в Москве, то почему я должен был идти на них в Нью-Йорке?

На что же вы жили в Америке?

Когда кончились деньги Фонда Гуггенхайма, оказалось, что на жизнь денег нет, и я взял первую попавшуюся работу. Это была должность ночного сторожа на свалке в Южном Бронксе, куда даже полиция особенно не заезжала. Режим работы был с 12 ночи до 8 утра, надо было обходить периметр каждый час, и у меня были такие специальные часы с отверстием для ключа: каждый час после обхода ключ надо было проворачивать, а утром приходила менеджер и проверяла меня. Работал я там, по-моему, несколько лет. Потом еще работал на ювелирной фабрике — на бейсбольной бите гнул большие такие серьги. Знаете в цирке аттракцион, когда львы прыгают сквозь кольца,— вот эти серьги мне такие кольца напоминали. А, еще из любопытного — я работал на аукционе почтовых марок. Я знаю марки хорошо, недавно вот тут, в Огайо, где я сейчас живу, был estate sale, и я купил альбом марок за 40 долларов в эталонном состоянии.

Можете ли вы сказать, что вам пришлось полностью изобрести свою жизнь, начать заново?

Это к радости. Чем бы я ни занимался тут, я смотрел на все, в том числе на себя, как человек со стороны. Вот он делает то, вот он видит это. Я как-то не относил все, что мной происходило, к себе. И поэтому это меня никак не трогало.

Киноэмиграция «третьей волны» находится в тени писательской эмиграции, которая связана с именами Аксенова, Бродского, Довлатова. Вы чувствовали с ними какую-то общность?

Я дружил с ними. Я сделал документальный фильм о Владимире Высоцком «Пророков нет в отечестве своем», где у меня как раз снялись и Вася Аксенов, и Юз Алешковский, и Иосиф Бродский, а также Марина Влади, Миша Барышников, Миша Шемякин и Милош Форман. Форман мне там по-русски рассказывает, например, как Высоцкого принимали в Голливуде. А Иосифа я знал еще со времен съемок «О любви», потому что героиню Виктории Федоровой я хотел поселить в те самые «полторы комнаты». Она же там живет в крохотной коммунальной квартире вдвоем с братом, в тесноте, и вот ее комнату я хотел снять у Иосифа. Я с ним договорился и, кроме прочего, хотел, чтобы их семья заработала на этом хоть что-то. Но студия мне не разрешила там снимать, поскольку Бродский был на карандаше у КГБ. Иосиф очень любил кино, и в Нью-Йорке мы часто с ним виделись, он бывал у меня дома, очень заботился о моем сыне, которого я воспитывал один. А для фильма, который я хотел снимать со студентами — я же еще тут два года преподавал,— он написал мне стихи по-английски, которые, к сожалению, пропали вместе со всем моим архивом.

«О любви», 1970. Фото: РИА Новости

Чувствовали ли вы одиночество в эмиграции?

Что в Москве, что в Нью-Йорке я был сам по себе. У меня, конечно, были близкие друзья. Я очень дружил с Левой Поляковым, петербургским аристократом, который работал водителем такси, а еще — фотографом у Кусто. Ходил в «Русский самовар». Я там отмечался, бывал на днях рождениях, но ни с кем особенно не был дружен.

У вас была ностальгия по родине?

Времени на тоску у меня не было. Я воспитывал сына, надо было его поднимать. Но когда я приехал первый раз в Москву в 1989-м и меня встретили мой оператор Сергей Филиппов с женой, я увидел друзей, с которыми работал, они были еще живы,— это была такая радость! Мне говорили: «Миша, ты такой счастливый!» И я был таким счастливым!

«Зося», 1967. Фото: Галина Кмит / РИА Новости

Когда вы уезжали в 1975-м, вы думали, что это навсегда?

Я не мыслил тогда такими категориями, мне было не до этого. Помню, было раннее утро, я плохо себя чувствовал, был снежный день, меня провожали Женя Крылатов, мой композитор, с женой. Конечно, это все было отнюдь нелегко. Больным, оставив в СССР родителей и дочь от первого брака, которая была еще ребенком, ринуться в неизвестную страну. Я был словно оледенелый, под стать этому снежному темному утру 27 февраля 1975 года. В Вене я с моими друзьями ночевал в одной комнате и вдруг проснулся от ужасающего вопля, который издал сам. Ни до, ни после я таких звуков не издавал. В этом феврале, кстати, будет уже 49 лет, как я уехал.

О чем вы жалеете?

О фильмах, которые не снял. Особенно — об одном, сейчас я вам про него расскажу. В Москве был магазин «Хрусталь. Стекло» на улице Кирова, теперь это Мясницкая. Я однажды зашел туда и увидел, что там работает изумительной красоты высокая продавщица, у нее были кольца и серьги, тоже из хрусталя. И я написал заявку на любовную историю про высокую девушку, которая работает в хрустальном магазине и которую полюбил мальчик намного ниже ее, лохматый парень, школьник. А у девушки есть свой парень, высокий. Это должен был быть фильм о том, как этот лохматый своей немыслимой любовью заставил ее сойти с каблуков и обратить на себя внимание. И важно, что герой должен был быть барабанщиком, потому что второй оператор на моем фильме «Зося», Витольд Собоциньский, который потом снимал с Вайдой и Полански, был заядлым барабанщиком, и я за ним во время съемок много наблюдал. Заявка называлась «Не болит голова у дятла». Я ее написал сразу после того, как мы с Клепиковым ушли со шведской картины про паровозы, и послал ее Юре. А за день до моего отъезда мне позвонил Юра и сказал: «Старик, ты не можешь мне подарить название "Не болит голова у дятла"?» Я ответил: «Конечно, Юра, о чем речь». Потому что я понимал, что этот фильм я уже никогда не буду снимать.

Почему именно о нем вы жалеете?

Моим любимым режиссером был Франсуа Трюффо, меня всегда интересовало и влекло лирическое начало в кино. Я не знаю, как меня занесло на «Ищу человека»,— я соблазнился этими письмами, которые так и не смог снять по-настоящему. Во мне очень много было невысказанного лиризма. И в этом фильме я думаю, что смог бы его воплотить.

Может быть, фильма не получилось, потому что 1970-е совсем не хрустальное, а, наоборот, свинцовое время? И оттепельному лиризму там уже не было места?

Я никогда не думал, что живу в свинцовые годы. Вообще, знаете, у меня никогда не было обиды на советскую власть. Но, видите, как получилось: в СССР я мог снимать, мне же звонили со студии и предлагали запуски после «Ищу человека», но не мог дышать. А на Западе я смог дышать, но снять ничего толком так и не получилось.

«Зося», 1967. Фото: Киностудия им. М. Горького, Творческое объединение «Камера»

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Всё равно его не брошу: сериалы, которые мы просто не можем перестать смотреть! Всё равно его не брошу: сериалы, которые мы просто не можем перестать смотреть!

Сериалы, которые невозможно бросить смотреть

Cosmopolitan
Кто такие треш-стримеры и за что их наказывают Кто такие треш-стримеры и за что их наказывают

Отныне популярным блогерам больше не удастся уходить от ответственности

Maxim
Глава 1: Москва Глава 1: Москва

Ты говорил, город – сила. А здесь слабые все

Esquire
В СССР радиоактивные материалы свободно можно было купить в центре Москвы. История уникального магазина “Изотопы” В СССР радиоактивные материалы свободно можно было купить в центре Москвы. История уникального магазина “Изотопы”

Как в СССР свободно продавали радиоактивные вещества и все, что с ними связано

ТехИнсайдер
Весна на подходе: как подготовить теплые вещи к длительному хранению Весна на подходе: как подготовить теплые вещи к длительному хранению

Как сделать так, чтобы зимние вещи без повреждений дождались следующего сезона

ТехИнсайдер
Робот двигается по артериям и прокалывает бляшки, спасая от инсульта Робот двигается по артериям и прокалывает бляшки, спасая от инсульта

Робот, который может быть использован для лечения людей после инсульта

ТехИнсайдер
Почему обезьяны все чаще нападают на людей в Таиланде, Японии и Индии Почему обезьяны все чаще нападают на людей в Таиланде, Японии и Индии

Почему макаки нападают на людей? Восстание обезьян началось?

ТехИнсайдер
«Таким не надо размножаться»: откровенная история фотографа с «синдромом бабочки» «Таким не надо размножаться»: откровенная история фотографа с «синдромом бабочки»

Как девушка с «синдромом бабочки» живет счастливой и активной жизнью?

Psychologies
Сантьяго, до востребования Сантьяго, до востребования

Как чилийские режиссеры снимали родину за границей и пережили диктатуру

Weekend
6 признаков инфантильного партнера 6 признаков инфантильного партнера

Несколько подсказок, которые помогут определить эмоциональную незрелость

Psychologies
Российское небо в 2024-м Российское небо в 2024-м

Ушедший год запомнился не самым большим количеством авиационных новостей

Наука и Техника
Не такой простой как кажется: вы представить себе не могли, как грифель попадает в карандаш Не такой простой как кажется: вы представить себе не могли, как грифель попадает в карандаш

Спасибо овцам, которые упростили нашу жизнь и подарили нам первые карандаши

ТехИнсайдер
Маленький Вейдер, гладиаторы и антиутопия: как ролики Супербоула меняли мир рекламы Маленький Вейдер, гладиаторы и антиутопия: как ролики Супербоула меняли мир рекламы

Культовые рекламные ролики, показанные в перерыве Супербоула

Forbes
Гостинг, мостинг, касперинг: 7 жестоких трендов в современных отношениях Гостинг, мостинг, касперинг: 7 жестоких трендов в современных отношениях

Какие опасные тренды в отношениях появились сейчас и как им не следовать?

Psychologies
Сельское хозяйство ускоряет жизнь целых экосистем Сельское хозяйство ускоряет жизнь целых экосистем

Как сельскохозяйственные угодья влияют на сообщества организмов?

ТехИнсайдер
«Идеальные дни» Вима Вендерса — фильм, после которого хочется обнять весь мир «Идеальные дни» Вима Вендерса — фильм, после которого хочется обнять весь мир

Почему картина «Идеальные дни» действительно так хороша

Правила жизни
Гостиничный бум в режиме «подвиг» Гостиничный бум в режиме «подвиг»

В России планируется кардинальным образом изменить индустрию гостеприимства

Монокль
«Ландшафты мозга. Об удивительных искаженных картах нашего мозга и о том, как они ведут нас по жизни» «Ландшафты мозга. Об удивительных искаженных картах нашего мозга и о том, как они ведут нас по жизни»

Как развиваются зоны мозга, отвечающие за восприятие предметов

N+1
Юрий Чернов: «Пьер Карден сказал: «Мне так захотелось побыть на вашем месте...» Юрий Чернов: «Пьер Карден сказал: «Мне так захотелось побыть на вашем месте...»

«Сейчас я играю в театре ровно полвека — солидный юбилей!»

Караван историй
Преодолеть трудности Преодолеть трудности

Разбор 4 конфликтов, из которых мы можем извлечь полезные выводы для себя

Psychologies
Что значат украшения: психологический разбор Что значат украшения: психологический разбор

Как с помощью броши или кольца «прочитать» их владельца?

Psychologies
Любовь и эволюция: как мы выбираем пару и причем тут хвосты и перья Любовь и эволюция: как мы выбираем пару и причем тут хвосты и перья

Какие эволюционные механизмы влияют на то, кого мы считаем сексуальными?

Forbes
Социальный конструктор: как регулировать платформенную экономику Социальный конструктор: как регулировать платформенную экономику

Как найти подход к регулированию платформенной занятости?

Forbes
Девушки тоже ездят на «харлеях»: как бренды открывали для себя женскую аудиторию Девушки тоже ездят на «харлеях»: как бренды открывали для себя женскую аудиторию

Как производители разных товаров открывали для себя потребителей-женщин

Forbes
Кто такие нормисы и чем они отличаются от остальных людей Кто такие нормисы и чем они отличаются от остальных людей

Нормис — это оскорбление или комплимент?

Psychologies
IIoT: есть где развернуться IIoT: есть где развернуться

Разработчики прогнозируют рост рынка продуктов для индустриального интернета

Монокль
Андервольтинг видеокарты: что это такое и как сделать? Андервольтинг видеокарты: что это такое и как сделать?

Андервольтинг незаменим, если вы хотите избавиться от перегрева видеокарты

CHIP
Какие предметы одежды женщины заимствовали у мужчин и сделали своими Какие предметы одежды женщины заимствовали у мужчин и сделали своими

Какими предметами своего гардероба мужчины не хотели делиться?

ТехИнсайдер
Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными Люди из разных стран сочли низкие голоса более привлекательными

Как люди воспринимают высоту голоса у других людей?

N+1
«Всё просто: я не умею рисовать» «Всё просто: я не умею рисовать»

О первых пробах и съемках, наивности и мечтах — в интервью с Глафирой Глазуновой

OK!
Открыть в приложении