Технологические аварии давно не редкость, но кто в них виноват?

Популярная механикаHi-Tech

Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии беспилотных автомобилей

Автор текста: Андрей Кузнецов

36493706b1df01a77abdcc042e919f2d.jpg
Waymo

Наша жизнь все больше насыщается технологиями. Технологические аварии давно не редкость. Как понимать эти события? Кто виноват? И что делать? Есть популярное объяснение аварий через отсылку к “человеческому фактору”. В этом материале мы покажем, что это объяснение не только ошибочное, но и вредное. Часто такие объяснения дают, чтобы ничего не делать, ничего не менять в политике технологий.

В противовес этому мы на примере беспилотных автомобилей предложим другой способ понимания технологических аварий.

Центр исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с Факультетом технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО делает уникальную для России магистратуру “Технонаука и инновации”. В рамках этой образовательной программы мы готовим исследователей наук, технологий и инноваций, спрос на которых растет по мере технологизации нашей жизни. Мы учим думать о технологиях по-новому, по-современному, чтобы помочь сделать их не только чуть более надежными и эффективными, но и более справедливыми, устойчивыми и социально ориентированными.

Один из стандартных способов думать о технологиях – объяснять технологические аварии или поломки через отсылку к “человеческому фактору”. Ниже мы покажем, что этот механизм интерпретации аварий проблематичен и даже вреден. Чтобы сделать наши технологии лучше, мы должны от него отказаться.

Начнем с примера, показывающего, как выглядит объяснение аварий через “человеческий фактор” на практике.

“Человеческий фактор” в объяснении небольшого инцидента с Waymo в Сан-Франциско

Совсем недавно, 16 июня 2021, во время тестирования в Сан-Франциско беспилотный автомобиль Waymo сбил человека, пересекавшего пешеходный переход на электросамокате. Человек получил неизвестные повреждения мягких тканей тела и покинул место происшествия самостоятельно, у беспилотника слегка пострадала табличка с номером. Власти Калифорнии обязывают составлять протоколы всех происшествий с беспилотными автомобилями и делать их публичными.

Из протокола этого столкновения узнаем подробности. Автомобиль Waymo подъехал к перекрестку в беспилотном режиме, чтобы совершить поворот налево, и остановился на красный свет. Когда загорелся зеленый, автомобиль в беспилотном режиме чуть продвинулся на пешеходный переход, подготавливаясь поворачивать налево, но начал пропускать встречный транспорт и других участников движения. Тем временем загорелся желтый свет, а автомобиль Waymo все еще стоял, частично перекрывая перекресток и отказываясь поворачивать налево. В этот момент водитель-испытатель взял управление на себя и начал совершать поворот налево. Через 4 секунды, автомобиль Waymo, находясь в ручном режиме, на скорости 6 миль в час сбил человека на электросамокате, пересекавшего на скорости 7 миль в час пешеходный переход на красный свет как для транспорта, так и для пешеходов.

81777ea3c6f07c1d82eab60a267cbca2.jpg
ANDREI STANESCU/ALAMY

Это событие идеально для наших целей. С одной стороны, инцидент вряд ли бы освещался публично, если бы в нем не был замешан беспилотный автомобиль на стадии тестирования. С другой – обошлось без серьезных последствий, и в последующем обсуждении превалируют не ажиотаж и эмоции, а трезвые попытки понять, что же произошло. Вряд ли за данной мелкой аварией последует публичное расследование. Но в одном из сообществ на Reddit, посвященном беспилотным автомобилям, возникла небольшая, но интересная дискуссия. Трудно сказать, кем являются пользователи, участвующие в этой дискуссии. Только один из них заявляет о себе, как о бывшем водителе-испытателе. Но это не так важно как то, что дискуссия носит предметный и рациональный характер, никаких перепалок и холиваров. Люди действительно пытаются интерпретировать протокол-описание инцидента.

Что обсуждают члены сообщества Reddit?

Был ли водитель нетерпелив в этой ситуации? Нет, утверждает экс-водитель-испытатель Waymo, их обучают выводить автомобиль из беспилотного режима, когда того требует ситуация, как здесь. Был риск застрять на перекрестке и заблокировать его. Но из отчета ясно, что автомобиль не стоял посреди перекрестка, а лишь блокировал часть одного из переходов. Так что водитель мог подождать следующего зеленого сигнала светофора. Но экс-водитель-испытатель не сдается и предлагает не винить водителя в этом инциденте. Да, он принял неверное решение, но их работа связана с очень большим стрессом. Для одного из пользователей информация о том, чему обучают водителей-испытателей Waymo звучит как инсайт. Она позволяет понять, почему во всех отчетах об инцидентах с Waymo, их автомобили находятся в ручном, а не беспилотном режиме.

Кто виноват в столкновении - “компьютер” Waymo или водитель?

Пользователи дают несколько объяснений аварии через “человеческий фактор”, в которых именно человек, а не технологии виноваты в инциденте. Согласно одной версии, водитель неправильно оценил ситуацию. Он мог остаться на перекрестке на еще один цикл светофора, и ничего страшного не случилось бы. В другой версии выдвигается гипотеза, что сенсоры Waymo заметили электросамокат на тротуаре заранее, а алгоритмы предсказали его возможное поведение (проезд через переход на красный) и, вероятно, поэтому автомобиль не собирался поворачивать, даже когда у него появилась такая возможность. Водитель не понял этой “прозорливости” беспилотника, принял неверное решение и взял управление на себя. В еще одной версии ссылаются на неназванную книгу, написанную физиком, который разрабатывал системы безопасности для атомных реакторов. Основная мысль этой книги в том, что все аварии на атомных станциях случались в результате того, что люди нарушали протоколы безопасности, потому что ошибочно думали, что знают систему лучше.

Резюмируем: проблема, скорее всего, в водителе. Автоматика сделала правильный выбор. Все это говорит о том, что компьютер очень мало или вообще не способствовал возникновению этого инцидента. Waymo просто нужно исправить некоторые баги, которые иногда приводят [беспилотный автомобиль] к путанице или делают его слишком нерешительным.

Один из самых заплюсованных комментариев утверждает: “Это интересно, поскольку это тот случай, когда присутствие страховочного водителя делает его [беспилотный автомобиль] менее безопасным. Это может быть одним из ожидаемых знаков зрелости беспилотных автомобилей – страховочный водитель становится самым большим источником рисков в беспилотном автомобиле”.

На периферии дискуссии оказываются замечания о том, что если у Waymo действительно есть видео, доказывающее, что их технологии все делали правильно, а проблема именно в водителе, то почему они их не выложат?

Что показывает этот пример?

  • Даже в такой, с виду простой, ситуации вовсе не очевидно, что именно произошло. Требуется интеллектуальная работа, чтобы понять и объяснить аварию. В данном случае, ее провели пользователи Reddit.
  • Участники дискуссии несколькими разными способами пытались перенести вину за происшествие с “компьютеров” Waymo на водителя-испытателя. Эту схему интерпретации мы назвали "объяснением технологической аварии через человеческий фактор”. Единственная попытка оправдать водителя исходит от пользователя, непосредственно знакомого с подобными ситуациями изнутри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике

Что такое ИИ и как он применяется в медицинской диагностике?

Популярная механика
Осторожно, мультики: что не так с диснеевскими героями Осторожно, мультики: что не так с диснеевскими героями

Вместе с психотерапевтом разбираемся в скрытых смыслах диснеевских историй

Psychologies
Метавселенные Метавселенные

Главная технология и тренд этого года – виртуальные вселенные, или метавселенные

Популярная механика
Зависть черная и белая: чем они различаются Зависть черная и белая: чем они различаются

Зависть: может ли чувство разделяться на негативное и позитивное?

Psychologies
Семейство мико Семейство мико

Мико — очаровательные родственники больших обезьян

Наука и жизнь
Колонизация наоборот: что бы случилось, если бы коренное население Америки завоевало Европу? Фрагмент новой книги Лорана Бине Колонизация наоборот: что бы случилось, если бы коренное население Америки завоевало Европу? Фрагмент новой книги Лорана Бине

Отрывок из романа Лорана Бине — об иллюзорности цивилизационного превосходства

Esquire
Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе? Земля в иллюминаторе: был ли Ричард Брэнсон в космосе?

Так побывал ли USS Unity в космосе и почему это так важно?

Esquire
Почему после еды хочется спать: мнение ученых о нашей любви к сиесте Почему после еды хочется спать: мнение ученых о нашей любви к сиесте

Природа пищевой комы, возможные причины и способы профилактики

Playboy
10 признаков, что вы не ленивы, а «выборочно мотивированы» 10 признаков, что вы не ленивы, а «выборочно мотивированы»

Что такое выборочная мотивация?

Psychologies
Античный герой Античный герой

Кого люди будут вспоминать через столетия?

Популярная механика
Простые советы как не отравиться домашней едой Простые советы как не отравиться домашней едой

Основы безопасности пищевых продуктов от эксперта

Популярная механика
Наездники: монстры, удивившие Дарвина Наездники: монстры, удивившие Дарвина

Паразиты, которые делают из своих хозяев зомби — наездники

Вокруг света
Коротко о nocode-сервисах: зачем нужны, чем удобны, для чего не подойдут и где узнать о них больше Коротко о nocode-сервисах: зачем нужны, чем удобны, для чего не подойдут и где узнать о них больше

Коротко о nocode-сервисах

VC.RU
Новые технологии в энергетике: безаварийное электроснабжение предприятий Новые технологии в энергетике: безаварийное электроснабжение предприятий

Методы защиты от аварийных обесточиваний на предприятиях

Популярная механика
Отрываю от сердца Отрываю от сердца

Подарки на свадьбу — деликатнейшая тема

Tatler
Мать сказала, что завтра возьмет меня на завод Мать сказала, что завтра возьмет меня на завод

Рассказ Оксаны Васякиной, в котором мама впервые берет дочку на завод

Esquire
Аномальная погода в России: чего ждать и к чему готовиться Аномальная погода в России: чего ждать и к чему готовиться

Может ли жара быть следствием глобального потепления?

Playboy
Почему мы просыпаемся голодными? Отвечает эксперт Почему мы просыпаемся голодными? Отвечает эксперт

Стоит ли беспокоиться об утреннем урчании живота?

Playboy
Кондиционер предков: как спасались от зноя в Персии Кондиционер предков: как спасались от зноя в Персии

Аналоги современных кондиционеров появились больше двух тысяч лет назад

Вокруг света
5 асан, которые помогут вам расслабиться 5 асан, которые помогут вам расслабиться

Закаляем дух и тренируем тело с помощью этих асан

GQ
Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы о советском спорте Быстрее, выше, сильнее: лучшие фильмы о советском спорте

Фильмы и сериалы о советском спорте

Cosmopolitan
5 самых мудрых знаков зодиака: дадут совет и прикроют в сложной ситуации 5 самых мудрых знаков зодиака: дадут совет и прикроют в сложной ситуации

Мудрость – такое качество, которое можно трактовать по-разному

Cosmopolitan
15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно 15 средств по уходу за кожей, которые дерматологи просят выбросить немедленно

Средства, которые причиняют коже вред, хоть и рекламируются на каждом углу

Cosmopolitan
«Дорога в Китеж»: отрывок из нового романа Бориса Акунина «Дорога в Китеж»: отрывок из нового романа Бориса Акунина

Фрагмент из романа «Дорога в Китеж» о «мушкетерах», желающих свергнуть Николая I

СНОБ
Иван-чай: польза и вред, советы врача Иван-чай: польза и вред, советы врача

Россия чуть ли не единственная страна, где продолжают готовить чай из кипрея

РБК
Пляжный этикет: как одеваться на курорте — правила, о которых ты не знала Пляжный этикет: как одеваться на курорте — правила, о которых ты не знала

Как сохранить баланс между хорошим вкусом и желанием отдохнуть?

VOICE
Товарищ Путин, вы большой ученый. Зачем президент хочет доказать единство русских и украинцев Товарищ Путин, вы большой ученый. Зачем президент хочет доказать единство русских и украинцев

Путин намеревается написать статью о раздробленном врагами «триедином народе»

СНОБ
Вторые после человека: 6 фактов о дельфинах Вторые после человека: 6 фактов о дельфинах

Шесть интересных фактов о дельфинах

Вокруг света
Сместившееся в древности русло Нила освободило место под Карнакский храмовый комплекс Сместившееся в древности русло Нила освободило место под Карнакский храмовый комплекс

Главное святилище Древнего Египта возникло на острове и расширялось постепенно

N+1
Как любить того, кто не любит себя Как любить того, кто не любит себя

Быть в отношениях с человеком с низкой самооценкой действительно непросто

Psychologies
Открыть в приложении