Форте, фортиссимо
Рокко Форте — из тех бизнесменов, которые не могут усидеть на месте, и, похоже, это фамильная черта. Мы встретились с сэром Рокко и тремя его детьми — Лидией, Айрин и Чарльзом, чтобы поговорить о семейном бизнесе, путешественниках-миллениалах и отелях будущего
Сэр Рокко умеет держать удар. Отличный фехтовальщик в юности, он едва не попал в британскую олимпийскую сборную, увлекшийся триатлоном после 50, он участвовал в Iron Man, а в бизнесе прошел огонь и воду. Разве что медных труб ему досталось меньше, чем проблем и испытаний.
Его отец лорд Чарльз Форте (тоже отжимавшийся каждое утро в возрасте 92 лет) в 1934 году открыл молочный бар на лондонской Риджентстрит, а в начале 90-х владел 400 ресторанами и 800 отелями разных категорий, включая такие легенды, как George V и Plaza Athenee в Париже, The Ritz в Мадриде и Hotel Eden в Риме.
В 1983 году Рокко Форте возглавил семейный бизнес, а в 1996-м, в тот самый момент, когда он затеял структурные изменения в компании, ее поглотил конгломерат Granada. Форте потерял контроль над империей отца, но не опустил руки. На оставшиеся деньги он начать строить собственный отельный бренд Rocco Forte Hotels. Сегодня в него входят 11 роскошных отелей, в их числе Brown’s в Лондоне, Hotel de Rome в Берлине, Astoria в Санкт-Петербурге и курорт Verdura Resort на Сицилии.
Глобальный экономический кризис сильно повлиял на бизнес, пришлось отменить многие анонсированные и амбициозные проекты, но к этому моменту сэр Рокко знал, что за падениями следуют взлеты. «В 2009-м наша прибыль упала на 40%. Я оказался в долгах, проблем было много. Моя сестра сказала: „Это конец“. Мне повезло договориться с друзьями о займах, так что уже через год дела начали возвращаться в норму. Всего потребовалось усердно работать четыре года и продать один из отелей, чтобы выйти из долговой ямы. Совет бизнесменам — сохраняйте видение своего дела, верьте в него и будьте упорны. Ваша уверенность заражает окружающих, четко давайте им понять, что делать. Именно поэтому всегда нужно заниматься „полевой работой“. Если ты требуешь чего-то от сотрудников, показывай это на собственном примере. Управляющие должны максимально ясно понимать специфику бизнеса, а для этого лучше начинать с „низовой“ работы. Своих детей я воспитывал в том же духе: давал им попрактиковаться на вступительных позициях. Я не заставлял их идти в гостиничный бизнес, они сами сделали этот выбор», — не без гордости рассказывает сэр Рокко.