Автомобильное и пешеходное путешествие по Кавказу

4x4 ClubПутешествия

Северный Кавказ. За пределами дорог

Текст и фотографии Анастасия Костянова

Впервые мы оказались на Кавказе в 2015-м, отправившись с годовалым сыном на море и по дороге почти на месяц застряв в сказочном мире гор. С тех пор каждое лето мы возвращаемся в эти места и каждая новая поездка становится открытием. Так вышло и на этот раз. Мы решили опробовать новый формат путешествия, где наряду с автомобильными забросками, останется место для пешеходных маршрутов, которые помогут проникнуть в уникальный и недоступный, даже на самой подготовленной машине, мир озёр, ледников и вершин.

Баксанское ущелье всем хорошо известно. Ежегодно по этой витиеватой дороге тысячи туристов отправляются к величайшей вершине Европы – двуглавому Эльбрусу. Летом обычно едут за живописными видами на Главный Кавказский хребет, а самые отчаянные стремятся взойти на вершину (высочайшая точка – 5 642 метра). Зимой же это место превращается в популярный горнолыжный курорт. Но большинство приезжающих даже не догадываются сколько интересного скрыто в диких ущельях Кабардино-Балкарии. Пройдя привычным путём от трассы «Кавказ» по Баксанскому ущелью, за посёлком Эльбрус мы свернули на небольшую дорожку. Старенький асфальт вдоль бурлящей горной речки Адыл-Су повёл нас в гору. Спустя семь километров серпантин упёрся в альплагерь «Джантуган». Сегодня это симпатичное и неплохо сохранившееся для своих лет сооружение (1975 года постройки) законсервировано, хотя вплоть до 1990 года пользовалось огромной популярностью. Сразу за корпусом на горном склоне раскинулся палаточный городок. До него мы добрались уже вечером и в разгар туристического сезона (середина июля), найти место под палатки оказалось невозможно. Единственный свободный клочок земли оставался на каменистом побережье Адыл-Су. Вообще-то, лагерь в непосредственной близости от горной реки противоречит нашим правилам ночёвки, но солнце, скрывшееся за хребтом, не оставляло выбора. К тому же, успокаивало то, что от воды нас отделял высокий берег, а прогноз на ближайшие дни обещал «солнце, без осадков». Однако, печальная известность этого ущелья не давала уснуть. Место, где мы поставили палатки, четыре года назад было руслом. По нему, сметая всё на своём пути, неслись тонны воды, грязи и камней.

Несмотря на бессонную ночь, мы решили не терять время и двинулись в сторону пограничного КПП. Машины остались в лагере – продолжить путь от заставы можно только пешком и при наличии пропуска в погранзону. В Адыл-Су немало интересных треков, но после знакомства с историей ущелья, мы точно знали куда хотим. Практически весь маршрут проходит по автодороге. Свежих автомобильных следов нет, но теоретически ничего не мешало бы проехать здесь внедорожнику с хорошим клиренсом. Кроме статуса погранзоны, разумеется. Мы же были рады, что шли именно пешком – столько красоты и деталей открывается, когда не следишь за картой и дорогой. Но настоящая эйфория охватила нас, когда взобравшись на очередной перевал, мы увидели панораму Главного Кавказского хребта и горное озеро Башкара, которое было источником уже упомянутого селя. Тогда озеро переполнилось, прорвало грунтовую перемычку и накопившаяся вода, цепляя по пути камни и деревья, обрушилась в ущелье. Сегодня оно не представляет опасности, во многом благодаря профилактическим мерам и постоянному мониторингу.

Не успели мы вернуться в Баксанское ущелье, связывающее Приэльбрусье с цивилизацией, как в соседнем посёлке Верхний Баксан вновь ушли в сторону. А там, через пару сотен метров, дорога закончилась. И это не значит, что асфальт перешёл в грунтовку – она закончилась совсем, упёршись в отвесную скалу. Докторский перевал всегда был препятствием для желающих попасть в сказочный мир Адыр-Су, но если раньше приходилось преодолевать 60-метровую скальную ступень рассчитывая только на свои силы, то с 1960-х годов это можно сделать с помощью грузовой платформы. Собственно, мы планировали посещение Адыр-Су в том числе и ради этого лифта. Мы заехали на скрипящий под колёсами деревянный настил и поплыли вверх. Учитывая, что перила на платформе есть только спереди, потому что проезд машины через неё является сквозным, подъём не рассчитан на слабонервных. Мы поднимались всё выше по склону скалы, с одной из сторон обрывавшейся в русло реки, а механизмы прошлого века скрипели всё сильнее. В самой конструкции, к слову, всё просто. Принцип фуникулёра: платформа движется по рельсам на лебёдках, которыми управляет механик из рубки наверху. Он же встречает гостей ущелья и берёт плату за проезд. Аттракцион в обе стороны обходится в тысячу рублей с машины.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Трави заранее! Что необходимо знать о давлении в шинах на бездорожье Трави заранее! Что необходимо знать о давлении в шинах на бездорожье

Что необходимо знать о давлении в шинах на бездорожье

4x4 Club
Высокоранговые пятнистые гиены передали социальные связи по наследству Высокоранговые пятнистые гиены передали социальные связи по наследству

Социальные связи у пятнистых гиен передаются по наследству

N+1
Отпускное настроение Отпускное настроение

Солнечная Абхазия – идеальное пляжное направление

Лиза
Память воды Память воды

Как фридайвинг учит открывать новые глубины в себе самой

Tatler
Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы» Альберт Филозов: «Такого мужа, как я, своим девочкам не пожелал бы»

Альберт Филозов — о том, как любовь продлила ему жизнь

Коллекция. Караван историй
На кончиках пальцев: как выразить чувства через прикосновение На кончиках пальцев: как выразить чувства через прикосновение

Как помочь себе и другому восполнить дефицит прикосновений?

Psychologies
Что мне снег, что мне зной: история легендарного внедорожника УАЗ Что мне снег, что мне зной: история легендарного внедорожника УАЗ

Знаменитый отечественный внедорожник, который умеет всё

Вокруг света
Как там ваш питомец? 10 фактов о тамагочи Как там ваш питомец? 10 фактов о тамагочи

«Питомцы в яйце» возвращаются!

Вокруг света
Первый в мире 2D-магнит толщиной в один атом стабилен даже при 100 градусах Цельсия Первый в мире 2D-магнит толщиной в один атом стабилен даже при 100 градусах Цельсия

Ученые из США разработали тончайший в мире двумерный магнитный материал

Популярная механика
Тотьма во мне Тотьма во мне

Алексей Новосёлов уже 8 лет превращает Тотьму в место, куда хочется возвращаться

Seasons of life
5 российских ученых, которые были двоечниками и хулиганами 5 российских ученых, которые были двоечниками и хулиганами

Кто из российских деятелей науки прослыл задирой или хулиганом в юные годы?

Культура.РФ
«Других профессий разве нет?»: как в России мужчины работают мастерами маникюра «Других профессий разве нет?»: как в России мужчины работают мастерами маникюра

«Быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей»

Playboy
Сатиновые панталоны и ямки для ног: как занимались в СССР спортом наши бабушки Сатиновые панталоны и ямки для ног: как занимались в СССР спортом наши бабушки

Развитие массового спорта в СССР — Всеобуч, Спортинтерн и Спартакиада

Cosmopolitan
Китайский фарфор проник в Европу тысячу лет назад как статусный подарок Китайский фарфор проник в Европу тысячу лет назад как статусный подарок

Ученые определили происхождение китайского фарфора X–XI века в Испании

N+1
Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США Не покупает рекламу, не продаёт акции, не повышает цены: как производитель соуса Huy Fong занял 10% рынка США

Основатель Huy Fong Дэвид Тран достиг выручки в $150 млн без торговой марки

VC.RU
А в душе я взрываюсь: «Память» с Тильдой Суинтон — самый загадочный и понятный фильм-медитация Канн-2021 А в душе я взрываюсь: «Память» с Тильдой Суинтон — самый загадочный и понятный фильм-медитация Канн-2021

Зачем смотреть «Память», если там приблизительно ничего не происходит

Esquire
Цемент-2 Цемент-2

Рассказ Дмитрия Захарова, в котором героиня проходит абсурдные собеседования

Esquire
Как освободить оперативную память на компьютере Как освободить оперативную память на компьютере

Пять способов освободить пару лишних гигабайт «оперативки» своего компьютера

CHIP
Разница температур Разница температур

Как быть, если у партнеров не совпадают потребности в сексе?

Лиза
Дроны приходят на помощь спасателям Дроны приходят на помощь спасателям

Дроны в работе пожарных, медицинских работников, поисково-спасательных бригад

Популярная механика
5 «вредных» привычек, способных принести пользу для здоровья 5 «вредных» привычек, способных принести пользу для здоровья

Мы зря говорим им категоричное «нет»

Playboy
Забудьте про «Элен и ребята»! 8  французских сериалов, которые вас удивят Забудьте про «Элен и ребята»! 8  французских сериалов, которые вас удивят

Французские сериалы, на которые стоит обратить внимание

Cosmopolitan
6 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы стать счастливее 6 привычек, от которых стоит отказаться, чтобы стать счастливее

Какие же привычки мешают нам начать жить лучше?

Psychologies
Корабли пустыни: 7 поразительных фактов о верблюдах Корабли пустыни: 7 поразительных фактов о верблюдах

Верблюды — выносливые и сильные животные, верные спутники, способные удивить

Вокруг света
10 необычных Jeep 10 необычных Jeep

За длинную историю марки появлялись очень интересные Jeep

Популярная механика
Сундук Колчака за €3 млн и архив Луначарского: чем торгуют книжные антиквары Сундук Колчака за €3 млн и архив Луначарского: чем торгуют книжные антиквары

Как можно извлечь миллионы рублей из макулатуры, предназначенной на помойку

Forbes
Потрясающая эволюция Дэниела Рэдклиффа! Как изменился Гарри Поттер за 20 лет Потрясающая эволюция Дэниела Рэдклиффа! Как изменился Гарри Поттер за 20 лет

Дэниел Рэдклифф и его впечатляющая трансформация за эти годы

Cosmopolitan
Бабушка революции: 6 фактов о Кларе Цеткин Бабушка революции: 6 фактов о Кларе Цеткин

Интересные факты о жизни Клары Цеткин

Вокруг света
10 самых популярных российских фильмов на IMDb 10 самых популярных российских фильмов на IMDb

Странички с какими нашими фильмами посещают на главном киносайте планеты

Maxim
Итальянские ученые нашли эхолотом древнеримскую дорогу на дне Венецианской лагуны Итальянские ученые нашли эхолотом древнеримскую дорогу на дне Венецианской лагуны

Дорога могла быть частью большой транспортной сети Римской империи

N+1
Открыть в приложении