Новая японская волна пока не докатилась до России, но в мире все обсуждают новые марки, магазины и портных из Страны Восходящего Солнца.

The RakeМода

Академия / Япония

Японская волна

Без малого две сотни лет назад Япония открылась миру, подняв волну интереса к своей культуре, которая значительно повлияла на западное искусство и моду. Это влияние имело и обратное действие — японцы переоделись в европейские костюмы, но смогли сохранить кимоно и вообще удивительную аутентичность. The Rake констатирует подъем новой японской волны в моде и представляет гид по лучшим beoke-ателье, магазинам, модным маркам, а также галереям, музеям и ресторанам Страны Восходящего Солнца.

Искусство кимоно

От традиции — к современности

Текст: Наталья Черезова

Всякая традиционная одежда — отражение культуры, ее породившей. Любое культурное, социальное изменение ведет за собой изменения в одежде: манере кроя, выборе ткани и цвета. Открыв страну в эпоху Мэйдзи, японцы открылись для перемен и новых заимствований: западный костюм вошёл в обиход под названием ёфуку — и со временем он стал таким же привычным, каким когда-то был костюм традиционный, вафуку.

Европейская одежда может быть удобнее, практичнее, проще, но традиционный костюм по-прежнему жив, моден и актуален. Звенят бубенчики на сандалиях окобо, которые носят ученицы гейш, неспешно идущие по улочкам квартала Гион-кобу, поддерживая подол ки моно. В День Совершеннолетия улицы Токио заполняются двадцатилетними девушками в ярких, пестрящих узорами кимоно. В день свадьбы дочери или сына мать надевает простое и изящное куротомэсодэ — черное парадное кимоно с неброским вышитым узором по подолу, иногда практически незаметным, спрятанным от невнимательного глаза. Жених надевает черное свадебное кимоно, невеста — белоснежное.

Японское кимоно в конце XIX века вошло в моду в качестве домашней одежды среди европейцев, увлеченных экзотизмом. На ebay можно найти современные и винтажные варианты шелковых хаори (накидка, надеваемая поверх кимоно). Это хаори с рисунком демона на подкладке было куплено за 68 USD.

Эпоха Хэйан, начавшаяся в IX веке, сохранила в  текстах художественной литературы подробные описания многослойных, объемных одежд знати и государственных чиновников. И хотя цвета костюма, материал и элементы были строго регламентированы, необходимо было уметь подобрать цветовое сочетание. Аристократки не могли показывать лицо на людях, а потому на всех мероприятиях скрывались за ширмами, видны были лишь подолы их нарядов или струящаяся ткань рукавов, по ним и судили о красоте. Цветовые сочетания получали сезонные названия, например «Желтая хризантема» — сочетание для зимы, где из-под пурпурных одежд выступают слои бледно-желтого и зеленого цвета.

Позднее сезонность проникла и в выбор узора. Поэтическая техника утамакура — слова, связанные с конкретными образами времен года или даже известной местности, — находит свое отражение и в искусстве оформления одежды. Красные листья клена на водной глади — изображение реки Тацута, деревья цветущей вишни — долины Ёсино, сосны на берегу моря и врата тории — храма Сумиёси. Мотивы классической прозы и поэзии также служили вдохновением для узоров.

Эпоха Эдо приносит новые запреты, регламентируя выбор цвета и ткани. Простым жителям дозволялось носить верхнее кимоно, сшитое из хлопка нейтральных оттенков. У богатых горожан остается одна возможность блеснуть достатком — богато украшенная подкладка кимоно или накидки хаори, расписанное нижнее кимоно дзюбан. Спрятанный узор — яркая иллюстрация эстетики урамасари, да и японского взгляда на красоту в целом.

С разрешением носить шелковую одежду всем слоям населения в моду входит техника рёдзума — полы кимоно расписываются с двух сторон, с лица и с изнанки, получается четыре повторяющихся рисунка, но виден лишь один — вместе с изнанкой скрывается и рисунок на правой половине подола.

Мужское хаори и сегодня однотонное, но подкладка его традиционно делается из яркой ткани или украшается узором: пейзажи, бытовые предметы, военная техника и даже эротические сценки. Щегольнуть скрытой роскошью можно, например, в общественных банях, снимая или надевая верхнюю одежду. То, что видно лишь мельком, представляется японцам поистине прекрасным.

Маленький Неаполь в Токио

В Японии зарождается новая волна интереса к портновскому делу. Пока она не превратилась в цунами, мы отправились на поиск ее источников в ателье Ciccio Japan, которым владеет молодой мастер Нориюки Уэки.

В богатом районе Токио Аояма обычно не протолкнуться — собьют с ног либо белые воротнички в черных костюмах, бегущие после обеда из раменной, либо разодетые модники, которые всем своим видом напрашиваются на фото. Но пройдя от метро мимо женского колледжа, выходишь к кварталам в один-два этажа, наполненным просторными бутиками. Еще несколько минут блуждания по переулкам — и вот оно, ателье, где работает один из самых известных сегодня японских портных.

Прозвище «Чиччо» Нориюки получил, когда учился в Неаполе. Сначала его наставлял Луиджи Далькуоре (Sartoria Dalcuore), после — Антонио Паскарьелло. Он-то и нарек молодого японца уменьшительным именем от итальянского «Франческо». С тех пор прозвище закрепилось за Уэки и стало названием его ателье.

Чиччо в разговоре непривычно скромен, даже застенчив. И дело не только в том, что его английский не слишком хорош. Возникает ощущение, что он подбирает каждое слово так, чтобы отразить мысль с максимальной точностью. В этом есть что-то очень японское — когда немногословность, неторопливость и почти торжественная ответственность за каждое свое действие идут рука об руку.

Естественно, искать в Ciccio мифический крой «японского» стиля не приходится — в нем доминирует южно-итальянский почерк. Но вы не уйдете отсюда с точно таким же костюмом, какой сделали бы вам в неаполитанской Кьяйе, у ателье есть своя манера. Накладные карманы здесь редкость, Уэки-сан предпочитает прямые прорезные — совсем без клапанов. Они визуально облегчают нижнюю часть пиджака и заставляют взгляд скользить по силуэту, фактически не замечая бедер владельца. Зато область груди подчеркнута: лацканы мягко перегибаются выше пуговицы, сильно расширяются кверху и переходят в линию раскепа, неожиданно наклоненную относительно уступа лацкана. О том, есть ли в ней функциональный смысл, Чиччо не говорит — видимо, решение чисто эстетическое. Пиджаки застегиваются по известному неаполитанскому принципу «2,5 пуговицы», когда петли три, но верхняя остается декоративной. Ее, кстати, здесь обметывают не со стороны полочки, а со стороны подборта — чтобы смотрелась аккуратнее. Петли каплеобразны: на них нет выраженного «глазка», — что также делает вещи Чиччо узнаваемыми.

Нехарактерно для Неаполя и расположение нагрудной вытачки — здесь ее выполняют под углом (а не вертикально, как обычно) и ближе к боку, прямо как во флорентийском ателье Liverano & Liverano. Впрочем, бортовая прокладка здесь не такая жесткая, как у флорентийцев, а вот воротник плотный и формоустойчивый. V-образный вырез на бортовке, который большинство портных располагают у плечевого шва, здесь нестандартно перенесен к пройме — в область плечевого сустава. Этому Чиччо научил тот же Паскарьелло. Полочка и бочок представляют собой цельную деталь с уже упомянутыми вытачками. При таком крое нижняя часть пиджака заметно расширяется, создавая силуэт песочных часов.

По мнению Чиччо, основной постулат японского мужского стиля — погоня за высоким уровнем технологии и исполнения, а не за модой. В этом смысле ателье точно соответствует требованиям клиентов: стиль вещей здесь единообразен, а каждый из частых ручных стежков беспрецедентно аккуратен. По соображениям той же «чистоты» в мастерской не делают spalla camicia, «рубашечное плечо» пиджака со складками водопадом — лучше, как считает Уэки-сан, смотрится естественная линия с мягким подокатником из флиса. Аккуратность работы и есть главное отличие от неаполитанских ателье, где она иногда отходит на второй план в угоду скорости производства.

Несмотря на итальянские корни, здесь не чураются и элементов британского стиля: на вешалке висит охотничье пальто с рукавом реглан из плотного твида в елочку и формальный честерфилд из верблюжьей шерсти — такие с трудом представишь в теплом и влажном климате Токио, но клиентам-англофилам нравится. Кстати, костюмную шерсть Нориюки тоже в основном заказывает из Англии и Шотландии. Нориюки самостоятельно кроит, утюжит и сметывает пиджаки и брюки вместе с двумя другими мастерами, только рубашки отшивают для клиентов в отдельной мастерской в Осаке. Ателье также предлагает готовые аксессуары — семислойные галстуки из модного грубого шелка и тонкой шерсти Seven Fold и обувь от японского мастера Хидэтаки Фукайи (Il Micio) с фирменными угловатыми мысками. Обе марки базируются во Флоренции.

Уэки-сан скромен не только на словах: здесь ни один пиджак не дополнен видимым ярлыком ткани или ателье. Только заглянув внутрь кармана, можно увидеть имя клиента и название мастерской. И хотя Ciccio Japan не единственное ателье, где бренд не выставляют напоказ, здесь эта деталь наилучшим образом отражает характер хозяина. Заказать костюм у Чиччо обойдется в 580 000 йен, то есть около 300 000 рублей.

Записки у изголовья

Читая знаменитое произведение Сэй-Сёнагон, трудно поверить, что с момента его написания прошла почти тысяча лет, — настолько живым и современным оно кажется. Помимо невероятной поэтики и примечательных деталей быта императорского двора, оно содержит множество остроумных замечаний относительно костюма, этикета и, выражаясь современным языком, предметов роскоши.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Богатейшие люди царской России Богатейшие люди царской России

К началу XX века богатейшими людьми были не аристократы, а предприниматели

Дилетант
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Разрешение на отцовство Разрешение на отцовство

Эссе Фредерика Бегбедера

Esquire
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний Пластыри от прыщей: как они устроены и действительно ли помогают избавиться от высыпаний

Работают ли патчи от прыщей или это просто маркетинг?

ТехИнсайдер
Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза Потепление океана оказалось угрозой для бактериального фотосинтеза

Вода теплее 28 градусов приведет к коллапсу популяций цианобактерий

N+1
Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать Вода в топливном баке: чем опасна, как убрать и чем это лучше сделать

Как действовать, если вода в значимых количествах попала в бензобак?

РБК
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Грибы Грибы

Полны белка и клетчатки: чем полезны грибы и как их готовить?

Здоровье
Сталь ждет восстановления Сталь ждет восстановления

Что способствует росту производства стали в России

Ведомости
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей Последнее думающее поколение. Кто на самом деле воспитывает наших детей

Как ИИ становится цифровым воспитателем

Inc.
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР Равнодушные сотрудники и старые технологии: за что Sony не полюбил СССР

Визит Акио Мориты в СССР: почему советские рабочие отпугнули основателя Sony

ТехИнсайдер
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Я тебя понимаю Я тебя понимаю

Когда рядом есть люди, которые могут выслушать и понять, это и есть эмпатия

Лиза
Александр Ведяхин: «Экспорт российских ИИ-решений – стратегически важная задача» Александр Ведяхин: «Экспорт российских ИИ-решений – стратегически важная задача»

Какова роль России в развитии сотрудничества стран БРИКС в сфере ИИ?

Ведомости
Ярослава Тринадцатко Ярослава Тринадцатко

Ярослава Тринадцатко: впервые попробовала себя в стендапе в 2014 году

Правила жизни
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Нарядный лаконизм Нарядный лаконизм

Автор проекта полностью переосмыслила пространство этой квартиры

Идеи Вашего Дома
Мужское здоровье глазами врача Мужское здоровье глазами врача

Почему мужчины реже проходят профилактические обследования?

Здоровье
Тбилисские гости Тбилисские гости

«Наша жизнь состоит из моментов, когда ты встречаешься с друзьями»

Seasons of life
Мария Маркова Мария Маркова

Мария Маркова, актриса театра и кино, стендап-комик

Правила жизни
«Холодный мир – это наше достояние» «Холодный мир – это наше достояние»

Что такое криосфера? Можно ли использовать знания о ней в повседневной жизни?

Знание – сила
Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности Пища для лайков: что такое перформативное питание и как еда транслирует наши ценности

Чем мы рискуем, подчиняя наш рацион заботе об имидже?

Forbes
Елизавета Варвара Аранова Елизавета Варвара Аранова

Стендап-комик, сценарист, режиссер и креативный продюсер

Правила жизни
Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом Телескоп Chandra показал, что творится внутри звезды перед ее гибельным взрывом

Драма за часы до взрыва звезды

ТехИнсайдер
Открыть в приложении