Танцовщик рассуждает о том, почему нужно учить детей самостоятельности

Русский репортерЗнаменитости

Сергей Полунин: «Мне нужен адреналин, чтобы сконцентрироваться»

Танцовщик рассуждает о том, почему нужно учить детей самостоятельности и признается в любви к политике

Елена Смородинова

Сергей Полунин — суперзвезда современного балета и самая противоречивая его фигура. Татуировка с Путиным, план стать художественным руководителем нового балетного училища, которое построят в Севастополе, дерзость и невероятные способности на сцене, из-за которых строптивого Полунина «терпят» в лучших театрах мира, а еще — нежность к родителям и благодарность первым учителям. Корреспондент «РР» побывала на мастер-классе Полунина в Тобольске, а после поговорила с самим Сергеем — и тоже не смогла устоять перед его магией

«Адажио… Я сам его не очень люблю, оно тяжелое, давайте вместе?»

«Здесь я хочу, чтобы вы представили, что вы танцуете на сцене. Здесь большая подача энергии, ну, давайте, гран-батман!»

«Давайте шене! Или вы еще не учили его?»

В зале Тобольского ДК «Синтез» — несколько линий девочек, один мальчик, педагог, сидящая в зале, фотограф, журналисты с айфонами и он, фамилия которого за последние годы стала синонимом слова «танцор» — а все из-за фильма Стивена Контора с клипом на песню ирландца Хозьера Take me to church. Клип пару лет назад стал вирусным и смог открыть балет для тех, кто думал, что это скучно и неэротично. Правда, герой фильма, Сергей Полунин, уже давно не главный плохиш и «анфан террибль» современного балета… но это как посмотреть. Не так давно перестали обсуждать, как Парижская опера отозвала приглашение Полунину станцевать в «Лебедином озере». Говорили, что отзыв связан с высказываниями Полунина в Инстаграме (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена), хотя официально руководство театра приняло это решение, несмотря на «бесспорно гомофобные, трансфобные, мизогинные и жестокие» высказывания Полунина. Писал Полунин и правда много — и про Трампа и Путина, и про мужчин, которые «не трахают» женщин, и про людей с лишним весом. Но Полунин слишком неординарен и слишком одарен, чтобы вписываться в какие бы то ни было определения. Вряд ли приглашение компании «Сибур» приехать в Тобольск и Тюмень с концертами и мастер-классами Полунин, самый знаменитый на сегодня артист балета, принял из-за денег. Но наверняка — в том числе из-за возможности дать мастер-класс: Полунин не скрывает, что для него это очень важно, он помнит всех, у кого учился ребенком.

«Не боимся! Если мы думаем, что нам будет тяжело, нам и будет тяжело».

«Прыгайте, сражайтесь с собой, и тогда каждый день вы будете лучше».

«Надо начать крутиться, расслабить шею и улыбаться! И ни в коем случае не думать, что это тяжело!»

Полунин, без всякого официоза начавший занятие с представления: «Привет, я Сережа», — за этот час влюбил в себя чуть ли не больше, чем пока умирал и возрождался в Sacre — балете, поставленном для Полунина японкой Юко Оиши. Создатели говорят, что в основе этого балета идея о том, что стремление жить чувствами — не безумие, а человечность. Неудивительно, что танцует это именно Полунин.

После мастер-класса он раздает автографы ждущим у служебного входа и распахивает передо мной дверь машины. Я все еще надеюсь увидеть «плохого парня», но передо мной молодой мужчина с хорошими манерами и воспитанием, который выглядит ожившей статуей из коллекций Эрмитажа.

Я под большим впечатлением от вашего занятия с детьми.

Спасибо, — совсем не формально отвечает Полунин.

Меня удивило, когда вы говорили: «Представляйте, что вы на сцене и стремитесь все время вверх». А вы помните, что говорили вам ваши педагоги?

В училище такого не было. И я даже не знал, зачем мы занимаемся. Была правильная выучка — это плюс. Но моей маме пришлось находить учителей для дополнительных уроков. Я много с кем занимался, от всех брал. Один из педагогов говорил целыми картинами, рисовал словами: «Представь, что через форточку влетает воздух, и ты делаешь пируэт»… Мой лучший пируэт случился, когда он это мне объяснил. К сожалению, я немного работал с ним. В Англии меня вообще не заставляли — там не заставляют никого. Там ты сам должен все осознать и захотеть. И я понял, что это важный момент: в России заставляют детей заниматься, у нас такая напористая система, и человеку становится необходима сильная рука по жизни. Когда ее нет, человек теряется и сам не пытается что-то делать. А ведь в театре нет этой руки в принципе.

В российском или за рубежом? В российском, мне кажется, такая сильная рука — очень часто норма.

Ну в России такое может быть, да… Например, если тебя педагог возьмет. Но это, возможно, не во всех театрах. А я как-то сам научился работать — и всегда без педагогов. Таким образом, ты ни на кого не рассчитываешь и не тратишь драгоценного времени. Нет студии — прорепетировал там или здесь, нет педагога — позанимался сам. Ты сам должен придумать, как себя заставить! Почему тебе кто-то должен? Задача педагогов — научить тебя в конкретный момент, но у нас, к сожалению, не учат детей саморазвиваться, чего-то хотеть самостоятельно. Мне кажется, вообще можно поменять систему так, чтобы она стала основана на добре, на том, чтобы увлечь человека. Сделать так, чтобы ребенку было интересно, чтобы он понимал, зачем он что-то делает. Я лучше учился, когда меня хвалили.

Да, дети шептались: «Он такой классный, он нас хвалил!»

Они от этого становятся лучше! Похвалил человека — он старается. Поругал — ему неинтересно стало. Это же психология маленьких детей: они обожают, когда их хвалят. Когда я учился, мне было важно знать, что педагог меня любит и хвалит. Вот и все, что мне нужно было в школе.

У нас с вами всего год разницы, но я отлично помню, как наша педагог могла подойти, потянуть твою ногу в гран-батмане, а у тебя — слезы.

У меня такое было (смеется). Но на гимнастике — я же из спортивной гимнастики пришел в балет, нас тоже так растягивали. А когда я стал заниматься балетом, педагог нас очень любил. Я помню все растяжки, но в школе уже сам сидел на шпагатах, сам себя заставлял.

Когда вы уехали работать за границу, про вас писали, что Полунин нарушает регламент театров, приходит прямо перед спектаклем…

У меня просто так устроен мозг, что мне нужен адреналин, чтобы сконцентрироваться. Я недавно про это узнал. Это не то чтобы болезнь, я забыл, как называется эта особенность… И я вспомнил, как не мог сконцентрироваться в школе. Мне важна стрессовая ситуация, чтобы появилась концентрация. Тогда мне все по плечу. Если мне неинтересно, концентрации нет. Должна быть какая-то опасная ситуация — или опоздания, или хаос, или ты что-то за кого-то делаешь. Когда есть стресс, я себя собираю, ощущаю себя в своей тарелке. Если бы я узнал это про себя раньше… А тогда я просто интуитивно действовал, делал так, чтобы мой мозг работал.

А в кино вам нужен адреналин?

Да, и в кино. Была пара моментов, когда я должен был выучить свои реплики, и я до последнего их не учил. Всегда держал с собой текст — и не учил. Однажды пошел на съемочный день, не зная текста.

Чтобы выкрутиться?

— Чтобы у меня появилась эта концентрация! Я раньше думал: «Ну зачем я такое творю?!» А теперь, зная, что за мной такое водится, я понимаю какие-то вещи. Но когда я сконцентрирован, могу за раз все сделать — мне не нужны месяцы на что-то.

Вы работали с европейскими, с российскими хореографами, Юко Оиши — японка. Ментально вам кто ближе?

Не знаю. На самом деле Юко — очень широкий человек. Я бы не сказал, что она по-японски как-то мыслит. Для меня она артист. Да, она добавляет какие-то свои, японские оттенки, но я не ощущаю, что она из Японии или с какой-то другой планеты. Для меня главное — глубина, это то, что я ищу. У русских глубина от природы. Есть очень глубокие европейцы. Есть Йохан Кобборг (датчанин, будет вместе с Полуниным работать в балете «Распутин». — «РР») — мне кажется, за ним будущее, я хочу делать с ним новые балетные спектакли. Есть американец Давид Ля Шапель (он снял клип Take me to church с Полуниным. — «РР»). Конечно, у всех есть свои оттенки и вкусы, но талант, мне кажется, вне всего.

Одна из ваших бывших партнерш, Наталья Осипова, которая так же, как и вы, сейчас танцует не только балет, но и контемпорари, в одном из интервью сказала: «Когда ты танцуешь классику, ты танцуешь вверх, а контемпорари — вниз, к земле». Когда я смотрю на вас, мне кажется, что вы танцуете все время вверх.

Я люблю вверх, не люблю внизу танцевать — всегда устаю. Если по-простому объяснять, то да, модерн — он больше внизу, а балет — всегда вверх. Но я и модерн танцую вверх, мне нравится. Моя сила вверху, когда я внизу — это не мое.

Ваш однофамилец Вячеслав Полунин никогда не отвечает на вопросы о политике. Он считает, что клоуны вне политики, они должны устанавливать мир. Исторически балет в нашей стране — всегда история фасадная, часто деятели балета — некие представители нашей страны.

Вообще искусство — это просветление, ворота просветления для людей. Кстати, я думаю, что скоро смогу познакомиться со Славой Полуниным: мой дедушка всегда говорил, что мы родственники, почему-то. Надо будет проверить! А политика… Я люблю политику. Если помогать ей, если с ней сотрудничать и любить ее, то какие-то процессы могут происходить быстрее. В России государство — это основные деньги, основное финансирование, основная помощь. Если в Америке все решает частный капитал, то здесь государственное все. Очень важно сотрудничать с государством, любить его и помогать ему. Там абсолютно нормальные люди работают, хорошие, работяги. И еще я люблю политику, потому что с ней за день можно поменять очень много.

Вы можете себя в будущем представить внутри государственных институций?

Если я хочу что-то менять, то да. Мне кажется, эти люди готовы менять какие-то законы, и без их помощи нет смысла что-то делать.

И последний вопрос. Вы подбрасываете монетку сейчас? (В одном из интервью Полунин рассказывал, как подбрасывал монетку, загадывая желание «стать лучшим танцором мира». — «РР»)

Нет (улыбается). Но ношу с собой одну японскую монетку, мне ее подарили.

Фотография: из архива пресс-службы

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Huawei: в США вход заказан Huawei: в США вход заказан

Google запрещает Android на смартфонах Huawei

Эксперт
Манижа Манижа

Манижа Сангин вслух говорит о таких непростых вещах, как домашнее насилие

Glamour
Зачем в кинотеатрах по всему миру показывают оперу и театральные постановки? Зачем в кинотеатрах по всему миру показывают оперу и театральные постановки?

Спектакли, транслируемые из Венской оперы или Большого театра – в кинотеатрах

GQ
Пять современных достижений в науке, которые сделали женщины Пять современных достижений в науке, которые сделали женщины

Устройство, которое видит сквозь стены, планшет для слепых и фото черной дыры

Forbes
Следствие по делу декабристов Следствие по делу декабристов

Офицеры на Сенатской площади и офицеры на допросах — совершенно разные люди

Дилетант
Чемпионы стриминга: как канал DAZN прорывается в высшую лигу спортивного вещания вместе с Роналду, Леброном и боксом Чемпионы стриминга: как канал DAZN прорывается в высшую лигу спортивного вещания вместе с Роналду, Леброном и боксом

Джон Скиппер строит новый продукт, который может стать Netflix в мире спорта

Forbes
Муза Муза

Петербургская фитнес-богиня Анастасия Миронова делится своими мыслями

Собака.ru
Сколько энергии на самом деле расходует накопительный водонагреватель? Сколько энергии на самом деле расходует накопительный водонагреватель?

Когда-нибудь считали, сколько уходит электричества на работу среднего бойлера?

CHIP
Перебор: Алена Шишкова и другие insta-girls, которые злоупотребляют фильтрами Перебор: Алена Шишкова и другие insta-girls, которые злоупотребляют фильтрами

Знаменитые красавицы, которые активно используют «волшебные» фильтры

Cosmopolitan
Наследник «кукурузника»: долгий путь в серию Наследник «кукурузника»: долгий путь в серию

Сможет ли биплан ТВС-2ТДС стать таким же успешным как Ан-2?

Популярная механика
Мишель Лами о своей инсталляции на Венецианской биеннале Мишель Лами о своей инсталляции на Венецианской биеннале

Художница Мишель Лами рассказала о новом проекте с боксерскими грушами

Vogue
Формула успешных изменений Формула успешных изменений

Часто между нашим желанием что-то изменить и конкретными шагами лежит пропасть

Psychologies
Топ-16 самых страшных фильмов ужасов всех времен (от «Омена» до «Приюта») Топ-16 самых страшных фильмов ужасов всех времен (от «Омена» до «Приюта»)

Ищешь очень страшные фильмы ужасов? Что ж, ты их нашел...

Playboy
Летняя смена Летняя смена

Если ты решилась отправить ребенка на отдых в лагерь, волнений не избежать

Лиза
Женщины говорят: беременность после рака груди Женщины говорят: беременность после рака груди

Опыт Наташи, которая прошла шесть курсов химиотерапии и готовится стать мамой

Vogue
Утопленник: что будет с норвежским фрегатом Helge Ingstad Утопленник: что будет с норвежским фрегатом Helge Ingstad

В ноябре 2018 года норвежские ВМС потеряли фрегат F313 Helge Ingstad

Популярная механика
Google дает гарантии защиты частной жизни, чтобы утолить свою жажду данных Google дает гарантии защиты частной жизни, чтобы утолить свою жажду данных

Google готова предложить больше прозрачности в использовании личных данных

Forbes
Линза по имени Солнце Линза по имени Солнце

Используя Солнце как огромную линзу, можно сделать четкий снимок экзопланеты

Популярная механика
Ссора с партнером: негласные правила, которые нельзя нарушать Ссора с партнером: негласные правила, которые нельзя нарушать

Как выяснять отношения уважительно и каких ошибок стоит избегать

Psychologies
Mitsubishi L200. На пороге барбершопа Mitsubishi L200. На пороге барбершопа

Пикап L200 постригли, побрили и превратился он в писаного красавца

АвтоМир
«Нам надо поговорить»: 11 ловушек, которых стоит избегать в диалоге «Нам надо поговорить»: 11 ловушек, которых стоит избегать в диалоге

Общаясь с другими на важные и острые темы, мы попадаем в самые разные ловушки

Psychologies
Жизнь после измены: каких советов стоит избегать Жизнь после измены: каких советов стоит избегать

Измена — всегда тяжелое испытание для пары

Psychologies
«Единорог» Чубайса: кто построил первый проект «Роснано» стоимостью $1 млрд «Единорог» Чубайса: кто построил первый проект «Роснано» стоимостью $1 млрд

Как основатели OCSiAl собираются завоевать мир со своим продуктом?

Forbes
Континентальный выбор Континентальный выбор

Что ожидается от выборов в Европарламент в этом году

Огонёк
«Он был младше меня на 10 лет»: Наталья Краснова призналась, что изменяла мужу «Он был младше меня на 10 лет»: Наталья Краснова призналась, что изменяла мужу

Популярная женщина-блогер рассказала о двух неудачных браках

Cosmopolitan
Весна не для всех Весна не для всех

Как работает машина репрессий в слабом государстве

Русский репортер
Google по-русски: почему компания перевела Android на язык от российских разработчиков Google по-русски: почему компания перевела Android на язык от российских разработчиков

Kotlin стал основным языком программирования для разработки Android-приложений

Forbes
Алла Вербер Алла Вербер

Примадонна отечественного люкса сумела покорить сердца даже модных миллениалов

Glamour
Скачок «Черной пантеры»: корейский супертанк Скачок «Черной пантеры»: корейский супертанк

27 мая южнокорейской армии переданы первые два танка К2 Black Panther

Популярная механика
Театр русской драмы Театр русской драмы

Нашим женщинам вроде бы положено страдать

Cosmopolitan
Открыть в приложении