Родоначальник жанра скринлайф рассказал о новом сериале «Взаперти»

GQСобытия

Тимур Бекмамбетов: «Тарковский бы, наверное, ругался и топал ногами»

Родоначальник жанра скринлайф рассказал GQ о новом сериале «Взаперти» с Анной Чиповской (на Okko с 28 июля), о скринлайф-порно и жизнестойкости всего вертикального.

Дмитрий А. Быков

Тимур, сериал «Взаперти» – не первая ваша продюсерская работа в формате скринлайф. Вы начали эксперименты в нем, когда никто в него еще не верил. Что вас заставляло верить в этот новый киноязык?

Мы не знаем, откуда у нас берутся те или иные идеи, как рождается вера во что-то. Но я вообще из тех людей, которых вечно увлекают новый опыт, новые люди, пространства – все новое. Возможно, оттого что мои предки из казахских степей, где они вели кочевую жизнь. Вот и я – постоянно двигаюсь, встречаю людей, которые рассказывают, что происходит в мире. Так что поиск нового во мне обусловлен генетически. Ну а кроме того, мне всегда нравились в фильмах сцены, когда во время штурма какой-нибудь очкарик бросается к компьютеру, начинает что-то печатать…

… в несуществующей операционной системе или в выдуманном поисковике, как правило.

Да, и это меня завораживало в кино еще с 90-х. Не говоря уже о «Матрице», которая была вокруг этого построена. Кто как бегает, стреляет и взрывается, меня интересовало уже меньше. Свою первую сцену в скринлайфе в фильме я снял, как это ни странно – в «Ночном дозоре».

Да, это и правда звучит странновато.

Если вы посмотрите, то увидите сцену, где герой Хабенского – Антон Городецкий – пытается вычислить связи волшебницы Светланы с другими людьми. И на экране появлялась некая сеть связей, которую он исследовал. Это был, конечно, не целый фильм, а только сцена, но тогда уже я понял, что могу этим способом рассказать про человека, про то, как он себя ведет.

Понять – это одно. Другое дело – убедить других в том, что такой способ, такая подача могут быть интересными.

Знаете, убедить в этом обычных людей – не проблема. Все мы живем в параллельных мирах – физическом и онлайн – уже давно, последние лет 20. Гораздо сложнее убедить партнеров, дистрибьюторов и т.д.

eb81ee

Да-да, всех этих консервативных профессионалов.

Я бы к определению «консервативные» добавил еще «ответственные». Переубедить ответственных людей всегда очень сложно. И вплоть до этого года мне это почти не удавалось. То есть однажды мне удалось убедить Донну Лэнгли из Universal (председательница правления студии – прим. ред.) и Джейсона Блума, создателя кинокомпании Blumhouse Productions и продюсера фильмов «Прочь» и «Паранормального явления», что наш скринлайф-ужастик «Убрать из друзей» – это именно то, что интересует молодую аудиторию. При потраченном миллионе долларов этот фильм собрал около 65 млн, только трейлер посмотрели больше 100 млн человек. После такого успеха я думал – все, теперь я хоумраннер.

А разве не так, Тимур? Со стороны все так и выглядит.

Нет, не так. Потому что дальше ответственные и умные люди из киноиндустрии мне сказали: ну один раз такое бывает, но дальше это будет самопародией. Чтобы сломать это убеждение, мне пришлось запустить не один, а сразу семь скринлайф-проектов.

ed0b51

Почему семь? Просто магическое число?

Так получилось. Наш второй фильм – «Поиск» – побил успех «Убрать из друзей» и собрал в прокате еще больше – почти 75 млн долларов. Следующая лента – триллер о вербовке в ИГИЛ «Профиль» взял приз зрительских симпатий на Берлинском кинофестивале и должен скоро выйти в прокат. И вот как раз с этого момента вся эта машина поехала немного быстрее. Но большая киноиндустрия по-прежнему игнорировала новый жанр.

Колеса проворачивались со скрипом.

Да. Ну и, конечно, не обошлось без ошибок. Не ошибается ведь только тот, кто ничего не делает. Фильм «Взломать блогеров», который снимал молодой дебютант, не успел выйти в прокат, но эпизоды утекли в сеть – и на нас обрушились с критикой буквально все, даже не посмотрев фильма. Ну да, там снимались популярные блогеры, а их все ненавидят. Фильм по разным причинам не получился таким, каким мы его задумывали. Но мне было важно давать шанс молодым, интересным режиссерам снимать в формате скринлайф, развивая его таким образом. И где мы находимся сейчас? Посреди коронакризиса вдруг оказалось, что по-другому кино снимать невозможно. И не потому, что больше пяти человек не могут собираться в помещении – а потому что люди вдруг осознали, что скринлайф-реальность стала местом нашего обитания, наш привычный мир вдруг целиком и полностью разместился на экране наших девайсов. И мы сначала страшно испугались, а потом появилось желание осмыслить, освоить это пространство. Это раньше все самое важное происходило с нами во дворе, парке, на пляже – а теперь в гугле, зуме и фейсбуке (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена).

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Как оставить офис и начать работать на себя: 7 шагов Как оставить офис и начать работать на себя: 7 шагов

Как начать собственное дело и пройти адаптацию к новой роли?

Psychologies
Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты» Марина Монгуш: «Креативная экономика — это не только про деньги, но и про социальные эффекты»

Почему креативная экономика становится движущей силой развития России?

ФедералПресс
Дорогой лапши Дорогой лапши

Китайская лапша давно свернула с Великого шелкового пути

Seasons of life
Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар Виноват не хакер: 4 мифа о кибербезопасности, которые ставят бизнес под удар

Проблема кибербезопасности может крыться не в хакерах, а в сотрудниках

Inc.
ИИ в школе: инструмент или угроза? ИИ в школе: инструмент или угроза?

Внедрение ИИ — неизбежный этап. Какова будущая роль учителя в новой системе?

Монокль
Обратная связь планеты Обратная связь планеты

Почему Арктика — самое «горячее» место на планете?

Наука и жизнь
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Львинохвостые макаки, или Вандеру Львинохвостые макаки, или Вандеру

Львинохвостые макаки – очень капризные и не желающие быть фотомоделями

Знание – сила
Братские портреты Братские портреты

Братские портреты навсегда остались бы неизвестными, если бы не парное сочетание

Дилетант
AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения AvtoRevizorro рассказал, как работают автоскамеры нового поколения

AvtoRevizorro раскрыл схему обмана клиентов через благотворительность

РБК
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни 20 легендарных мультфильмов для всех возрастов, которые должен посмотреть каждый хоть раз в жизни

Мультики, которые стоит посмотреть всем вне зависимости от возраста

Правила жизни
Святая обитель Святая обитель

Остров Валаам – место притяжения паломников, историков и археологов

Отдых в России
Как скопировать и вставить таблицу в Экселе Как скопировать и вставить таблицу в Экселе

Как скопировать таблицу в Эксель так, чтобы все осталось на своих местах

CHIP
Культ личности Культ личности

Как повысить самооценку и изменить жизнь к лучшему

Лиза
От бобра до банкротства: 1670–2025 От бобра до банкротства: 1670–2025

История самой старой компании Северной Америки

Деньги
Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП Одно из самых опасных транспортных средств: как погибла Мэри Уорд — первая в мире жертва автомобильного ДТП

Кто такая Мэри Уорд и как она связана с первым в мире ДТП

ТехИнсайдер
Свидание с Россией Свидание с Россией

Губернатор Ярославской области — чем заняться и где остановиться в регионе

RR Люкс.Личности.Бизнес.
Урожаи вырастут на поливе Урожаи вырастут на поливе

Что сдерживает распространение ирригационных технологий

Агроинвестор
Поклон Осаке Поклон Осаке

Футуристическая, эксцентричная Осака сохранила дух настоящего нонконформизма

Y Magazine
Завтра наступит сегодня Завтра наступит сегодня

Примеряемся к автомобилям из области фантастики

Moodboard
Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты» Группа GORODA: «В России есть достойные музыканты»

Группа GORODA стремительно ворвалась на музыкальную сцену, став ярким открытием

ЖАРА Magazine
Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета Крыло, похожее на тюльпан, – винт вертолета

Как всего два винта делают вертолёт летающей машиной?

Наука и техника
Пинты лиха Пинты лиха

Культура Туманного Альбиона кроется в акцентах — в том числе и музыкальных

Weekend
Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия Дышать или не дышать: насколько эффективна дорогостоящая ксенонотерапия

Ксенонотерапия: что это за метод, безопасен ли он и насколько полезен в лечении?

Forbes
Новая жизнь – это чудо Новая жизнь – это чудо

Наталья Мачарашвили помогла появиться на свет более чем 10 тыс. детей

Лиза
Выживет ли грузинский прагматизм Выживет ли грузинский прагматизм

Как Тбилиси не остаться на обочине и сохранить взвешенную внешнюю политику

Монокль
Я поднимаю свой — вокал Я поднимаю свой — вокал

Вечный спор физиков и лириков: можно ли стать певцом в зрелом возрасте?

ЖАРА Magazine
Начало Руси Начало Руси

Подъезжая к Пскову, можно увидеть стелу в виде огромного парашюта

Отдых в России
Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить» Nkeeei: «Хочется в темпе событий успевать по-человечески жить»

Музыкант nkeeei — о сольном творчестве и работе вместе с uniqe и ARTEM SHILOVETS

ЖАРА Magazine
Открыть в приложении