Токсичность в команде: что делать и как работать
От того, как участники команды работают друг с другом, зависит результат проекта. Если команда настроена на общую цель, работает сообща, как единый организм, то шансы на успех будут высоки. Даже если возникнут трудности, команда сумеет прийти к общему решению. А что делать тем командам, где притаились токсичные персонажи? В статье расскажем, чем опасны такие личности и как с ними работать.
Основные качества команды
Самое главное в команде — это люди, поэтому важно, чтобы была здоровая атмосфера в коллективе. Хорошая команда базируется на уважении и взаимопонимании, на умении слушать, слышать и на общем желании развиваться. Мы не имеем в виду идеальную обстановку, далекую от реальности, где никогда не бывает ссор и все, как под копирку, имеют одинаковый взгляд. Мы говорим о том, что даже если мнения разделяются, участники команды умеют находить решение. Потому что главное — прийти к результату, а не самоутвердиться за чей-то счет.
А теперь давайте рассмотрим, как живется команде, в которой есть «токсин». Токсичный персонаж не действует, а только создает иллюзию деятельности. Не проявляет инициативу, а боится брать на себя ответственность. Он все время концентрируется на ошибках и промахах вместо того, чтобы сфокусироваться на победах. Он не принимает других мнений, главное, чтобы его слово было решающим, потому что он умнее остальных. Команда, в которой есть такой человек, быстро потеряет азарт, инициативу и сама рискует заразиться токсичностью.
Контролер
Такие персонажи имеют привычку все перепроверять за всеми членами команды. Все потому, что им кажется, что только они всю работу могут сделать правильно, а остальным не хватает компетенций.
Представьте команду, где есть такой персонаж. Он проверяет всю работу любого участника команды и каждый раз предлагает свои правки. Его замечания не делают проект лучше, просто он считает, что только его решение верное. Дизайнеры подготовили макеты будущего приложения, контролер посмотрел и переделал, как ему кажется правильным. Разработчики написали код, он снова предлагает свои правки. Маркетологи подготовили описание приложения для магазинов, а он берет и переписывает так, как будет лучше, по его мнению. Как долго продержится такая команда — большой вопрос. Участники просто потеряют инициативу, потому что устанут от тотального контроля. И смысл им стараться, если все будет исправлено и переделано на свой лад.
Что делать?
Такому персонажу нужно задавать четкую зону ответственности, чтобы не работать в атмосфере тотального контроля. Можно встретиться, обсудить, кто за что отвечает, и договориться, что другим нельзя указывать, как им работать, если они сами не попросили совета.