Город фестивалей
Хорошие театральные декорации должны не только радовать глаз, но и создавать нужную атмосферу. Город Суздаль, с его концентрацией старинной архитектуры и культурным бэкграундом, стал идеальной площадкой для самых разных фестивалей.
Из окна автобуса Суздаль выглядит как портал в прошлое, но город живет будущим
Пейзаж словно с билибинских иллюстраций: через поле видно одни церкви да колокольни, торчащие из-за деревьев. От автовокзала иду пешком, и меня встречают ряды деревянных домов, выстроившихся вдоль Васильевской улицы. Из-за первого же забора косится любопытный лошадиный глаз. Во дворе за оградой стоят экипажи, в которых в погожий день эта коняга катает туристов, желающих сделать красивые фото на фоне сказочной архитектуры города-музея.
Эта самая архитектура разворачивается в обе стороны, как эффектный театральный задник, когда выходишь по Васильевской на улицу Ленина, в центр Суздаля: торговые ряды XIX века, храмы, колокольни. В августе среди всей этой красоты будут отмечать День города, а он в этом году особенный: празднуют тысячелетний юбилей. Правда, строго говоря, называть годом основания Суздаля 1024-й, под которым он впервые упоминается в летописи, неверно. В «Повести временных лет» под этой датой сообщается, что в Суздале из-за неурожая случились некие беспорядки и зачинщиков-волхвов, то есть служителей языческого культа, разогнал князь Ярослав Мудрый. Стало быть, город к тому времени уже существовал. Археологи считают, что он появился раньше второй половины X века. Но поскольку год основания Суздаля в источниках, на которые можно уверенно опереться, не указан, историю города условно отсчитывают с 1024-го.
В Средние века Суздаль был одним из важнейших городов Северо-Восточной Руси. Даже утратив с XV столетия политическое влияние, он еще долго оставался крупным религиозным центром. О концентрации в городе храмов и монастырей археолог Николай Воронин писал: «При этом большом количестве церковных построек в городе в 1573 году было всего четыреста четырнадцать дворов! Такого поразительного соотношения не знал, кажется, ни один древнерусский город». Процветала и торговля.
Во второй половине XIX столетия Суздалю то ли крупно не повезло, то ли наоборот – это как посмотреть: построенная в 1862 году Московско-Нижегородская железная дорога прошла мимо, и город остался в стороне от торговых путей. Он почти прекратил развиваться и вследствие этого законсервировался в старинном облике до Новейшего времени.
В послевоенные годы власти начали заниматься реставрацией достопримечательностей Суздаля, привлекать в город туристов. Им заинтересовались художники и деятели киноиндустрии. Первым фильмом, который здесь снимали, стала «Баллада о солдате» (1958 год), за ней последовали «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Рублев» и другие кинохиты. В наши дни в Суздале обосновались и фестивали на любой вкус: музыкальные, театральные, рукодельные, спортивные, гастрономические – и ставший знаменитым анимационный.
«МИРА центр»: современное искусство
В здании бывшей торговой лавки XIX века лестница ведет с первого этажа вниз, в выставочный зал. Спускаюсь и попадаю в скупо освещенное помещение под низкими каменными сводами. Едва переступаю порог – включается запись церковного хора. В центре зала – стол, накрытый на двенадцать персон и обложенный по периметру искусственными гвоздиками. Хлеб, вино, тарелки с рыбой, расставленные так и этак. Чашки и блюдца «бабушкиного» фарфора изнутри расписаны ангелами и святыми. Инсталляция «Тарелки-душегрелки» Иры Михейшиной – авторская трактовка сюжета Тайной вечери. В другом зале образа святых написаны на остатках деревянных дверей, найденных здесь же, в Суздале, – это работы Максима Демина. Выставка «Видимое – невидимое», в рамках которой современные художники переосмысливают христианство и церковное искусство, в городе-музее как родная.
Арт-пространство «МИРА центр» открылось в 2022 году, и с тех пор там проводятся концерты, выставки, кинопоказы. В мае прошлого года оно стало одной из площадок Первого созерцательного фестиваля «Места для души» имени итальянского сценариста и кинорежиссера Тонино Гуэрры. «Русский по жене» Лоре, которую встретил в Москве, Гуэрра работал не только с Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, но и с Андреем Тарковским: вместе они создали фильм «Ностальгия». Суздаль Гуэрра очень любил и неоднократно сюда приезжал. В «МИРА центре» гости фестиваля смотрели выставку, слушали лекции, концерт Петра Налича и аудиоспектакль в шкафу, а над Ильинским лугом парили воздушные змеи, украшенные бабочками, каких любил рисовать Гуэрра… Его поэтический взгляд на мир организаторы спроецировали на весь город.