Равновесие сил
Свет и Тьма как две основы мироздания
Принято считать, что свет символизирует безусловное добро, а тьма – зло. Лучи Солнца, падая на Землю, приносят ей тепло и разгоняют мрак, без них наша планета была бы безжизненным куском льда. Однако ничем не сдерживаемый и не ограничиваемый свет слепит глаза, иссушает почву и превращается в карающий огонь. Для того чтобы держать свет в рамках, не давая ему превратиться в испепеляющего убийцу, необходима тьма. Люди еще в древности начали приходить к философско-религиозной концепции о единстве: тьма необходима, чтобы подчеркнуть свет. И, осмысляя эту идею, вновь и вновь выражали ее в религиозных вероучениях и произведениях искусства.
Боги добрые и боги злые – велика ли разница?
Если обратиться к мифологии древних народов, то сплошь и рядом видна картина, где боги неба и преисподней, противоборствуя и соперничая друг с другом, создают мир, природу и человека. В качестве примера можно привести воззрения древних алтайцев, считавших, что мир стал результатом сотворчества двух божественных братьев – Ульгеня и Эрлика. Злой Эрлик добыл земли, из которой добрый Ульгень слепил сушу и людей. Но позже Эрлик тоже захотел стать творцом и создал собственный народ. Разгневанный самоуправством брата, Ульгень повелел, чтобы созданные им люди стали черными и отправились на запад. Сотворенный же самим Ульгенем белый народ пошел на восток.
На подобном фундаменте строятся и религии великих цивилизаций древности. Как считали древние египтяне, мир держится на дуалистическом единстве доброго Гора и злого Сета. Эти божества олицетворяли противопоставление неба и земли, мира живых и загробного мира, зачатия и рождения, жизни и правления. «Вселенная мыслится как система пар сбалансированных противоположностей. Весь мир – это пара “небо – земля“. Внутри “земли“ различались “часть Гора“ и “часть Сета“», – объясняет семиотик и культурный антрополог Вячеслав Иванов.
Он же как пример религиозного дуализма приводит «Авесту» – памятник древнеиранской литературы, собрание священных текстов зороастрийцев. «Дуалистическая традиция “Авесты“, противопоставляющая две основные силы мира (положительную и отрицательную), представляет собой одну из первых попыток систематизации дуалистической мифологии в виде учения о двух полярных силах, действующих в космосе», – пишет Иванов.
Сотворчество противоположных начал
В Китае смыслообразующее значение получил символ «Инь-Ян». Он представляет философию баланса, где две противоположности сосуществуют в гармонии и способны трансмутировать друг в друга. В даосизме это символизирует взаимосвязь противоположных сил как различных аспектов Дао. В болезни заключено здоровье, и наоборот. Все противоположности являются проявлениями единого Дао и, следовательно, не независимы друг от друга, а скорее представляют собой вариацию одного и того же объединяющего начала, проявляющего себя во всей природе. Если смотреть глазами китайца, в таком дуализме нет ничего плохого, и бороться с ним не надо.