Уроки китайского: как КНР стала заповедником единорогов
Китай в 2018 году обогнал США по количеству стартапов с оценкой $1 млрд. Чему российский бизнес может поучиться на примере восточного соседа?
На фоне IPO Lyft, Uber и других американских компаний стали подзабываться успехи Китая. А ведь в 2018 году каждые 3,8 дня в этой стране рождалось по компании-единорогу, согласно отчету, опубликованному исследовательским институтом Хужунь (Hurun). В начале мая на биржу вышла китайская Yunji Inc, занимающаяся электронной коммерцией, достигнув капитализации в $3 млрд, и еще несколько компаний стоят в очереди.
Из китайских компаний, которые в прошлом году получили рекордную оценку — финансовая Alibaba Ant Financial, капитализация которой превысила 1 трлн юаней ($148 млрд). За ней идут персонализированный новостной агрегатор Toutiao ($75 млрд) компании ByteDance и транспортный сервис DiDi Chuxing ($56 млрд). При этом на китайском рынке за весь 2018 году появилось 97 новых единорогов (для сравнения, в том же году в США появилось только 54 миллиардных стартапа), 24 завершили IPO и выбыли из списка единорогов, еще три компании объединились с другими, а бизнес четырех компаний провалился. Как им это удается?
Эти особенные китайцы
Под данным Crunchbase, во 2-м квартале 2018 года китайские стартапы впервые в истории обошли американские по объему привлеченных инвестиций. За первые два квартала китайские стартапы получили 47% всего мирового объема венчурных инвестиций, тогда как молодые компании США и Канады вместе взятые получили 35%. По итогу 4-го квартала 2018 года венчурный рынок Китая несколько просел, наступила «Венчурная зима», и рынок скатился к показателям 2015 года. В 3-м квартале 2018 года китайская экономика выросла всего на 6,5%, продемонстрировав самый медленный рост с 2009 года — так проявились последствия торговой войны с США и ряд других факторов. Тем не менее, китайский венчурный рынок все еще остается невероятно огромным. Сегодня этот рост приводит к взрывным изменениям не только в Китае, но и во всем мире. Как КНР удалось обогнать США?
Премьер госсовета Ли Кэцян в докладе на Всекитайском собрании народных представителей (ВСНП) в 2016 году произнес слово «инновация» 59 раз и слово «предпринимательство» 22 раза. Это очень точно характеризует китайскую экономику: призыв Ли Кэцяна к «массовому предпринимательству и инновациям» был услышан и стал национальной экономической стратегией КНР.
В 2000 году общие доходы, полученные китайскими государственными промышленными предприятиями и частными предприятиями, были примерно одинаковыми и составляли около 4 трлн юаней (по $600 млрд). К 2013 году общий доход государственных компаний вырос более чем в шесть раз. Тем временем доходы негосударственного сектора выросли более чем в 18 раз. Предпринимательский дух Китая — это больше, чем просто бизнес: он фактически стал близок каждому из 1,3 млрд жителей КНР. Китайцам присущ авантюризм: они с любопытством относятся к новым продуктам и начинают массово их использовать, притом гораздо быстрее, нежели на «западе». Более того, они настроены на быструю коммерциализацию: для китайских фаундеров стартапы — не забава и не способ изменить мир, а сугубо прагматичное дело, цель которого — получить деньги.
Где искать единорогов
Массовое предпринимательство порождает невероятно высокую конкуренцию, а это в свою очередь рождает новые бизнес-модели, совмещающие различные сферы жизни и технологии. Государственная стратегия КНР («Китай — Инновационное государство», Made in China 2025, «Стратегия 2030» и еще масса других профильных, таких как «Здоровый Китай 2030» и пр.) и национальные особенности характера привели к тому, что в 2018 году в Китае зарегистрировали более 21 млн юрлиц, включая 6 млн компаний.
Отношение китайцев к роботизации, автономным машинам, и изменению генома человека отличается от западного. В западном мире эти сферы вызывают слишком много этических и философских дискуссий. А Китай тем временем смело инвестирует в модернизацию производства, робототехнику, IIoT (industrial internet of things) и т. д., при этом вопросы защиты рабочей силы обсуждаются только в кулуарах без лишнего пафоса, а для быстрого роста, прогресса и, если угодно, эволюции скорость принятия решений крайне важна.