Туризм в Японии и пчеловодство в Италии: как россиянки открывают бизнес за границей
Пять предпринимательниц из России рассказали Forbes Woman, почему решили открыть бизнес в другой стране, сколько пришлось вложить в запуск, как быстро окупились затраты и что происходит с их сферой работы во время пандемии
Иметь свое дело и жить в другой стране — многим эта картина кажется идеальным и почти сказочным сценарием. Однако все не так радужно, как может показаться на первый взгляд: каждая страна, особенно в отдаленных от России частях света, имеет свою специфику ведения бизнеса и свои подводные камни для предпринимателей. Пять героинь этого материала, живущие сейчас в США, Литве, Японии, Италии и на Бали, сумели успешно адаптироваться к незнакомым реалиям и поделились с нами особенностями ведения дел в их стране, а также рассказали, как их бизнес пережил спровоцированный пандемией кризис.
1Ксения Денисова, Бали
Магазин детской одежды Bali.Bebe
Год основания: 2019
Финансовые показатели: выручка — $1000 в месяц; вложила $10 000-15 000, за несколько месяцев вернула половину
«Стратегия — ясность в голове и понимание направления движения. Когда делаешь классную вещь, продажи случаются»
В России Ксения работала в PricewaterhouseCoopers и «Роснано», но семь лет назад уволилась и отправилась путешествовать. В 2019 году она приехала на Бали, где родила ребенка. В декрете она стала шить для него одежду, на которую получала положительные отзывы от знакомых. В июле она сделала первую пробную партию для друзей и поняла, что на товар есть спрос.
Индонезия заинтересована в иностранных инвестициях и производственных бизнесах. Регистрация компании стоит $3000. Стартовый капитал в $250 000 указывается на бумаге, но нести его никуда не надо. У Ксении был финансовый запас после многих лет работы, позднее она продала машину и квартиру. На первоначальном этапе вложила в бизнес $10 000-15 000. За несколько месяцев получилось отработать половину этой суммы.
Каждый месяц стартап показывал рост в два-три раза. Примерно 90% написавших по поводу продукции совершают покупку. В пандемию продажи остались на уровне марта. «Сейчас важно сохранить контакт с людьми, которым нравится мой бренд», — считает Ксения.
Команда проекта состоит из фрилансеров. По словам Ксении, задач у малого бизнеса столько же, сколько у большого, но нет возможности содержать большую команду, и потому гибкая структура здесь оказывается идеальной. У нее есть помощница-дизайнер из Молдавии, программист, который сделала сайт на платформе, не требующей поддержки, копирайтер для описания продуктов, таргетолог для рекламы и соучредитель-маркетолог. Одежду шьют две фабрики. В продвижении продукции очень помогает сарафанное радио.
Индонезия, по мнению предпринимательницы, — Россия 1990-х. Здесь нет четко налаженных процедур. Когда налоговая закрылась на карантин, налогоплательщикам сказали: потом как-нибудь придете. Правительство старается не задушить бизнес и дает ему работать, поскольку рабочая сила очень дешевая, но имеет низкий уровень образования и компетенций, а квалифицированные кадры обходятся дорого, что само по себе создает препоны для предпринимательства.
2Татьяна Беленьки, США
Школа плавания International family swimming association
Год основания: 2018
Финансовые показатели: оборот — $10 тыс. в месяц
Онлайн-школа Austin russian academy
Год основания: 2020
Финансовые показатели: оборот — $5000-7000 в месяц
«Самое сложное — доказать, что люди в твоей области являются профессионалами»
Татьяна переехала в США два года назад. До этого работала в Китае директором по обучению в крупной сети бассейнов. Татьяна поняла, что хочет создать собственную программу обучения и решила открыть международный бизнес, что, по ее мнению, удобнее всего было сделать в Штатах. Для открытия компании в США требуется заполнить онлайн-заявку, заплатить $200 и открыть расчетный счет. На раскрутку на первоначальном этапе ушло около $5000.
Специфика бизнеса — обучение раннему плаванию детей до трех, максимум пяти-семи лет по теории привязанности. Она заключается в том, что дети учатся через подражание родителям, поэтому в раннем возрасте учить ребенка лучше с родителями, а еще лучше научить родителя, как научить ребенка плавать. Также Татьяна обучает тренеров и занимается консультированием.