Технологические аварии давно не редкость, но кто в них виноват?

Популярная механикаHi-Tech

Uber-сюрприз: “человеческий фактор” и аварии беспилотных автомобилей

Автор текста: Андрей Кузнецов

36493706b1df01a77abdcc042e919f2d.jpg
Waymo

Наша жизнь все больше насыщается технологиями. Технологические аварии давно не редкость. Как понимать эти события? Кто виноват? И что делать? Есть популярное объяснение аварий через отсылку к “человеческому фактору”. В этом материале мы покажем, что это объяснение не только ошибочное, но и вредное. Часто такие объяснения дают, чтобы ничего не делать, ничего не менять в политике технологий.

В противовес этому мы на примере беспилотных автомобилей предложим другой способ понимания технологических аварий.

Центр исследований науки и технологий Европейского университета в Санкт-Петербурге совместно с Факультетом технологического менеджмента и инноваций Университета ИТМО делает уникальную для России магистратуру “Технонаука и инновации”. В рамках этой образовательной программы мы готовим исследователей наук, технологий и инноваций, спрос на которых растет по мере технологизации нашей жизни. Мы учим думать о технологиях по-новому, по-современному, чтобы помочь сделать их не только чуть более надежными и эффективными, но и более справедливыми, устойчивыми и социально ориентированными.

Один из стандартных способов думать о технологиях – объяснять технологические аварии или поломки через отсылку к “человеческому фактору”. Ниже мы покажем, что этот механизм интерпретации аварий проблематичен и даже вреден. Чтобы сделать наши технологии лучше, мы должны от него отказаться.

Начнем с примера, показывающего, как выглядит объяснение аварий через “человеческий фактор” на практике.

“Человеческий фактор” в объяснении небольшого инцидента с Waymo в Сан-Франциско

Совсем недавно, 16 июня 2021, во время тестирования в Сан-Франциско беспилотный автомобиль Waymo сбил человека, пересекавшего пешеходный переход на электросамокате. Человек получил неизвестные повреждения мягких тканей тела и покинул место происшествия самостоятельно, у беспилотника слегка пострадала табличка с номером. Власти Калифорнии обязывают составлять протоколы всех происшествий с беспилотными автомобилями и делать их публичными.

Из протокола этого столкновения узнаем подробности. Автомобиль Waymo подъехал к перекрестку в беспилотном режиме, чтобы совершить поворот налево, и остановился на красный свет. Когда загорелся зеленый, автомобиль в беспилотном режиме чуть продвинулся на пешеходный переход, подготавливаясь поворачивать налево, но начал пропускать встречный транспорт и других участников движения. Тем временем загорелся желтый свет, а автомобиль Waymo все еще стоял, частично перекрывая перекресток и отказываясь поворачивать налево. В этот момент водитель-испытатель взял управление на себя и начал совершать поворот налево. Через 4 секунды, автомобиль Waymo, находясь в ручном режиме, на скорости 6 миль в час сбил человека на электросамокате, пересекавшего на скорости 7 миль в час пешеходный переход на красный свет как для транспорта, так и для пешеходов.

81777ea3c6f07c1d82eab60a267cbca2.jpg
ANDREI STANESCU/ALAMY

Это событие идеально для наших целей. С одной стороны, инцидент вряд ли бы освещался публично, если бы в нем не был замешан беспилотный автомобиль на стадии тестирования. С другой – обошлось без серьезных последствий, и в последующем обсуждении превалируют не ажиотаж и эмоции, а трезвые попытки понять, что же произошло. Вряд ли за данной мелкой аварией последует публичное расследование. Но в одном из сообществ на Reddit, посвященном беспилотным автомобилям, возникла небольшая, но интересная дискуссия. Трудно сказать, кем являются пользователи, участвующие в этой дискуссии. Только один из них заявляет о себе, как о бывшем водителе-испытателе. Но это не так важно как то, что дискуссия носит предметный и рациональный характер, никаких перепалок и холиваров. Люди действительно пытаются интерпретировать протокол-описание инцидента.

Что обсуждают члены сообщества Reddit?

Был ли водитель нетерпелив в этой ситуации? Нет, утверждает экс-водитель-испытатель Waymo, их обучают выводить автомобиль из беспилотного режима, когда того требует ситуация, как здесь. Был риск застрять на перекрестке и заблокировать его. Но из отчета ясно, что автомобиль не стоял посреди перекрестка, а лишь блокировал часть одного из переходов. Так что водитель мог подождать следующего зеленого сигнала светофора. Но экс-водитель-испытатель не сдается и предлагает не винить водителя в этом инциденте. Да, он принял неверное решение, но их работа связана с очень большим стрессом. Для одного из пользователей информация о том, чему обучают водителей-испытателей Waymo звучит как инсайт. Она позволяет понять, почему во всех отчетах об инцидентах с Waymo, их автомобили находятся в ручном, а не беспилотном режиме.

Кто виноват в столкновении - “компьютер” Waymo или водитель?

Пользователи дают несколько объяснений аварии через “человеческий фактор”, в которых именно человек, а не технологии виноваты в инциденте. Согласно одной версии, водитель неправильно оценил ситуацию. Он мог остаться на перекрестке на еще один цикл светофора, и ничего страшного не случилось бы. В другой версии выдвигается гипотеза, что сенсоры Waymo заметили электросамокат на тротуаре заранее, а алгоритмы предсказали его возможное поведение (проезд через переход на красный) и, вероятно, поэтому автомобиль не собирался поворачивать, даже когда у него появилась такая возможность. Водитель не понял этой “прозорливости” беспилотника, принял неверное решение и взял управление на себя. В еще одной версии ссылаются на неназванную книгу, написанную физиком, который разрабатывал системы безопасности для атомных реакторов. Основная мысль этой книги в том, что все аварии на атомных станциях случались в результате того, что люди нарушали протоколы безопасности, потому что ошибочно думали, что знают систему лучше.

Резюмируем: проблема, скорее всего, в водителе. Автоматика сделала правильный выбор. Все это говорит о том, что компьютер очень мало или вообще не способствовал возникновению этого инцидента. Waymo просто нужно исправить некоторые баги, которые иногда приводят [беспилотный автомобиль] к путанице или делают его слишком нерешительным.

Один из самых заплюсованных комментариев утверждает: “Это интересно, поскольку это тот случай, когда присутствие страховочного водителя делает его [беспилотный автомобиль] менее безопасным. Это может быть одним из ожидаемых знаков зрелости беспилотных автомобилей – страховочный водитель становится самым большим источником рисков в беспилотном автомобиле”.

На периферии дискуссии оказываются замечания о том, что если у Waymo действительно есть видео, доказывающее, что их технологии все делали правильно, а проблема именно в водителе, то почему они их не выложат?

Что показывает этот пример?

  • Даже в такой, с виду простой, ситуации вовсе не очевидно, что именно произошло. Требуется интеллектуальная работа, чтобы понять и объяснить аварию. В данном случае, ее провели пользователи Reddit.
  • Участники дискуссии несколькими разными способами пытались перенести вину за происшествие с “компьютеров” Waymo на водителя-испытателя. Эту схему интерпретации мы назвали "объяснением технологической аварии через человеческий фактор”. Единственная попытка оправдать водителя исходит от пользователя, непосредственно знакомого с подобными ситуациями изнутри.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике Стоит ли бояться применения искусственного интеллекта в медицинской диагностике

Что такое ИИ и как он применяется в медицинской диагностике?

Популярная механика
5 стыдных вопросов про вакуумную бомбу 5 стыдных вопросов про вакуумную бомбу

Знаешь, что по мощности она уступает только ядерным зарядам?

Maxim
Лед и пламя: история любви Александра Овечкина и Анастасии Шубской Лед и пламя: история любви Александра Овечкина и Анастасии Шубской

Love story Александра Овечкина и Анастасии Шубской

Cosmopolitan
Три кубита вычислителя Zuchongzhi в сотни раз усложнили задачу генерации случайной строки Три кубита вычислителя Zuchongzhi в сотни раз усложнили задачу генерации случайной строки

Вычислитель Zuchongzhi оказался мощнее Sycamore компании Google

N+1
Детеныши птерозавров оказались способны к активному полету вскоре после вылупления Детеныши птерозавров оказались способны к активному полету вскоре после вылупления

Чем детеныши птерозавров отличались от детенышей других летающих позвоночных

N+1
Бомбически рекомендую: ведущий Александр Анатольевич советует понравившиеся фильм, сериал и город Бомбически рекомендую: ведущий Александр Анатольевич советует понравившиеся фильм, сериал и город

Новый выпуск нашей рубрики рекомендаций лучшего от лучших

Maxim
Когда наши поезда ездили быстро Когда наши поезда ездили быстро

История скоростного поезда ЭР200

Эксперт
Яд, пластырь, афродизиак: что можно получить из одного жучка Яд, пластырь, афродизиак: что можно получить из одного жучка

Удивительные факты о жуках-нарывниках

Вокруг света
Углеводное чередование: сжигаем килограмм жира за неделю Углеводное чередование: сжигаем килограмм жира за неделю

Хочешь быстро похудеть, но так, чтобы твои мышцы не пострадали?

Cosmopolitan
Палеонтологи обнаружили новый вид жуков в копролите триасового архозавра Палеонтологи обнаружили новый вид жуков в копролите триасового архозавра

Первое насекомое, описанное на основе находки в копролите

N+1
Грязные игры Грязные игры

Вольная дачная жизнь открывает перед малышами новые возможности

Лиза
Невесты, шпионки и императрицы: как Голливуд изображает русских женщин Невесты, шпионки и императрицы: как Голливуд изображает русских женщин

Наиболее часто встречающиеся типажи русских героинь в американских блокбастерах

Cosmopolitan
5 фильмов об Олимпийских играх 5 фильмов об Олимпийских играх

Киноподборка, которая поможет проникнуться духом Олимпиады

GQ
Почему сиквел «Космического джема» получился бессмысленным и нелогичным Почему сиквел «Космического джема» получился бессмысленным и нелогичным

Главным злодеем «Космического джема 2» стала нейросеть

GQ
Аденовирусный вектор доставил в мозг детей недостающий фермент и избавил их от припадков Аденовирусный вектор доставил в мозг детей недостающий фермент и избавил их от припадков

Ученые помогли клеткам мозга снова начать синтезировать дофамин из леводопы

N+1
Зашифровать звук: почему без криптографии не было бы музыки Зашифровать звук: почему без криптографии не было бы музыки

Как связаны криптографические разработки и современная музыка?

Популярная механика
Семейное дело. 5 привычек, которые научат ребенка бережно относиться к природе Семейное дело. 5 привычек, которые научат ребенка бережно относиться к природе

Советы, которые помогут увлечь ребенка заботой об экологии

СНОБ
Пропавшая летчица: 5 фактов об Амелии Эрхарт Пропавшая летчица: 5 фактов об Амелии Эрхарт

Самая известная летчица своего времени бесследно исчезла над Тихим океаном

Вокруг света
Джейсон Судейкис – о стиле, усах и оптимизме Теда Лассо Джейсон Судейкис – о стиле, усах и оптимизме Теда Лассо

Позитивный американский тренер возвращается

GQ
Шестое чувство времени Шестое чувство времени

О фильме «Время» М. Найта Шьямалана

Weekend
Мировая энергетика на распутье Мировая энергетика на распутье

Мир рискует столкнуться с острым дефицитом нефти и газа

Эксперт
Играл джаз и был недоволен собой: ​история типографа Эда Бенгуиата, который создал шрифты для Ford и The New York Times Играл джаз и был недоволен собой: ​история типографа Эда Бенгуиата, который создал шрифты для Ford и The New York Times

Дизайнер, который создал и «возродил» более 600 шрифтов

VC.RU
Форели поплавали в метамфетамине и приобрели зависимость Форели поплавали в метамфетамине и приобрели зависимость

Метамфетамин в сточных водах способен формировать зависимость у рыб

N+1
Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO Выход через офшоры: опасно ли инвестировать в китайские IPO

С какими рисками столкнуться инвесторы в китайские компании?

Forbes
«Шла в театральный, попала на журфак»: страшно ли поступить не туда, куда планировал «Шла в театральный, попала на журфак»: страшно ли поступить не туда, куда планировал

Если поступить не в тот вуз, то «все пойдет наперекосяк». Так ли это?

Psychologies
Не только окрошка. Вишисуаз, довга и еще 10 рецептов охлаждающих летних супов Не только окрошка. Вишисуаз, довга и еще 10 рецептов охлаждающих летних супов

Небанальные рецепты летних супов

Cosmopolitan
Отгоревать и отпустить: как поставить точку в токсичных отношениях Отгоревать и отпустить: как поставить точку в токсичных отношениях

Отрывок из книги Аси Долиной «У него ко мне был Нью-Йорк» о выходе из абьюза

Forbes
Любимка публики Любимка публики

Как танцор из Екатеринбурга заработал $3 млн и дважды попал в рейтинги Forbes

Forbes
Чучхе навсегда: все, что нужно знать о Северной Корее Чучхе навсегда: все, что нужно знать о Северной Корее

Правительственный эксперимент Северной Кореи

Maxim
Браки, измена и развод: любовные страсти красоток-актрис сериала «Папины дочки» Браки, измена и развод: любовные страсти красоток-актрис сериала «Папины дочки»

Какие страсти кипят в личной жизни звезд сериала «Папины дочки»

Cosmopolitan
Открыть в приложении