«Гараж» открывает выставку и переходит на ответственное потребление

VogueКультура

Большая перемена

«Гараж» открывает выставку «Грядущий мир» и переходит на ответственное потребление. Возглавляет экодвижение директор музея Антон Белов

Фото: Павел Харатян. Стиль: Aнастасия Митина. Текст: Анна Федина

Бомбер, Ermenegildo Zegna; пуловер, Falconeri; брюки, Pal Zileri; кроссовки, Boss.

Вы попали в Эдем, и у вас в руках бейсбольная бита. Как вы поступите? Проверить себя этим летом можно будет в Музее современного искусства «Гараж», где частью масштабного проекта «Грядущий мир: экология как новая политика. 2030‑2100» станет инсталляция калифорнийца Дуга Эйткена «Сад». Там же будет кухня с тараканами китайского художника Хуан Юн Пина, отсылающая к кухонным дебатам Хрущева и Никсона, гигантская паутина из саморазлагающегося скотча от базирующегося в Берлине коллектива Numen и соляная комната нашей Анастасии Потемкиной. Новозеландец Хейден Фаулер вслед за Йозефом Бойсом поселится в клетке с волком, только на этот раз благодаря очкам виртуальной реальности художнику будет казаться, что они с хищником в прерии. А гении иммерсивного театра Rimini Protokoll готовят секретный проект с единственными существами, которые живут вечно.

Выставка, для которой «Гараж» предложил полусотне художников поразмышлять о совместном будущем природы и человека, займет все пространство музея и площадь перед ним и, постепенно изменяясь, продлится полгода. Но тема ответственного отношения к миру не покинет музей и после закрытия экспозиции. «Гараж» уже запустил программу устойчивого развития. Собственно, с нее все и началось, идея выставки возникла уже в процессе.

«Года два назад мы с сотрудниками организовали проектный офис и стали думать, что мы можем поменять внутри музея, — рассказывает директор «Гаража» Антон Белов. — Не призвать посетителей меняться, а вдохновить на изменения прежде всего самих себя». Для начала убрали урны из-под столов в офисе и сделали раздельный сбор мусора, потом купили пресс для пластика и алюминия, чтобы не возить вместе с отходами воздух, установили солнечные батареи на крыше, стали собирать макулатуру и вообще практически отказались от бумажных буклетов, заменив их электронными каталогами и мобильными аудиогидами. В кафе «Гаража» теперь можно получить скидку, если прийти за кофе со своей кружкой. Крышечки одноразовых стаканов, а также контейнеры для еды навынос — из кукурузного крахмала и сахарного тростника. В лимонаде, который заказывает презирающий рабочие кабинеты Антон, вместо трубочки торчит макаронина букатини.

«Эта программа — плод совместных усилий. Я не верю, что если директор верит, а команда — нет, или наоборот, что-то может получиться. Тут как раз нужен фронт людей, каждый из которых привносит что-то свое и которые изо дня в день по чуть-чуть что-то делают и помогают другим. Я сторонник малых дел. Ты не можешь сразу все изменить, но можно начать собирать крышечки от пластиковых бутылок и участвовать в акции «Добрые крышечки», ну и пакетов меньше покупать».

Сам Антон на пути к ответственному потреблению продвинулся довольно далеко, хотя этого и не признает: «Я человек, который практически живет в самолетах и тем уже наносит вред. Каждый перелет — вредительство. Из остального транспорта у меня электрический автомобиль, электрический самокат и обычный велосипед. Я храню на балконе гигантский холщовый мешок, куда собираю мусор в переработку. Борюсь с магазинами, даже пишу жалобы типа: «У вас очень вредная упаковка, я не хочу ее потом мыть и сдавать, поменяйте ее на что-то более экологичное». Покупаю бытовую химию, соответствующую экостандартам. А еще я недавно был в Японии и обнаружил, что у них стиральные машины не греют воду, потому что они посчитали, что выброс горячей воды в канализацию сильно повышает нагрузку на атмосферу. Я‑то, по заветам бабушек, всегда считал, что лучше кипятить, а теперь тоже ставлю температуру не выше 30 градусов».

Про то, что стирается в машинке, отдельная история. Главный принцип — покупать реже, но более качественные вещи. И, как в искусстве, с понятным провенансом, чтобы без потогонных фабрик и рабского труда. В результате в модном шорт-листе Антона остались ботинки Prada, брюки и рубашки Marni, рубашки Gucci («и те и другие живут у меня годами и не приходят в полную негодность, несмотря на мое ужасное в отношении них поведение»), сумки Dior, рюкзак Bottega Veneta, а также базовые вещи Uniqlo, сшитые в России толстовки Garage, английские футболки Sunspel и японские джинсы («классные, удобные, стареют хорошо»). Для всего, что перестало приносить радость, существует внутрикорпоративный Garage Sale. «Я счастлив, если какая-то классная брендовая вещь, которую я очень любил, но которая вышла из моей внутренней моды, не пойдет на помойку, а доставит радость кому-то еще».

В отличие от одежды книги Белов покупает в промышленных масштабах, пополняя как домашнюю библиотеку, так и свое любимое место в музее — библиотеку «Гаража». «Если я чем-то увлекаюсь, будь то второй или третий авангард, урбанистика или какое-то специфическое течение в архитектуре вроде японского метаболизма, то пытаюсь собрать все, что известно по этому вопросу. Впрочем, книжки и сами каким-то образом материализуются в стенах офиса, а потом перемещаются в библиотеку. За время работы над «Грядущим миром» мы собрали впечатляющую подборку по устойчивому развитию и экологии на русском, английском, немецком».

Сейчас Антон читает все, что связано с Музеем искусств в Нукусе. Там стараниями переехавшего в 1950‑х годах в Узбекистан московского художника и искусствоведа Игоря Савицкого собрана выдающаяся коллекция гонимого тогда в столице русского авангарда. Жемчужины этого собрания пару лет назад показывал Пушкинский музей, но у «Гаража» планы амбициознее. «Нам мало просто привезти работы, мы хотим работать с Нукусом как с институтом. Для нас сейчас важная тема — постсоветское пространство. Мы хотим найти идентичность, которую мы потеряли. Найти то, что нас всех объединяет, и то, чем мы можем друг друга обогатить. Мы, конечно, можем сколько угодно говорить, что нам нужно делать выставки в Лондоне, Париже, Нью-Йорке или чтобы нас полюбил Китай, потому что там много денег и населения. Но, наверное, важнее учиться работать с Ригой, разобраться, как существуют Казахстан и Узбекистан, искать художников в Армении, дружить с институциями в Грузии. У нас так много общего прошлого и совершенно нет настоящего и будущего, а хочется с помощью культуры и современного искусства создать такое совместное будущее, чтобы оно было интересно всем нам. Мы уже сделали проект в Астане, потом помогали открыть первые в Казахстане и Узбекистане центры современного искусства».

Имперские амбиции? «Нет, мы же не открываем «Гаражи» в каждом регионе, не навязываем свою повестку. Мы хотим найти институции, с которыми мы бы сами дружили и которые работали бы между собой, в обход Москвы. Краснодар с Казанью, Казань с Алма-Атой, Рига с Ташкентом».

Горизонтальные связи и инициативы снизу, которые развиваются благодаря правильной инфраструктуре, — любимая тема Белова. Он рад проектам вроде бара-галереи «Перелетный кабак», где смешались вино, искусство и джаз. И выделяет тренд на glocals — художников, которые, добившись мировой славы, не забывают малую родину: группировка «ЗИП» в Краснодаре, уроженец Чечни Аслан Гайсумов или Евгений Антуфьев из Тувы.

«Столицами арт-рынка, — говорит Антон, — как были Нью-Йорк и Лондон, так и останутся, но самое интересное в искусстве сейчас происходит не там, а в Берлине, Китае, Корее, Индии. Наши кураторы недавно вернулись из Вьетнама и были в полном восторге от местных художников. И в этой ситуации у России большое преимущество. Арт-рынок здесь развит плохо, поэтому искусство может развиваться бешеными темпами, потому что нет давления бизнеса».

На вопрос о том, каким он сам видит грядущий мир, Антон смеется: «Я вырос на советской фантастике, поэтому он будет прекрасный, загадочный и неожиданный. На звездолетах мы полетим осваивать галактики и планеты, и все будут счастливы с нами дружить. А тех, кто дружить не захочет, мы победим, потому что мы — добро».

Фото: Павел Харатян; архив Vogue. Стиль: Aнастасия Митина. Груминг: Марина Мелентьева. Макияж: Алексей Молчанов. Ассистент фотографа: Денис Измирлиев / Bold. Продюсеры: Карина Чистякова; Маргарита Синяева. Ассистенты продюсеров: Алиса Шмидт; Полина Никифорова; Марк Циома. Благодарим Музей современного искусства «Гараж» за помощь в проведении съемки

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Оранжевое настроение Оранжевое настроение

Муся Тотибадзе выпускает дебютный альбом и обещает: «Закачаетесь!»

Vogue
Опять и опять «Назад в будущее» Опять и опять «Назад в будущее»

Краткая история ленты «Назад в будущее», вырастившей последнее поколение XX века

Weekend
Где розовые очки? Где розовые очки?

Британец Тэрон Эджертон примеряет стразы и страсти молодого Элтона Джона

Vogue
Буль-буль Буль-буль

Фантастический рассказ Владислава Кулигина «Буль-буль»

Знание – сила
Личное дело Личное дело

Читательницы делятся историями о том, как искали и нашли эффективные процедуры

Vogue
Через санкции к росту Через санкции к росту

Как российская экономика ищет способы сотрудничества с глобальными игроками

Эксперт
Лисичка-сестричка Лисичка-сестричка

Добровинский с волшебной сказкой про природу — жадную, наивную и полную чудес

Tatler
10 неожиданных вопросов Кате Гусевой 10 неожиданных вопросов Кате Гусевой

Расспросили королеву ремиксов Катю Гусеву о вере в приметы и любви к собакам

VOICE
Знать без царя в голове Знать без царя в голове

Мини-сериал о сестрах Митфорд, которые искали любовь, а нашли политику

Weekend
15 уроков периода высоких ставок глазами банкира 15 уроков периода высоких ставок глазами банкира

Что мы поняли за годы высоких ставок?

Ведомости
Что следует знать начинающему инвестору Что следует знать начинающему инвестору

Что надо знать, когда планируете начать инвестировать?

Наука и техника
Земля на стыке гипотез Земля на стыке гипотез

Земля в процессе своего развития расширялась или сжималась?

Знание – сила
Из портов на биржу Из портов на биржу

Угольщики стремятся расширить сбыт на внутреннем рынке на фоне падения экспорта

Ведомости
Банки на передовой Банки на передовой

Как работала финансовая система СССР во время войны

Эксперт
Весна императора Весна императора

Цезарь — политик-хищник, с чьим именем неотрывно связана Римская империя

Знание – сила
Эра литий-ионных аккумуляторов Эра литий-ионных аккумуляторов

Почему ученые трудятся над тем, чтобы повысить безопасность батареек

Наука и техника
Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый» Денис Власенко: «Все-таки мир не черно-белый»

Денис Власенко о «супергеройских» ролях и о том, каково это в возрастном гриме

Ведомости
Откуда что пошло на флоте Откуда что пошло на флоте

Повседневная жизнь на парусном военном корабле XVIII века

Наука и техника
Сеньоры на потоке Сеньоры на потоке

Зачем Минцифры запускает новые программы подготовки IT-кадров

Ведомости
Дорогой инноваций Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Эксперт
Пифагор, или Теорема с одним неизвестным Пифагор, или Теорема с одним неизвестным

«Нет ни одной детали в жизни Пифагора, которая не была бы опровергнута»

Дилетант
Японский десант на Великих озерах Японский десант на Великих озерах

Большое поглощение в мировой металлургии все-таки состоится

Монокль
Инфляция в белых халатах Инфляция в белых халатах

Медицинская инфляция может ускориться до 14% к концу года

Ведомости
Главное – остаться незамеченным Главное – остаться незамеченным

В чем состоит военная (а возможно, и не только) хитрость стелс-технологии?

Наука и техника
Как Ленин дэвов побеждал Как Ленин дэвов побеждал

Какие отпечатки оставили на народах России события на рубеже XIX и XX веков

Дилетант
Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции Карманные мозги, что управляют всем: микроконтроллеры от первых 4-бит до IoT-революции

История микроконтроллеров от их зарождения до современных тенденций

Наука и техника
История в фасадах История в фасадах

Число объектов культурного наследия в столице растет

Ведомости
Есть ли у Европы армия Есть ли у Европы армия

О потенциале собственной армии Евросоюза и перспективах ее участия вне НАТО

Монокль
Мир экзопланет: самые странные экзопланеты Мир экзопланет: самые странные экзопланеты

Как появляются пульсарные планеты, планеты-зомби и бланеты

Наука и техника
Между фугой и фуззом Между фугой и фуззом

Современные композиторы, ломающие жанровые барьеры

Weekend
Открыть в приложении