Умные и глупые нации. Почему бедные страны так и остаются бедными
Начиная с 50-х годов прошлого века, с момента падения системы колониализма, развитые страны Запада вкачали в экономику своих бывших колоний триллионы долларов. Однако и по сей день эти государства относятся к самым бедным в мире. В причинах этого явления разбирался преподаватель экономического факультета МГУ Даниил Ситкевич
Кажущийся вечным вопрос катастрофического отставания экономик одних стран по сравнению с другими мучает ученых с самого зарождения экономики как науки. Связано это, впрочем, не только с праздным любопытством, но и с практической необходимостью: многие страны стараются разработать экономические программы для развития своих наиболее депрессивных регионов, а межправительственные организации — продумать меры помощи развивающимся странам.
Наиболее распространенной (особенно на уровне отдельных регионов) является политика форсированной модернизации, в ходе которой бедные страны и регионы получают огромные внешние инвестиции. Однако во многих случаях подобная помощь не дает ожидаемого эффекта: так, многомиллиардные трансферты республикам Северного Кавказа не запустили в регионе экономический рост, а выделенный африканским странам за вторую половину XX века триллион с лишним долларов не помог Черному континенту догнать хотя бы Латинскую Америку.
Читатель, который следит за коррупционными скандалами, может подумать, что все дело в растрате чиновниками полученной помощи в своих интересах. Во многих случаях это так, однако многолетний опыт инвестиционных программ в разных странах и регионах мира показывает, что:
-
коррупционные риски практически неустранимы;
-
даже если их минимизировать и все инвестиции отправить по назначению, вероятность провала программы все равно остается высокой.
Корень этой проблемы лежит в самой концепции оказания помощи, которую объясняет так называемая «теория модернизации». Ее основная идея заключается в разделении всего мира на две когорты — развитые и развивающиеся страны. В развитых странах уже сложились промышленные предприятия и городская среда, рациональное и готовое к инновациям общество. В развивающихся странах, в свою очередь, более распространены традиционные нормы, от которых местные жители отказаться не способны и которые сдерживают экономический рост. Более того, традиционные общества сами выбраться из этой трясины не могут, поэтому на помощь должны прийти развитые страны, которые построят им заводы и приведут их к прогрессу.
Однако длительные попытки залить бедные страны инвестициями так и не дали значимого результата. Более того, последующие попытки национальных правительств проводить подобную политику на уровне регионов (например, на все том же Северном Кавказе в последнее десятилетия) также оказались бесплодны. Этому есть несколько причин. Во-первых, выяснилось, что те инвестиционные проекты, которые получают помощь, не способны сами по себе запустить рост. Так, инвестируя в создание металлургии на юге Италии, правительство страны надеялось, что это запустит экономический рост в этом слаборазвитом регионе. Однако в результате