Умный советчик. Как стартап выходцев из «Яндекса» помогает банкам и ретейлу найти подход к клиенту
Компания Rubbles дает банкам и ретейлу возможность выстраивать отношения с клиентами, анализируя большие данные
В мае 2016 года MasterCard проводила недельный воркшоп для топ-менеджеров Bank of America в Шарлотт на тему персонализации мобильных банков. В качестве экспертов компания пригласила основателей российского стартапа Rubbles — Никиту Блинова и Владислава Лисицкого. «Смешно сейчас вспоминать. Два вчерашних студента из России несколько часов читали лекцию для топов Bank of America. Это свидетельство того, насколько рынок персонализации был незрел в 2016 году», — вспоминает Блинов.
Сегодня компания Rubbles разрабатывает решения на основе анализа данных и искусcтвенного интеллекта и продает их крупным клиентам: банкам, ретейлерам, промышленным предприятиям. У стартапа более 20 клиентов в России и за рубежом. Rubbles также работает в Европе, Сингапуре, Канаде. Средний чек на услуги Rubbles в России — 15 млн рублей, за рубежом — $350 000 в год.
Сооснователи компании Никита Блинов и Владислав Лисицкий познакомились на факультете ВМК Московского университета. С третьим сооснователем Александром Фонаревым, тоже выпускником ВМК, Никита и Владислав встретились на работе в «Яндексе». «В «Яндексе» мы все занимались разными задачами, и это разделение в итоге перетекло и в нашу компанию», — рассказывает Блинов, CEO Rubbles. В компании он отвечает за менеджмент продуктов и развитие бизнеса. Лисицкий, бывший менеджер технических проектов поиска «Яндекса», — за технологии; Фонарев в «Яндексе» занимался наукоемкими исследованиями, а в Rubbles — главный специалист по анализу данных.
Как это часто бывает, идея бизнеса родилась из собственного опыта. По словам Блинова, во время работы в «Яндексе» ему часто приходили электронные письма от зарплатного банка с предложением взять кредит на сумму меньше месячной зарплаты. «Если такое происходит, значит, банк не оптимально использует данные», — подумал Блинов.
Партнеры начали разрабатывать продукт, работая по найму в «Яндексе» и Rambler Group, а в конце 2014 года уволились из корпораций и запустили Rubbles. На запуск потратили собственные 2 млн рублей, которые пошли на зарплаты первым разработчикам. Прототип был готов в середине 2014 года. Сервис позволял анализировать данные банков и предлагать клиентам те или иные продукты через приложение или почтовую рассылку. Но опыта работы в банковской индустрии у основателей Rubbles не было, и первых клиентов искали, участвуя в акселераторах банков. Первыми стали акселераторы QIWI (QIWI Universe) и программа поиска и развития стартапов Альфа-банка AlfaCamp.