Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене»

ПУСККультура

У вас такие странные взрослые — с ними даже можно разговаривать

Наталья Вираховская о плейбэк-театре в «Большой Перемене».

Наташа Вираховская

Меня зовут Наталья Вираховская. Больше 25 лет я работаю в сфере образования и психологии, больше 15 лет занимаюсь актерской деятельностью. И вот уже 5 лет я куратор и руководитель клубных программ образовательного центра «Большая Перемена».

Куратор - это человек, который поддерживает студентов в решении их задач в образовании и развитии. Куратору очень важно искать способы работы, которые помогли бы установить доверительный контакт с ребятами, прорабатывать конфликтные ситуации, решать проблемы, помогать им идти вперед к своей цели получить образование, стать самостоятельными. В решении этих задач мне помогал многолетний опыт плейбэк-практика. Плейбэк-театр (название происходит от сокращения фразы «We are playing your stories back to you» - «Мы играем ваши истории, возвращая их вам») - это место, где можно говорить, слушать, быть ближе и откровеннее. Это неклассический импровизационный театр. Здесь нет репертуара, режиссерского видения - это перфоманс, важную роль в котором играют зрители. Задача каждого перфоманса – отразить то, что происходит в жизни людей прямо сейчас. Мысли, ситуации, эмоции, истории, с которыми зрители пришли на спектакль, тут же проигрываются на сцене, давая человеку возможность увидеть свою жизнь, посмотреть на себя со стороны, выйти за пределы субъективного восприятия, отделив себя от события или эмоции.

Вся наша жизнь соткана из мгновений. Эти маленькие короткие состояния очень важны, но, сливаясь с ними, мы не всегда понимаем их смысл. Проигрывая самые простые сюжеты, мы возвращаем их людям и помогаем увидеть их ценность. Обиды, страхи, невероятное счастье и просто чашка кофе по утрам – все это может обрести новый смысл через актерскую игру и искреннее желание понять важность каждого момента.

В плейбэке имеет значение открытость и глубокое понимание того, что вы имеете дело с чувствами, мировоззрением и душой другого человека. И это роднит его с деятельностью куратора и педагога. Вместе с коллегами мы обсуждали вопрос, решению каких проблем, задач в педагогической деятельности может способствовать плейбэк-театр, и отважились попробовать освоить метод плейбэк-театра в нашем коллективе. Мы регулярно собирались, играли, каждый раз обсуждая, делая выводы. Так в «Большой Перемене» появился свой плейбэк. На наших встречах мы разбираем трудные ситуации из нашей педагогической практики, разыгрываем кейсы, конфликтные ситуации, готовимся и играем перформансы, темы которых - отклик на интересы ребят: “Легко ли жить самостоятельно”, “Он и Она”, “Мои преодоления и победы”.

А через год, когда педагоги освоили этот инструмент и убедились в его эффективности, начала работу и студенческая плейбэк-студия, где педагоги и ребята совместно изучают этот метод познания себя и окружающего мира.

Мы рассказываем друг другу истории: от самых простых ситуаций, например, как прошло наше утро, до глубоких и сложных тем - успехов и поражений, страхов и радостей. А потом отыгрываем их для рассказчика словами, движением, жестами, мимикой и с чувствами, которые он передал нам в своем рассказе. Играя и меняясь ролями актера и рассказчика, нам проще быть честными друг с другом, проще открыться и подружиться, развить в себе привычку говорить. Для ребят это возможность исследовать и учиться понимать свое тело, его границы и потенциал. Обсуждение игры в конце репетиции помогает показать культуру и ценность освоения навыков обратной связи и рефлексии своего труда, как условий для обучения и образования. Каждая встреча нашей студии – это всегда трансформация. Новый взгляд, победа, снятие напряжения. Даже если человек просто отдохнул и посмеялся от души , это уже здорово. В реальной жизни мы стали чаще задвигать живое общение в дальний ящик: телевизор, подкасты, социальные сети – все это проще, но реальное общение дает нам совершенно иное качество жизни. Слыша и видя друг друга, стараясь встать на место человека, мы лучше понимаем себя, других и этот мир.

Плейбэк-театр для «Большой Перемены» - это инструмент доверия. Все наши ребята очень разные. Кто-то открыт и готов показывать свои чувства, кто-то замкнут и имеет трудности в коммуникации, у кого-то нет навыка делиться проблемами и запрашивать помощь. Условия, в которых они выросли, чаще всего просто не предусматривали такой возможности. А тут мы простым естественным образом, через игру, учимся рефлексировать, делиться эмоциями, не бояться говорить о том, что у тебя внутри, что ты чувствуешь, что тревожит или радует.

Студенты и преподаватели выступают на равных позициях: могут быть и рассказчиками, и слушателями. Возможность побыть в позициях Говорящего и Слушающего – жизненно важный опыт: говорящий хочет быть понятым, слушающий старается понять. Они все время направлены на то, чтобы говорить для другого и стараться понять другого.

Плейбэк дает нам возможность лучше видеть ребят и корректировать совместную работу. И ребята знакомятся с педагогами с другой стороны. Многие наши студенты удивляются, когда слушая истории педагогов узнают, что кто-то из них тоже может ошибаться, быть в растерянности, просить помощи. После сыгранной истории на наших занятиях студенты говорят «ну, если даже у Тараса Тимофеевича так было, значит, это нормально», «чувствовала радость, что Татьяна Алексеевна смогла, и удивление, что даже у Татьяны Алексеевны сначала не получалось!».

Еще одна ценность плейбэка - видеть своих сверстников, людей с похожими трудностями, похожим детством, отношением к социуму. Здесь, рассказывая и отыгрывая свои истории, они могут делиться проблемами, радостями, победами. Это дает мощную поддержку как рассказчику, так и слушателям. Сами ребята говорят, что занятия в студии помогают “услышать реальные истории и понимать ситуацию”, “видеть возможные решения проблем”, “быть открытыми не бояться людей”, “уверенными в себе”, “чувствовать чувства другого человека, т.к. тебе не все равно”, “понимать, что между людьми есть какая-то связь”, “освобождаться от сложных чувств”. Знакомясь с ребятами, узнавая каждого из них, я каждый раз поражаюсь их упорству, тому, как, несмотря на все трудности, они продолжают идти вперед, учиться, развиваться, становиться теми, кем они хотят быть! Мы работаем друг для друга. И я развиваюсь вместе с ними. Они научили меня настойчивости, постоянному движению вперед и очень внимательному отношению к своим словам, быть проще, быть понятной. Мы все с вами слышали фразы «никогда не сдавайся», «никогда не теряй надежды», «доверяй людям», но, когда я смотрю на наших ребят, эти фразы приобретают для меня реальную ценность. Благодаря историям, рассказанным на плейбэк-студии, я вижу, как меняются ребята. Это вдохновляет и дает ресурс, я понимаю, что все наши усилия были не зря!

Онлайн-журнал ПУСК – это информационная площадка благотворительного фонда "Большая Перемена". Здесь вы можете узнать больше о работе фонда, его новостях и достижениях от первого лица.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Курс на Италию Курс на Италию

Галина Зернова о жизни в ПНИ и за его пределами

ПУСК
Датский археолог-любитель нашел крупный клад золотых медальонов возрастом 1500 лет Датский археолог-любитель нашел крупный клад золотых медальонов возрастом 1500 лет

Мужчина раскопал 22 артефакта, общий вес которых составляет 945 грамм

N+1
Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084» Поэт Алексей Никонов об альбоме «Последних танков в Париже» — «2084»

Леха Никонов повествует историю создания альбома «2084» — от начала и до конца

СНОБ
«Час за часом в прямом эфире»: трагедия 11 сентября глазами директора CBS News Эрика Шапиро «Час за часом в прямом эфире»: трагедия 11 сентября глазами директора CBS News Эрика Шапиро

Трагедия 11 сентября застала директора CBS Эрика Шапиро на столе у хирурга

Esquire
Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие Используй ложку и телефон: 20 способов доставить себе удовольствие

Двадцать разных способов мастурбации на любой вкус и цвет

Cosmopolitan
Пятиминутный путеводитель по... фейковым новостям Пятиминутный путеводитель по... фейковым новостям

Лучшие фейки событий и теорий заговоров, мистических тварей и личностей

Esquire
Feduk — о новом альбоме, синдроме самозванца, праве на отказ и фридайвинге Feduk — о новом альбоме, синдроме самозванца, праве на отказ и фридайвинге

Feduk — о творчестве, «синдроме самозванца» и мировом соглашение с Элджеем

Esquire
Как учится поколение Z? Заменит ли YouTube университеты? Спикеры фестиваля G8 рассуждают о будущем образования Как учится поколение Z? Заменит ли YouTube университеты? Спикеры фестиваля G8 рассуждают о будущем образования

Что происходит с образованием в России прямо сейчас?

Esquire
Вопросы философии Вопросы философии

Продуманные решения и конфликты в новом проекте московского бюро Le atelier

AD
5 секретов красоты японок, которые позволят тебе выглядеть моложе 5 секретов красоты японок, которые позволят тебе выглядеть моложе

Выглядеть моложе своего возраста — одна из особенностей азиатской красоты

VOICE
Союз рыжих: как лисы стали привычными дикими спутниками человека Союз рыжих: как лисы стали привычными дикими спутниками человека

Шаг за шагом они подбираются к человеку

Вокруг света
Как похудеть, не убиваясь в спортзале: нейрофитнес и другие методики для ленивых Как похудеть, не убиваясь в спортзале: нейрофитнес и другие методики для ленивых

Сегодня можно тренироваться, почти не затрачивая на это сил!

Cosmopolitan
Горные зебры приняли пылевые ванны и создали оазисы в сухой саванне Горные зебры приняли пылевые ванны и создали оазисы в сухой саванне

На местах пылевых купаний зебр лучше растут однолетние растения

N+1
Маленькое розовое платье: каким получился хоррор «Прошлой ночью в Сохо» Маленькое розовое платье: каким получился хоррор «Прошлой ночью в Сохо»

«Прошлой ночью в Сохо» — хоррор о моде, 1960-х и путешествиях во времени

РБК
5 ритуалов совершеннолетия в Древнем мире 5 ритуалов совершеннолетия в Древнем мире

Совершеннолетие в Древнем Риме, Спарте, Китае, у ацтеков и викингов

Maxim
Как перестать быть вежливым и полюбить безумное порно Как перестать быть вежливым и полюбить безумное порно

О реконструкции непристойности в фильме Раду Жуде «Безумное кино для взрослых»

Weekend
Диета по фазам менструального цикла: что и как есть с 1-го по 28-й дни Диета по фазам менструального цикла: что и как есть с 1-го по 28-й дни

Можно улучшить свое состояние в менструальные фазы, скорректировав питание

Cosmopolitan
Бактерии на службе у насекомых Бактерии на службе у насекомых

Биомиметика черпает у насекомых идеи: от разработки тканей до создания роботов

Наука и жизнь
Бытовая магия: как справиться с бессонницей Бытовая магия: как справиться с бессонницей

Ритуал для входа в изумрудный сон

Cosmopolitan
«Я, он и его собака»: как быть, если вы не любите питомцев партнера «Я, он и его собака»: как быть, если вы не любите питомцев партнера

Что делать, если вы не любите домашних животных партнёра

Psychologies
Часики тикают: почему понятие гендера в часовой индустрии скоро исчезнет Часики тикают: почему понятие гендера в часовой индустрии скоро исчезнет

В ближайшие годы часовая индустрия окончательно переродится

Forbes
Почему у человечества до сих пор нет космического лифта Почему у человечества до сих пор нет космического лифта

Космический лифт мог бы снизить стоимость запуска и обезопасить пассажиров

Популярная механика
Красота требует жертв? 8 неприятных, но очень эффективных бьюти-процедур Красота требует жертв? 8 неприятных, но очень эффективных бьюти-процедур

Ради идеальной внешности девушки готовы терпеть настоящую боль

VOICE
От Nike к Uniqlo: как теннисист Роджер Федерер заработал $1 млрд на сотрудничестве с брендами От Nike к Uniqlo: как теннисист Роджер Федерер заработал $1 млрд на сотрудничестве с брендами

Благодаря умению общаться со спонсорами Федерер продолжит зарабатывать миллионы

VC.RU
Умное и еще умнее. Кому на самом деле нужно электронное голосование Умное и еще умнее. Кому на самом деле нужно электронное голосование

Технический прогресс вдруг оказался против прогресса общественного

СНОБ
«Я поставил Лену ниже карьеры»: Астахов назвал причину разрыва с Кориковой «Я поставил Лену ниже карьеры»: Астахов назвал причину разрыва с Кориковой

Сергей Астахов считает себя виновным в крахе союзов с любимыми женщинами

Cosmopolitan
Воздушный поезд по-американски: Aerial Relay Transportation System Воздушный поезд по-американски: Aerial Relay Transportation System

Проекты и попытки снизить стоимость авиаперевозок

Популярная механика
Взгляд сквозь дверь: лазер помог ученым заглянуть в запертую комнату Взгляд сквозь дверь: лазер помог ученым заглянуть в запертую комнату

Ученые научились заглядывать в запертые комнаты

Популярная механика
Лионель Месси Лионель Месси

Лионель Месси сегодня на пике формы и уже точно войдет в историю футбола

Maxim
Полезная рутина Полезная рутина

Как привычки формируются и почему становятся зависимостями

N+1
Открыть в приложении