Ангелина Голикова сняла фильм о легендарном санкт-петербургском СИЗО «Кресты»

ForbesСобытия

«Тюрьма — это отражение нашего общества». Интервью с автором первой российской документалки на Netflix

«Наша картина стала стартом в новых взаимоотношениях Netflix с Россией», — говорит Ангелина Голикова. Ее фильм о петербургском следственном изоляторе «Кресты» стал первым российским документальным проектом на Netflix. Мы узнали у Голиковой, как она трудилась над картиной и к каким выводам пришла после нескольких недель работы в СИЗО

Юлия Шампорова

Стриминговый сервис Netflix впервые в своей истории купил российский документальный фильм, который будет показан на платформе уже в следующем году. Картину о легендарном санкт-петербургском СИЗО «Кресты» сняла 33-летняя режиссер Ангелина Голикова, автор более 20 документальных фильмов, преподаватель ВГИКа и дочь известного документалиста Сергея Мирошниченко.

Forbes Woman поговорил с Голиковой о том, каково было снимать фильм, в течение нескольких недель непрерывно находясь в мужском следственном изоляторе, о сотрудничестве с Netflix и о положении документального кино в России.

Как получилось, что ваш фильм стал первым российским документальным проектом, отобранным для показа Netflix? Они сами вышли на вас или вы предложили им свой проект?

— Несмотря на то что картину поддерживали канал «Россия 1», Министерство культуры и частные инвесторы, мы изначально думали о платформах, на которые нам бы хотелось отправить это кино. Так как продакшен, который производил этот фильм, «Остров», имеет большой опыт сотрудничества с международными компаниями и часто делает проекты совместно с зарубежными каналами, это не удивительно. Тем более что тема сама по себе интересная, ведь тюрьма — это всегда что-то закрытое, даже тайное, особенно, для зарубежных зрителей.

После того, как фильм был принят телеканалом «Россия 1», возникла идея предложить нашу картину Netflix. Над сделкой работал целый пул юристов телеканала «Россия 1» и Совтелеэкспорта. Также, по моему мнению, большой вклад в сделку внесли сотрудница телеканала «Россия 1» Ольга Кучменко и исполнительный продюсер нашего фильма Алексей Доронкин. Это была большая сделка, переговоры длились несколько месяцев, фильм им сразу понравился, обсуждения были больше по авторским правам. Тут не было никаких уговоров, потому что, как вы понимаете, Netflix уговорить невозможно.

Мы не можем раскрывать секреты сделки, но, если коротко, права на фильм принадлежали «России 1», а Netflix забирает права для показа по всему миру. Но глупо было бы не отдавать фильм платформе, чтобы сохранить за собой права, ведь таким образом фильм увидят зрители по всему миру, особенно во времена пандемии, — его увидит больше людей, чем в кинотеатрах и даже на телевидении.

Вы как автор получили соответствующее вознаграждение от Netflix?

Ангелина Голикова
Ангелина Голикова​​​

— Нет, на этом проекте я ничего не получила. Сумму от сделки с Netflix получил канал. И я вам могу сказать, что свой заработанный на этой картине гонорар я вложила в фильм для того, чтобы он получился таким, какой он есть. Я закончила мастерскую игрового кино во ВГИКе и привыкла снимать на хорошую аппаратуру с профессиональными людьми, поэтому у меня были коптеры, свет, генераторы. «Ленфильм» привозил мне дополнительный свет внутрь тюрьмы, и весь мой гонорар я вложила в кино. Это один из таких моментов, когда ты всем сердцем веришь в свой продукт, вкладываешь в него инвестиции, понимая, что кино в нашей стране — это лотерея, а документальное кино — тем более. Оно может остаться никем не увиденным, если не пройдет цензуру и его не покажут по телевизору. В кинотеатрах никакой судьбы у документального кино нет, и в прокате оно не зарабатывают ничего, просто копейки, которые несоизмеримы с бюджетами самих фильмов. Индустрии проката документального кино в стране нет, и все эти единичные случаи, как Софья Капкова, основательница Центра документального кино, с которой мы сотрудничаем, — все это, по сути, идейные меценаты, благодаря которым у документального кино есть хоть какой-то прокат в нашей стране. Наш зритель, к сожалению, не приучен к тому, чтобы смотреть в кинотеатрах документальные фильмы: если выпустить док в России, то он не наберет столько, сколько мог бы заработать в Америке и в Европе. Поэтому для меня уход фильма на платформу был счастливым билетом, и это как раз стратегические инвестиции, которые принесут плоды, — не только финансовые, но и репутационные.

Тема фильма «Кресты» настолько тяжелая, что я даже рада, что ничего на нем не заработала. Я поняла, что есть вещи, на которых не надо зарабатывать. Возможно, «Россия 1» поверит в документальные арт-проекты, которые во всем мире котируются так же, как и игровые. По просмотрам на платформах и по заинтересованности зрителя в мире подобное кино не уступает художественному.

Возможно, и в России переход документального кино на цифровые платформы послужит толчком и для авторов, и для зрителей и создаст хотя бы какую-то вменяемую финансовую модель, когда режиссеры будут получать авторские отчисления?

— Уже 12 лет я являюсь директором документальной программы Московского кинофестиваля, и каждый год в программу из десяти фильмов попадала только одна российская картина. И в программу «Свободная мысль», и в программу Документального кино попадали в основном зарубежные проекты, и это большая сложность — найти российскую картину, которая по уровню контента и реализации, съемкам и качеству соответствовала бы тому, что снимается за рубежом. Демонстрация этих фильмов происходит не на телефоне, а в кинотеатре, во втором зале «Октября», в IMAX, а на этом огромном экране видны все дефекты изображения. 12 лет назад было горе и слезы, потому что звук плохой, камера трясется, смотреть это невозможно. И мы с отборочной комиссией страдали от этого.

Все прекрасно понимают, что снять хорошую картину за 2 млн рублей, которые тебе выделяет Министерство культуры, просто невозможно. Что касается бюджета «Крестов», мы не можем его разглашать, но это абсолютно рыночные европейские суммы. Большую сумму дал канал «Россия 1». Вообще мы очень благодарны Министерству культуры за то, что выделило деньги на фильм на такую серьезную тему. Есть много разговоров о нашей бесконечной цензуре, а у меня есть ощущение, что у нас люди занимаются самоцензурой. Я читала заявки, которые подаются в Министерство культуры, и я могу сказать, что винить чиновников не стоит, потому что многие темы, которые предлагают документалисты, настолько скучные и настолько самоцензурированные, что диву даешься. При этом никто не запрещает подавать на конкурс любые темы.

Я думаю, что платформы будут супердопингом для режиссеров-документалистов, потому что бюджеты у них намного больше, чем на телевидении. К тому же сами платформы (мы общались и с «Яндексом», и с «Окко») имеют постоянный запрос на идеи, на сценарии, и хотят финансировать интересные проекты.

Как будет строиться ваша работа с Netflix в дальнейшем?

— Контракт подписан, и 1 января 2021 года фильм появится на платформе. Вообще это символично, что фильм «Кресты» появится сразу после Нового года, надо обладать особым чувством юмора. Все отпразднуют Новый год и откроют страницу Netflix с фильмом о питерской тюрьме. Отчисления авторам, кроме композитора, в нашей стране не предусмотрены, но платформа еще только заходит на нашу землю, и наша картина стала стартом в новых взаимоотношениях Netflix с Россией. Думаю, что в дальнейшем они будут вкладываться и в производство, как это делается в европейских странах, или просто выкупать целиком права, или выкупать проекты на уровне пилотов.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Груз платформы Груз платформы

Павел Дуров: бизнесмен, который бросил вызов мировому господству доллара

Forbes
«В постели с абьюзером»: прививка от деструктивных отношений «В постели с абьюзером»: прививка от деструктивных отношений

Отрывок из книги Тани Танк об отношениях с абьюзером

Psychologies
Вам и не снилось Вам и не снилось

В канун Нового года и Рождества хочется верить в чудеса — и они происходят

Cosmopolitan
Как два англичанина с похмелья выиграли сложнейшую гонку мира Как два англичанина с похмелья выиграли сложнейшую гонку мира

«Мне стало чуть лучше только после двойного бренди…»

Maxim
Одурачить самого себя: как эго становится нашим злейшим врагом Одурачить самого себя: как эго становится нашим злейшим врагом

Как, обуздав свое эго, можно достичь самого высокого уровня власти и успеха

Forbes
Огнем и волной Огнем и волной

3D-печать на сегодня – один из столпов мирового технического прогресса

Популярная механика
«Не все в этой жизни про деньги»: банкир Татьяна Орлова — о продаже семейного дела после смерти отца, рисках акционера и борьбе с мужчинами «Не все в этой жизни про деньги»: банкир Татьяна Орлова — о продаже семейного дела после смерти отца, рисках акционера и борьбе с мужчинами

Почему Татьяне Орловой пришлось продать семейный бизнес после смерти отца

Forbes
10 лучших новых домов Москвы и Петербурга 10 лучших новых домов Москвы и Петербурга

В этом году в нашем списке дебютирует северная столица

Tatler
Оборотистый «капитал» Оборотистый «капитал»

Capital Group заняла первое место в рейтинге девелоперов элитного жилья Forbes

Forbes
Писатели утверждают, что человечество прошло точку невозврата Писатели утверждают, что человечество прошло точку невозврата

Во всем, что будет дальше, мы должны винить только себя

GQ
Как заканчивается эпоха бензина Как заканчивается эпоха бензина

Причины и следствия эпохального перехода с бензина на электротранспорт

СНОБ
Остановись, старение! Остановись, старение!

7 мифов об активном долголетии

Добрые советы
Рак молочной железы: что нужно знать, чтобы не бояться Рак молочной железы: что нужно знать, чтобы не бояться

Рак молочной железы – одно из самых распространенных онкологических заболеваний

Cosmopolitan
«Отдала им деньги, и только потом дошло». 4 новых схемы автоподставщиков «Отдала им деньги, и только потом дошло». 4 новых схемы автоподставщиков

Как мошенники разводят водителей на деньги

РБК
Коварный бодипозитив Коварный бодипозитив

Стараться быть лучше или принимать себя таким, какой ты есть?

Лиза
Собрать команду, придумать идею и поднять первый раунд инвестиций. История о том, как хакатоны помогают стартапам и что делать после них Собрать команду, придумать идею и поднять первый раунд инвестиций. История о том, как хакатоны помогают стартапам и что делать после них

Что такое хакатоны и зачем они нужны

Inc.
«Злой» и «страшный» Хэллоуин: чем он полезен для психики «Злой» и «страшный» Хэллоуин: чем он полезен для психики

Изображать кого-то злого и страшного полезно для детской психики

Psychologies
Оборотень в хиджабе Оборотень в хиджабе

«Наркомама», в которой Изабель Юппер реабилитирует французский нуар

Weekend
Без призраков и монстров: 4 аттракциона, после которых ты не будешь прежней Без призраков и монстров: 4 аттракциона, после которых ты не будешь прежней

Самые страшные аттракционы, в которых принимают участие люди

Cosmopolitan
«Inside out: моя неидеальная история»: Деми Мур рассказывает, как она пережила насилие «Inside out: моя неидеальная история»: Деми Мур рассказывает, как она пережила насилие

Отрывок из автобиографии Деми Мур

Esquire
Алкогений: Григорий Распутин Алкогений: Григорий Распутин

Распутин был не только greatest love machine, но и ее greatest drinking machine

Maxim
Не по инструкции: почему из двоечников получаются отличные предприниматели Не по инструкции: почему из двоечников получаются отличные предприниматели

Многие участники списка Forbes признаются, что в школе учились не очень хорошо

Forbes
10 неизвестных фактов о первых современных Олимпийских играх 10 неизвестных фактов о первых современных Олимпийских играх

Какой была первая современная Олимпиада

Популярная механика
Под «Моной Лизой» обнаружили набросок дырочками Под «Моной Лизой» обнаружили набросок дырочками

Об этом свидетельствуют опорные точки на руках и лбу Джоконды

N+1
Иммунный ответ Иммунный ответ

Кундалини-йога поможет вам сохранить здоровье в холодное время года

Yoga Journal
Умозрение в красках и числах Умозрение в красках и числах

Александр Панкин — последний представитель религиозно-математической философии

Weekend
MAXIM рецензирует белорусский хоррор «Спайс бойз» MAXIM рецензирует белорусский хоррор «Спайс бойз»

Сначала это «Горько, предубеждение и зомби», а потом кино делает поворот не туда

Maxim
Как стать космонавтом: пошаговая инструкция Как стать космонавтом: пошаговая инструкция

Как стать космонавтом? Статья с подробной инструкцией

Популярная механика
Делай, как Гвинет Пэлтроу Делай, как Гвинет Пэлтроу

Секрет стройности актрисы — комплекс упражнений

Худеем правильно
История одной песни: «Runaway Train» Soul Asylum, 1992 История одной песни: «Runaway Train» Soul Asylum, 1992

Песня, при помощи которой люди находили пропавших детей

Maxim
Открыть в приложении