Зачем многие режиссеры прятали внутри своих историей другие фильмы

WeekendСобытия

10 фильмов с фильмами

Выбор Андрея Карташова

Кино — по определению фейк: похожий на наш, но другой мир. Но еще кино — по определению реальность, ведь невозможно (если речь не об анимации) сделать фильм без людей и предметов, перед которыми поставили камеру. Как же тогда назвать кино внутри кино? Многие режиссеры прятали внутрь своих историй другие фильмы — в качестве вставного сюжета, подробности вымышленного повествования или комментария к нему. Фейк внутри фейка? Реальность внутри реальности? Или доказательство, что одно нельзя отличить от другого? Десять примеров из истории мирового кино дают очень разные ответы.

«Бесславные ублюдки»

  • Квентин Тарантино, 2009
  • Фильм в фильме: «Гордость нации»

Первый заход Квентина Тарантино в мутные воды альтернативной истории вряд ли нуждается в долгих представлениях. По сюжету боевой отряд американских евреев при поддержке французского Сопротивления (тоже из этнических меньшинств) и немецкой шпионки полностью меняет ход Второй мировой. Возможно ли повернуть масштабные исторические события усилиями нескольких человек? Вопрос Тарантино звучит актуально как никогда, но для режиссера-постмодерниста кино — фантазия о другом мире, где что‑то пошло иначе, а не размышление в духе Толстого о роли личности в истории. Поэтому кульминация «Бесславных ублюдков» происходит в кинотеатре на показе вымышленной Тарантино нацистской киноагитки «Гордость нации». Сам этот фильм в фильме смешивает реальность с вымыслом: «Гордость нации» посвящена снайперу-орденоносцу, который по личной просьбе Геббельса играет сам себя — тем самым провоцируя не менее острый вопрос о манипуляции фактами в пропаганде.

«Последний киногерой»

  • Джон Мактирнан, 1993
  • Фильм в фильме: «Джек Слейтер — 4»

Режиссер Джон Мактирнан сначала сделал важный вклад в канон боевиков (он ставил «Крепкий орешек» и первого «Хищника»), а потом сам же подверг его насмешке — впрочем, совершенно беззлобной. Попав в мир любимой экшен-франшизы «Джек Слейтер», главный герой-подросток обнаруживает себя в улучшенной версии реальности, где погода всегда хорошая, все женщины ослепительно красивы, а козни злодеев легко угадывать, потому что действуют они в согласии с драматургическими клише. Напротив, киногерой Слейтер теряется в настоящем, а не экранном Лос-Анджелесе: уроженец и резидент мира фантазии, он не готов к тому, что в реальности нельзя разбить стекло рукой и не порезаться. Концепция фильма напоминает о более ранней «Пурпурной розе Каира» Вуди Аллена, где романтичная барышня эпохи Великой депрессии влюбляется в героя мелодрамы и тот по волшебству сходит к ней с экрана. Но в картине Мактирнана мало сентиментальности, зато много духа времени: в ту эпоху идеи о том, что вся жизнь состоит из знаков (то есть принципиально не отличается от кино или сериала), звучали везде — в газетах и в телевизоре, в речах политиков и в книгах модных философов. И неслучайно в «Последнем киногерое» эти идеи воплощает актерсимвол девяностых — Арнольд Шварценеггер, играющий одновременно себя и пародию на свой мужественный образ.

«Начало»

  • Глеб Панфилов, 1970
  • Фильм в фильме: «Жизнь Жанны д’Арк»

После яркого дебюта «В огне брода нет» Глеб Панфилов задумал фильм о Жанне д’Арк — амбициозная идея для любого режиссера в любой исторической ситуации, но особенно в позднем Советском Союзе: Жанна была не только символом сопротивления захватчикам, но и фанатичкой, испытывавшей религиозные видения. Сценарию не дали ход, и Панфилов ответил «Началом», где героиней стала не сама средневековая героиня, а молодая ткачиха, которая играет в драмкружке и вдруг получает предложение главной роли в фильме о Жанне. Таким ходом Панфилов не только обошел цензуру, но и усложнил структуру фильма, превратив его в историю о трех жизнях одной женщины — скромной провинциалки, начинающей кинозвезды и легендарной воительницы, которую она играет. Героиня Инны Чуриковой пытается найти себя, лавируя между тем, как другие ее видят и чего от нее ждут; это один из ключевых женских образов в истории советского кино.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Что породишь, то и пародируешь Что породишь, то и пародируешь

10 комедий, которые высмеивают киноклише

Weekend
Почему он со мной не делится: 7 причин замкнутости подростка Почему он со мной не делится: 7 причин замкнутости подростка

Почему подростки перестают общаться со своими родителями

СНОБ
Ла‑ла-вуд Ла‑ла-вуд

Как «Вавилон» Дэмиена Шазелла фальсифицирует голливудский миф

Weekend
Как кроссовки стали рыночной валютой Как кроссовки стали рыночной валютой

Редкие старые кроссовки — мимолетное веяние моды или новая инвестиция

Эксперт
Вечный груз Вечный груз

Почему «Груз 200» Алексея Балабанова не может утратить актуальности

Weekend
Революционные страсти: как Александра Коллонтай оставалась женщиной в эпоху социальных катаклизмов Революционные страсти: как Александра Коллонтай оставалась женщиной в эпоху социальных катаклизмов

Такая судьба выпадает на долю далеко не каждой женщине

Вокруг света
Повесть о настоящем маленьком человеке Повесть о настоящем маленьком человеке

Гуманизм по Чарльзу Спенсеру Чаплину

Weekend
Экзотические домашние животные в квартире Экзотические домашние животные в квартире

Отважиться завести домашнее животное непросто, а экзотическое – сложнее вдвойне

Здоровье
Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты Тушь-плевательница и бритва вместо скальпеля: как в СССР возникла индустрия красоты

Существует стереотип, что советским женщинам не было дела до красоты. Это не так

Вокруг света
20 реальных сокровищ, которые не найдут даже Индиана Джонс с Ларой Крофт 20 реальных сокровищ, которые не найдут даже Индиана Джонс с Ларой Крофт

Показываем бесценные артефакты человечества, которые считаются утерянными

Maxim
Из лондонского политолога — в российского повара: откровенная история о поиске себя Из лондонского политолога — в российского повара: откровенная история о поиске себя

Вдохновляющая история от нашей героини, как изменить свою профессиональную жизнь

Psychologies
«Скинамаринк»: как дешевый хоррор о детских страхах покорил интернет «Скинамаринк»: как дешевый хоррор о детских страхах покорил интернет

«Скинамаринк» — почему мы все так боимся темноты?

Forbes
Исторический фактор: высокую заболеваемость туберкулезом в Сибири связали с обилием каторжан Исторический фактор: высокую заболеваемость туберкулезом в Сибири связали с обилием каторжан

Большое количество заключенных — одна из причин печальной статистики

Вокруг света
Биохимия любви: как гормоны управляют нашими чувствами Биохимия любви: как гормоны управляют нашими чувствами

Биохимические процессы, которые вызывают каскад эмоций, именуемый любовью

Правила жизни
На борту затонувшего в VII-VIII веках судна нашли остатки жуков-вредителей и тараканьи оотеки На борту затонувшего в VII-VIII веках судна нашли остатки жуков-вредителей и тараканьи оотеки

Новый результат исследования корабля «Мааган Михаэль Б»

N+1
Адаптация Адаптация

Кузнец рассказывает, как ему удалось перенести старинное ремесло в XXI столетие

Вокруг света
Замещение строптивого Замещение строптивого

Инвесторы получили локальную альтернативу заблокированным еврооблигациям

Деньги
10 популярных явлений и предметов, которые незаметно ушли из нашей жизни 10 популярных явлений и предметов, которые незаметно ушли из нашей жизни

Предметы и явления, которые мы потеряли

Maxim
«Рисковать, так одной»: как советская полярница Нина Демме покоряла Арктику «Рисковать, так одной»: как советская полярница Нина Демме покоряла Арктику

Ученая Нина Демме осталась в истории первой профессиональной полярницей

Forbes
Чай, чай, выручай! Чай, чай, выручай!

Травяной чай ускоряет метаболизм, обладает очищающим действием

Лиза
12 утраченных сокровищ и артефактов, которые продолжают искать 12 утраченных сокровищ и артефактов, которые продолжают искать

Многие из этих сокровищ, скорее всего, исчезли навсегда

Вокруг света
«Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера «Нам не нужен жрец и толкователь»: пианист Петр Айду об оркестре без дирижера

Пианист Петр Айду — почему обычная модель симфонического оркестра устарела

Forbes
Фейковый взрыв, эпопея с фамилиями и загадочные цифры: секреты 5 легендарных комедий Гайдая Фейковый взрыв, эпопея с фамилиями и загадочные цифры: секреты 5 легендарных комедий Гайдая

Ищем пасхалки в фильмах Гайдая, на которые раньше не обращали внимания

Правила жизни
Устроить дом… и взять его с собой Устроить дом… и взять его с собой

Что на самом деле о нас говорят тенденции в обустройстве дома?

Psychologies
Злачное тесто: краткая история хлеба, который всему голова Злачное тесто: краткая история хлеба, который всему голова

Есть один продукт, который не приедается никогда

Вокруг света
Фобии Кидман, Йоханссон и других: туалеты, авокадо и сморщенные пальцы - что пугает голливудских звезд Фобии Кидман, Йоханссон и других: туалеты, авокадо и сморщенные пальцы - что пугает голливудских звезд

У наших кумиров есть очень странные фобии

VOICE
Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли Цифровая доступность: почему инклюзия — вопрос прибыли

Цифровая инклюзия приносит бизнесу не только имиджевую пользу

Forbes
Лечение без рецепта Лечение без рецепта

Может ли визуализация (представление чего-либо) влиять на наше самочувствие?

Добрые советы
Любимые парфюмы из 90-х — а ты помнишь эти легендарные ароматы? Любимые парфюмы из 90-х — а ты помнишь эти легендарные ароматы?

Куда ты переместишься во времени, едва вдохнув знакомый аромат?

VOICE
Золотые реки цвета какао Золотые реки цвета какао

Репортаж из Бодайбо. Как живут люди, добывающие золото

Эксперт
Открыть в приложении