Дискуссия с женщинами из арт-мира о том, как состояться в искусстве

ForbesРепортаж

«Все художницы стоят меньше, чем один Пикассо»: почему женщины отказываются быть музами и становятся творцами

Откуда взялся стереотип, что женщина в искусстве — прежде всего муза? Почему их работы на аукционах стоят меньше, чем творения их коллег-мужчин? И что нужно, чтобы преодолеть гендерное неравенство на арт-сцене? Мы поговорили об этом с художницами, коллекционерами и галеристами.

Фото DR

Как искусство работает с темой гендерного неравенства?

Ольга Мансир: В России в 1990-е появилась традиция научно-художественного осмысления проблемы гендерного неравенства. Проводились посвященные ему выставки. Это был способ и представить работы женщин-художников, и поразмышлять о том, где место женщины — у плиты или у мольберта.

Мировая история искусства изобилует примерами того, как художницы переосмысляли свой опыт. Многие безжалостно вытаскивали на поверхность свои переживания, связанные с пережитым насилием. Например, известна художница Кароль Рама, которая в 1945 году сделала выставку работ, полных такого трагического переживания — ее закрыли «за непристойность». А в 2003 году она получила Золотого льва Венецианской биеннале за вклад в искусство. Это еще и пример того, насколько художники забегают вперед, делая жесты, к которым общество часто не готово.

Художники и в России, и в мире рефлексируют об острых проблемах. Это отражается и на работах, которые они создают, и на действиях художественного сообщества.

— В кино и в медиа тема гендерного равенства — тренд. Есть ли такой тренд в изобразительном искусстве?

Елена Ковылина: Мне кажется, так нельзя сказать. Нет такого — «вот вам тема сочинения, посвятите его женщинам». Есть художницы, которые по-разному выражают себя и работают с проблемами, которые их волнуют. Скажем, у Кати Бочавар — художника и куратора галереи на Солянке — была выставка «Бабе — цветы!», где она иронизировала над «женским днем» 8 марта. Но я, например, делая перформанс, не задумываюсь о том, что мне надо что-то сделать «про женщину», что я сама — женщина: я участвую в перформансе своим телом, которое само несет в себе половые признаки. И говоря о женщинах в искусстве, мне кажется, следует говорить не о тематике работ, а о женщинах-творцах.

— Мне кажется, вы сказали чрезвычайно важную вещь. Но почему мы до сих пор знаем так мало женщин-творцов? Почему мы знаем так много историй о гениальных художниках и так мало историй о гениальных художницах?

Елена Ковылина: В последнее время их все же стало больше. В 1960-1970-е годы в академической среде зародились women studies, в рамках которых, в частности, была проведена ревизия истории искусства. Нашли очень много женщин-художников. Была проведена очень большая работа, написаны монографии, изданы альбомы, организованы выставки. С тех пор мы знаем много имен, которые вытащили из-под пелены забвения, отряхнули от пыли и поставили на свои места в музеях.

— Расскажите о своей любимой художнице?

Екатерина Ираги: У меня их много. Во-первых, все художницы, с которыми мы работаем, — Ольга Чернышева, Ирина Петракова, Ольга Пашкова, Наталья Зурабова. Не могу сказать, что я специально отбираю именно женщин (думаю, необходимость специально следить за гендерным балансом касается в большей степени больших организаций), но в связи с последними веяниями — это и упомянутый пересмотр истории искусства, и движение #MeToo — о нем неизбежно задумываешься. Возможно, мне женщины-художники ближе и понятнее потому, что я сама женщина.

Во-вторых, Амалия Ульман. Я ее когда-то обнаружила в рейтинге Forbes 30 Under 30. Стала смотреть, кто это такая, что она делает. Выяснилось, что это интернет-художница, которая рефлексирует на тему женщин в социальных сетях: то она домохозяйка, которая делает селфи, то студентка, то еще кто-то. Недавно она выпустила полнометражный фильм El Planeta об отношении матерей и дочерей.

В какой-то момент я увлеклась Анне Имхоф, немецкой художницей, которая на 57-ой Венецианской биеннале получила премию за перформанс «Опера Фауст». Исполнители получали от Имхоф указания по sms и должны были импровизировать — так создавалось ощущение, что технологии нами управляют, помещают нас в определенные ситуации, форматируют наше сознание.

— Вы сказали про телесность — вспоминается история бразильской художницы Джулианы Нотари, которая установила в арт-парке Усина-де-Арте скульптуру, изображающую огромную розовую вагину, а местные жители обвинили ее в аморальности. Или история российской художницы Юлии Цветковой, которую судят за изображения женского тела. Каждый раз, когда художницы говорят о телесности, они рискуют столкнуться с осуждением или даже с судом. Что вы об этом думаете?

Ольга Кройтор: Я помню, как ездила в Лос-Анджелес и привыкла к тому, что можно не носить под одеждой белье, а когда вернулась в Москву, осознала, что здесь, если я в таком виде выйду, меня ждут совсем другие приключения. У нас тело все еще вызывает страх и ужас.

С некоторых пор приходится задумываться об этом и показывая искусство. Когда я начинала делать перформансы, была абсолютно свободной, думала только об идеях без какой-либо оглядки на то, как мои работы могут воспринять другие, а последние три года я живу с оглядкой. У меня как будто какой-то жучок поселился в голове, который меня контролирует. И причина, мне кажется, в изменившейся ситуации вокруг.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Мороз и солнце Мороз и солнце

Еще лет двадцать назад на остров Ольхон на Байкале почти не ступала нога туриста

Лиза
Кодовое слово для террора. Отрывок из книги Ирины Паперно «Советская эпоха в мемуарах, дневниках, снах» Кодовое слово для террора. Отрывок из книги Ирины Паперно «Советская эпоха в мемуарах, дневниках, снах»

Отрывок главы «Лидия Чуковская, “Записки об Анне Ахматовой”» из книги И. Паперно

СНОБ
Цель есть, а сил — нет: почему мы не можем начать действовать? Цель есть, а сил — нет: почему мы не можем начать действовать?

Почему как только мы приступаем к реализации цели, наши силы куда-то исчезают?

Psychologies
10 сериалов с крутыми парнями 10 сериалов с крутыми парнями

Сериалы, главные герои которых — отличные парни

Cosmopolitan
Детский сад: 10 невозможно милых детенышей Детский сад: 10 невозможно милых детенышей

Все младенцы милые и забавные. Только некоторые растут очень быстро

Вокруг света
Окно в прошлое: что такое и какие секреты хранит Чуй-Оозы Окно в прошлое: что такое и какие секреты хранит Чуй-Оозы

Горный Алтай! Каждое место здесь хранит какую-то загадку

Вокруг света
Женщин растят «удобными». Быть счастливыми мы учимся сами Женщин растят «удобными». Быть счастливыми мы учимся сами

Многих из нас когда-то спрятали в скорлупу «хорошей девочки»

Psychologies
Вне закона: 6 организмов, которые не должны существовать Вне закона: 6 организмов, которые не должны существовать

Эти организмы нарушают законы физики и биологии

Вокруг света
IT с неограниченными возможностями: как человеку с особенностями здоровья устроиться на достойную работу IT с неограниченными возможностями: как человеку с особенностями здоровья устроиться на достойную работу

Сотрудники-инвалиды — сложная и деликатная тема для любого бизнеса

Популярная механика
Дело жизни Дело жизни

Научное определение сексуальности

Psychologies
Frances McDormand Frances McDormand

Мысли Фрэнсис Макдорманд

ЖАРА Magazine
Как создавалась сцена со скелетом кита в фильме Андрея Звягинцева: фрагмент книги «Левиафан: разбор по косточкам» Как создавалась сцена со скелетом кита в фильме Андрея Звягинцева: фрагмент книги «Левиафан: разбор по косточкам»

В книге Маркова за рассказом о конкретном фильме скрывается рассказ о стране

Esquire
Надежда Васильева Надежда Васильева

Художник по костюмам Надежда Васильева, автор легендарного образа Сергея Бодрова

Собака.ru
Умные часы и оптогенетика нормализовали показатели глюкозы у мышей с диабетом Умные часы и оптогенетика нормализовали показатели глюкозы у мышей с диабетом

Ученые разработали клетки, способствующие выработке пептида-1

N+1
Власть огня: 6 самых разрушительных пожаров в истории Власть огня: 6 самых разрушительных пожаров в истории

В прошлом пламя легко стирало с лица земли целые города

Вокруг света
10 действительно смешных сериалов 10 действительно смешных сериалов

Сериалы, которые подарят тебе порцию свежего юмора, еще не ставшего мейнстримом

Cosmopolitan
Зачем инвестировать в криптобиржи и сколько на этом можно заработать Зачем инвестировать в криптобиржи и сколько на этом можно заработать

Как инвестировать в криптобиржи, какие у подобной инвестиции есть плюсы и минусы

СНОБ
Лауреаты премии Правительства Москвы молодым учёным 2020 года Лауреаты премии Правительства Москвы молодым учёным 2020 года

Нестандартный биосинтез, мюоны и грозы, и высокочастотные волны от реки

Наука и жизнь
Бегите к Торлониа Бегите к Торлониа

Выставка «Мраморы Торлониа. Собирая шедевры» сенсационна даже по меркам Рима

Weekend
Измены, разводы, тяжелые роды: личные драмы всех невесток Елизаветы II Измены, разводы, тяжелые роды: личные драмы всех невесток Елизаветы II

Как сложилась судьба невесток Елизаветы II?

Cosmopolitan

Как понять, что человек, находящийся рядом с тобой, опасен?

Cosmopolitan
Как добывают золото: современные технологии, бактерии, дроны, диджитал инициативы и забота об окружающей среде Как добывают золото: современные технологии, бактерии, дроны, диджитал инициативы и забота об окружающей среде

Современная золотодобыча — это уже даже не самосвалы, а новые технологии

Популярная механика
«У моего сына аутизм»: история глазами отца «У моего сына аутизм»: история глазами отца

Папа мальчика с аутизмом о том, почему все эти трудности сделали его сильнее

Psychologies
Основательница клиники эстетической медицины — о дистанции с пациентами Основательница клиники эстетической медицины — о дистанции с пациентами

Врач-косметолог о том, почему нельзя работать на скорость и о доверии пациентов

РБК
Как архитектура впала в детство Как архитектура впала в детство

Утопия «Аркигрэма» — одна из популярнейших архитектурных утопий

Weekend
История одной фотографии: моряк целует медсестру на Таймс-сквер История одной фотографии: моряк целует медсестру на Таймс-сквер

Кто были те люди, которые попали на легендарную фотографию Альфреда Эйзенштадта

Maxim
«До» и «после» акне: 5 историй невероятного преображения «До» и «после» акне: 5 историй невероятного преображения

Эти девушки показали, что нет ничего невозможного: с акне можно справиться

Cosmopolitan
Пятиминутный путеводитель по... странному спорту Пятиминутный путеводитель по... странному спорту

Странные виды спорта, странные чемпионы и странные спортивные снаряды

Esquire
Время собирать камни Время собирать камни

Режиссер Тимур Бекмамбетов и его жена Наталия Фишман построили дом на Волге

Tatler
Новозеландских попугаев кеа вытеснили в горы люди или другие попугаи Новозеландских попугаев кеа вытеснили в горы люди или другие попугаи

Попугаи кеа из могут жить в горах из-за конкуренции с другими попугаями

N+1
Открыть в приложении