Вызывающе яркая помада: как макияж становится инструментом борьбы за права женщин
Красная помада, бигуди, готическая подводка и бьюти-туториалы — рассказываем о случаях, когда бьюти-практики становились частью активизма
Бигуди против стандартов красоты Южной Кореи
Во второй половине 2010-х годов в Южной Корее возникло движение Escape the Corset — объединение девушек, решивших дать отпор жестким стандартам красоты в своей стране. Среди корейцев, согласно опросу компании Ipsos, красота женщины считается более ценным ресурсом, чем ее интеллект, и привлекательная внешность помогает в продвижении по карьерной лестнице. Из-за социального давления многие кореянки в раннем возрасте соглашаются на пластические операции и придерживаются сложной системы ухода, которая требует больших финансовых вложений и времени.
В первую волну движения Escape the Corset его сторонницы выкладывали в социальные сети видео, на которых портили или выкидывали свою косметику, но в 2021 году бьюти-протест кореянок вышел из онлайн-пространства на улицы. Тогда в общественных местах Сеула стали все чаще замечать девушек с бигуди на волосах, что вызывало недовольство со стороны старшего поколения. В интервью изданию Insider 47-летняя репетитор Ли Соль Ки отметила, что кореянка всегда должна выглядеть презентабельно, когда выходит из дома. «Это знак уважения к окружающим», — объясняла Ли.
По словам Чжехи Чона, эксперта по потребительскому поведению из Дэлаверского университета, представительницы старшего поколения действительно стараются поддерживать свою красоту, чтобы угодить другим, но молодые кореянки более независимы. Появляясь в метро и ресторанах с бигуди, они показывают, что чужие ожидания и мнения никак не влияют на их внешность. К тому же у тенденции есть и практическая сторона — некоторые кореянки объясняют, что бигуди во время поездок в общественном транспорте помогают сохранить укладку по пути на учебу или работу.
Готический макияж против притеснений женщин в Китае
«Готические лолиты» — распространенная в странах Азии субкультура, представительницы которой носят кружевные платья с тяжелыми ботинками и делают мрачный макияж. В марте 2019 года одна из представительниц субкультуры, проживающая в Китае, написала в социальной сети Weibo (аналог Twitter), что из-за макияжа ее отказывалась пускать в метро города Гуанчжоу. Охранники принуждали девушку смыть косметику — темную помаду и тени, объясняя это тем, что ее макияж выглядит «ужасно» и «может оскорбить попутчиков».
«Какие законы дают вам право останавливать меня и тратить мое время? Если вы можете процитировать один из них, я готова оплатить баннер, который будет висеть в метро и гласить: «Людям в образе готических лолит не разрешается ездить на метро», — написала девушка в своем микроблоге. Ее публикация собрала более 5000 репостов и запустила флешмоб, в рамках которого другие пользовательницы публиковали на Weibo свои фотографии с готическим макияжем. Многие из них рассказывали, что их тоже пытали не пустить в метро из-за косметики и одежды — это коснулось не только готических лолит, но и косплееров персонажей франшизы «Гарри Поттер».
Участницы флешмоба считают, что в XXI веке женщины имеют право краситься и одеваться без оглядки на одобрение окружающих, а готический образ не делает их потенциальными преступницами. «Я не убийца и не поджигатель. Я не курю и не плююсь на публике, я просто люблю готические платья», — писала одна из девушек. Когда инцидент получил огласку, руководство метрополитена принесло извинения и сообщило, что сотрудник, не пропустивший девушку в метро, уволен.
Салоны красоты в Кабуле при режиме боевиков
После того как в 2000-е в Афганистане был свергнут режим «Талибана» (организация признана террористической на территории России), в стране сформировалась локальная бьюти-индустрия. Визажистки учились за рубежом и продвигали свои услуги через Instagram (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), предпринимательницы открывали по всей стране салоны красоты. По данным Би-би-си, только в Кабуле работало около 200 салонов, которые обеспечивали работой афганок: парикмахеров, мастеров маникюра, визажисток. Окна бьюти-пространств заклеивали рекламными плакатами, чтобы скрыть посетительниц от мужских глаз.