Убыточное топливо: когда бензин перестанет дорожать
Договор государства с нефтяниками призван остановить подорожание топлива, но он приводит к убыткам НПЗ и АЗС. Поможет ли прямое регулирование цен или придется искать рыночные механизмы?
До 2018 года российские цены на моторное топливо росли примерно на 5% ежегодно, не превышая уровня инфляции. При этом нефтяные котировки на внешнем рынке то взлетали, то стремительно обрушивались. Прямая зависимость между ценами на сырье и нефтепродукты существует в большинстве стран мира, но в России она не прослеживается. И это связано с тем, что стоимость моторного топлива по факту регулируется.
Производители бензина сами решают, куда поставлять продукцию — на внутренний рынок или за рубеж. Рыночные условия предполагают, что НПЗ может экспортировать любое количество топлива за границу по известным котировкам. При этом продажи на внутреннем рынке ниже уровня нетбэка (европейской цены за вычетом транспортных затрат и пошлины) нецелесообразны. По данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, нетбэк на бензин АИ-92 в середине мая 2018 года был равен 45,5 рублей за литр. Известно, что затраты на розничную реализацию составляют около 4,5 рублей за литр. Таким образом, литр бензина АИ-92 на заправке должен был бы стоить 50 рублей, но средняя фактическая цена составляла около 40 рублей.
Причиной роста нетбэка является повышение цен на нефть при одновременной девальвации рубля. Если сырье дорожает, то для сохранения рентабельности НПЗ вынуждены соразмерно поднимать цены на нефтепродукты. В период с декабря 2017 года по май 2018 года нетбэк моторного топлива увеличился на 11 рублей за литр. Раньше такой ситуации не наблюдалось, поскольку повышение цен на нефть компенсировалось укреплением рубля.
Как только цена нетбэка взлетела, а розничные цены повысились незначительно, у НПЗ и АЗС начались проблемы. Чтобы сохранить минимальную рентабельность розницы, заводы вынуждены устанавливать внутреннюю оптовую цену ниже экспортной альтернативы. Из-за этого маржа многих НПЗ находилась ниже нулевой отметки на протяжении всего 2018 года. При этом производителям не всегда удается поддерживать требуемый для розницы уровень оптовых цен, из-за чего маржа АЗС по бензину и дизтопливу уходит в отрицательную зону. Например, в мае чистый