Тот и съел: как iFood стал лидером доставки еды в Латинской Америке
Директор крупнейшей латиноамериканской фудтех-компании рассказал РБК, на что потратит $500 млн инвестиций и почему компания не станет конкурировать с российскими сервисами доставки
«Моя мама учила меня и сестру готовить, но я не стану учить этому своих детей, — говорит Карлос Мойзес, гендиректор бразильского сервиса доставки еды iFood. — Люди прекращают готовить дома: в развитых странах даже новые жилые здания строятся без кухонь. Это тренд не только больших городов, это повсеместная история». Лучшим аргументом в пользу своих слов Мойзес считает щедрость инвесторов: в ноябре 2018 года iFood привлек $500 млн в ходе очередного инвестиционного раунда.
Семь лет назад сервис начинал с 30 заказов на развоз блюд из ресторанов Сан-Паулу в день. Сейчас это крупнейшая латиноамериканская фудтех-компания, которая ежедневно обрабатывает 390 тыс. заказов в Бразилии, Мексике и Колумбии. «Никто не представляет, насколько велик потенциальный рынок доставки еды», — говорит Мойзес. На конференции FuturEcommerce, организованной Mail.Ru Group, Мойзес рассказал РБК, как проект стал лидером на своем континенте, и объяснил, на что собирается потратить инвестиции.
Ушел в доставку
41-летний Карлос Мойзес родился в самом населенном городе Южного полушария — Сан-Паулу. Здесь же, в Папском католическом университете, он получил образование в сфере бизнес-администрирования. Свою карьеру Мойзес начал с должности финансового аналитика в бразильском Banco Safra. Опыт работы по найму оказался не слишком успешным: «Я был маленьким винтиком в больших компаниях, а мне хотелось работать на себя».
В начале 2000-х он открыл небольшое консалтинговое агентство, но, несмотря на несколько лет упорного труда, агентство не приносило больших денег. Мойзес решил попробовать себя в других нишах. В 2007 году он запустил компанию, которая занималась аутсорсингом технической поддержки для казино. На этот раз дело быстро пошло в гору. «Сегмент рынка казино в Бразилии тогда был очень большим», — рассказывает предприниматель. Но за взлетом последовало падение: государство взялось за регулирование этой сферы, и Мойзесу пришлось закрыть компанию. Предприниматель несколько лет проработал менеджером в бразильском подразделении испанского онлайн-турагентства и продавца купонов Groupalia. В 2012 году компанию поглотил местный игрок Peixe Urbano. «После сделки бизнес перестал расти. Я потерял к нему интерес и ушел», — вспоминает Мойзес.
Сразу после истории с Groupalia он устроился финансовым менеджером в только появившийся в Бразилии сервис доставки еды RestauranteWeb — проект крупного европейского холдинга Just-Eat (основан в Дании в 2001 году). Так предприниматель попал в фудтех. «В США и Европе этот рынок рос высокими темпами, и я был убежден, что скоро он взлетит и у нас», — говорит он. В пользу этого говорило многое. В Бразилии огромный и быстро растущий средний класс — 113 млн человек (с 2003 года этот слой населения вырос на 40%). При этом у большинства людей среднего достатка нет личного автомобиля, а общественный транспорт плохо развит. Все это делало появляющиеся сервисы доставки очень востребованными.
В 2014 году внимание Мойзеса, который успел дорасти до главного менеджера Just-Eat по Бразилии, привлек молодой, но уже завоевавший определенную аудиторию стартап iFood. Сервис был создан несколькими предпринимателями из Сан-Паулу еще в 2011 году в качестве дополнительного канала продаж кулинарного журнала Disk Cook. Сперва издание предлагало читателям заказывать еду из ресторанов-партнеров по телефону. Затем партнеры сделали специальный доставочный сайт, а потом запустили и мобильное приложение. Когда количество заказов достигло нескольких сотен в день, бразильский венчурный фонд Warehouse Investimentos вложил в сервис $1,6 млн. А к середине 2014 года проект привлек еще $4,6 млн от латиноамериканской телекоммуникационной компании Movile, купившей 50%.
Телеком-гигант был известен чутьем на инновации: например, в начале 2000-х он одним из первых сделал доступными в Бразилии СМС-сообщения, в которых другие сотовые компании видели лишь малоинтересную игрушку. Но у Мойзеса, предложившего руководству бразильского подразделения Just-Eat объединиться с iFood, были и другие причины заинтересоваться стартапом: «Уже тогда iFood по охвату обгонял RestauranteWeb, поэтому сделка была грамотным ходом для усиления позиций на локальном рынке для обеих сторон».
В рамках объединения в сентябре 2014 года Just-Eat вложила в iFood около $5,7 млн. В результате европейский сервис получил 25% акций компании, 50% акций осталось за Movile, еще 25% — за основателями iFood. Мойзес возглавил стремительно растущий проект.
«Приложение для любого лица»
Благодаря первым вложениям к концу 2014 года сервис увеличил количество заказов более чем в 10 раз, до почти 500 тыс. в месяц, и, по собственным оценкам, занял 80% бразильского рынка онлайн-доставки еды.