«Вера»: драма о контролирующей матери по культовой советской повести
12 сентября в прокат выходит драма «Вера» — адаптация повести «Вам и не снилось...» Галины Щербаковой. Акцент в ней смещен с истории трагической любви двух подростков на переживания женщины, которая пытается эту любовь разрушить. Forbes Woman вспоминает первую экранизацию, снятую в 1981 году, и рассказывает, чем интересна новая версия
1978 год. Вера (Виктория Толстоганова) давно взвалила на свои плечи решение всех семейных проблем. Помимо работы в НИИ, она все время посвящает уходу за ноющим и вечно болеющим мужем Костей (Алексей Розин), а эмоциональную поддержку находит у своего 15-летнего сына Ромки (Тимофей Тимков). Вера не привыкла жаловаться на жизнь и вроде довольствуется тем, что имеет, пока на горизонте не появляются новые соседи — первая любовь ее супруга Людмила (Ольга Сутулова) с дочкой Юлькой (Полина Меркурьева). Между подростками, которые теперь учатся в одном классе, вспыхивают сильные чувства. Мнительная Вера видит во влюбленности Ромки угрозу ее семейному счастью и вместе со своей строгой матерью (Ольга Лапшина) начинает разрабатывать план по разлучению влюбленных детей.
Повесть Галины Щербаковой «Вам и не снилось...» (до публикации в журнале «Юность» она называлась просто «Роман и Юлька») в этом году отмечает 45-летний юбилей. История советских Ромео и Джульетты, напечатанная в 1979 году, произвела сильное впечатление на советских читателей и по меркам того времени считалась довольно провокационной. Взяв за основу заезженный шекспировский сюжет (не случайно школьники вместе с учительницей литературы ходили в театр на «Вестсайдскую историю» — еще одну его адаптацию), Щербакова не просто пронзительно передала терзания первой любви, но и категорично раскритиковала общество, которое стремится контролировать частную жизнь. «Порочная семья, порочная девка», — так характеризует Юльку и ее мать бабушка Ромки, олицетворяющая нетерпимость советского общества к ярким и не зависящим от чужого мнения женщинам, не готовым хоронить себя в неудачном браке. В драме Ромки и Юльки виделась критика консервативной морали и привычки жить как все, по шаблону.
Повесть наглядно показывала, что во вроде бы равноправном советском обществе царили патриархатные стереотипы, которые отравляли жизни многих поколений. К примеру, Вера, уважаемая сотрудница НИИ, настолько зависима от супруга-тюфяка, который страдает мнимыми болезнями, не встает с дивана и тоскует по своей первой любви, что ее целью становится не допустить общения непутевого мужа с его бывшей, даже если для этого придется буквально разрушить жизнь сына. А реализовавшаяся в профессии учительница литературы страдает оттого, что считает себя неполноценной без мужа: «Ее спина была тверда и не показывала, что Таня плачет. Плачет оттого, что уходит молодость, что человек, которого она любит, копейки не стоит — и она знает это, а ничего не может с собой поделать».