Время утечек: почему на удаленке сотрудники чаще похищают корпоративные секреты
Работа на удаленке создает новые риски для информационной безопасности. Эти риски связаны не только с техническими аспектами, но и с ментальными угрозами из-за снижения лояльности сотрудников в условиях экономической турбулентности.
Переход компаний на удалённый режим работы в большинстве случаев прошёл лучше, чем можно было предположить. Современные технологии оказались достаточно развитыми для эффективной работы из дома. Из главных положительных моментов — возможность подстроить рабочий график под себя или сэкономить несколько часов на сборы и поездку в офис. Отрицательные стороны тоже есть. Кому-то сложно найти мотивацию работать без прямого контроля со стороны руководителя, а некоторые испытывают затруднения в решении рабочих вопросов, завязанных на коллег.
Не берусь судить, сколько компаний останется на удаленке, когда карантинные меры закончатся, но предостерегу от ощущения, что офис остался в прошлом, и число надомных сотрудников будет экспоненциально расти. Виной всему – угрозы информационной безопасности, которые лежат не только в технической плоскости, но и в головах сотрудников. И если наладить корпоративные коммуникации или выстроить правильную систему мотивации можно в сжатые сроки, то решить проблемы с безопасностью быстро не получится.
Эти проблемы видны невооружённым глазом. Количество утечек информации выросло ощутимо. Даже по сообщениям в СМИ (а это лишь самая вершина айсберга) мы наблюдаем всплеск. В марте аналитики Zecurion прогнозировали рост в 2-3 раза, но это лишь примерная оценка. Пока нет актуальной статистики, сложно назвать точный процент.
С бóльшей уверенностью мы можем указать причины утечек. Если говорить о ментальных угрозах, часто они связаны со снижением лояльности. Лояльность определяется множеством факторов и в реальной жизни быстро меняется даже из-за пустяков, например, после разговора с коллегой на повышенных тонах. А уж если человека попросят взять отпуск, запланированный на более позднее время, реакция может быть непредсказуемой.
Дополнительный фактор риска – неуверенность в завтрашнем дне. Неизвестность пугает всех, и при недостатке информации о перспективах компании и собственном положении в ней, человек может принять неверное решение. У некоторых включается режим перестраховки, «а скопирую-ка я эти файлики просто на всякий случай». И уже не важно, что у сотрудника не было плана, как воспользоваться файлами – информация, хранящаяся на домашних устройствах, неподконтрольна работодателю. Остается лишь надеяться, что она не будет использована вопреки интересам компании.