Новая японская волна пока не докатилась до России, но в мире все обсуждают новые марки, магазины и портных из Страны Восходящего Солнца.

The RakeМода

Академия / Япония

Японская волна

Без малого две сотни лет назад Япония открылась миру, подняв волну интереса к своей культуре, которая значительно повлияла на западное искусство и моду. Это влияние имело и обратное действие — японцы переоделись в европейские костюмы, но смогли сохранить кимоно и вообще удивительную аутентичность. The Rake констатирует подъем новой японской волны в моде и представляет гид по лучшим beoke-ателье, магазинам, модным маркам, а также галереям, музеям и ресторанам Страны Восходящего Солнца.

Искусство кимоно

От традиции — к современности

Текст: Наталья Черезова

Всякая традиционная одежда — отражение культуры, ее породившей. Любое культурное, социальное изменение ведет за собой изменения в одежде: манере кроя, выборе ткани и цвета. Открыв страну в эпоху Мэйдзи, японцы открылись для перемен и новых заимствований: западный костюм вошёл в обиход под названием ёфуку — и со временем он стал таким же привычным, каким когда-то был костюм традиционный, вафуку.

Европейская одежда может быть удобнее, практичнее, проще, но традиционный костюм по-прежнему жив, моден и актуален. Звенят бубенчики на сандалиях окобо, которые носят ученицы гейш, неспешно идущие по улочкам квартала Гион-кобу, поддерживая подол ки моно. В День Совершеннолетия улицы Токио заполняются двадцатилетними девушками в ярких, пестрящих узорами кимоно. В день свадьбы дочери или сына мать надевает простое и изящное куротомэсодэ — черное парадное кимоно с неброским вышитым узором по подолу, иногда практически незаметным, спрятанным от невнимательного глаза. Жених надевает черное свадебное кимоно, невеста — белоснежное.

Японское кимоно в конце XIX века вошло в моду в качестве домашней одежды среди европейцев, увлеченных экзотизмом. На ebay можно найти современные и винтажные варианты шелковых хаори (накидка, надеваемая поверх кимоно). Это хаори с рисунком демона на подкладке было куплено за 68 USD.

Эпоха Хэйан, начавшаяся в IX веке, сохранила в  текстах художественной литературы подробные описания многослойных, объемных одежд знати и государственных чиновников. И хотя цвета костюма, материал и элементы были строго регламентированы, необходимо было уметь подобрать цветовое сочетание. Аристократки не могли показывать лицо на людях, а потому на всех мероприятиях скрывались за ширмами, видны были лишь подолы их нарядов или струящаяся ткань рукавов, по ним и судили о красоте. Цветовые сочетания получали сезонные названия, например «Желтая хризантема» — сочетание для зимы, где из-под пурпурных одежд выступают слои бледно-желтого и зеленого цвета.

Позднее сезонность проникла и в выбор узора. Поэтическая техника утамакура — слова, связанные с конкретными образами времен года или даже известной местности, — находит свое отражение и в искусстве оформления одежды. Красные листья клена на водной глади — изображение реки Тацута, деревья цветущей вишни — долины Ёсино, сосны на берегу моря и врата тории — храма Сумиёси. Мотивы классической прозы и поэзии также служили вдохновением для узоров.

Эпоха Эдо приносит новые запреты, регламентируя выбор цвета и ткани. Простым жителям дозволялось носить верхнее кимоно, сшитое из хлопка нейтральных оттенков. У богатых горожан остается одна возможность блеснуть достатком — богато украшенная подкладка кимоно или накидки хаори, расписанное нижнее кимоно дзюбан. Спрятанный узор — яркая иллюстрация эстетики урамасари, да и японского взгляда на красоту в целом.

С разрешением носить шелковую одежду всем слоям населения в моду входит техника рёдзума — полы кимоно расписываются с двух сторон, с лица и с изнанки, получается четыре повторяющихся рисунка, но виден лишь один — вместе с изнанкой скрывается и рисунок на правой половине подола.

Мужское хаори и сегодня однотонное, но подкладка его традиционно делается из яркой ткани или украшается узором: пейзажи, бытовые предметы, военная техника и даже эротические сценки. Щегольнуть скрытой роскошью можно, например, в общественных банях, снимая или надевая верхнюю одежду. То, что видно лишь мельком, представляется японцам поистине прекрасным.

Маленький Неаполь в Токио

В Японии зарождается новая волна интереса к портновскому делу. Пока она не превратилась в цунами, мы отправились на поиск ее источников в ателье Ciccio Japan, которым владеет молодой мастер Нориюки Уэки.

В богатом районе Токио Аояма обычно не протолкнуться — собьют с ног либо белые воротнички в черных костюмах, бегущие после обеда из раменной, либо разодетые модники, которые всем своим видом напрашиваются на фото. Но пройдя от метро мимо женского колледжа, выходишь к кварталам в один-два этажа, наполненным просторными бутиками. Еще несколько минут блуждания по переулкам — и вот оно, ателье, где работает один из самых известных сегодня японских портных.

Прозвище «Чиччо» Нориюки получил, когда учился в Неаполе. Сначала его наставлял Луиджи Далькуоре (Sartoria Dalcuore), после — Антонио Паскарьелло. Он-то и нарек молодого японца уменьшительным именем от итальянского «Франческо». С тех пор прозвище закрепилось за Уэки и стало названием его ателье.

Чиччо в разговоре непривычно скромен, даже застенчив. И дело не только в том, что его английский не слишком хорош. Возникает ощущение, что он подбирает каждое слово так, чтобы отразить мысль с максимальной точностью. В этом есть что-то очень японское — когда немногословность, неторопливость и почти торжественная ответственность за каждое свое действие идут рука об руку.

Естественно, искать в Ciccio мифический крой «японского» стиля не приходится — в нем доминирует южно-итальянский почерк. Но вы не уйдете отсюда с точно таким же костюмом, какой сделали бы вам в неаполитанской Кьяйе, у ателье есть своя манера. Накладные карманы здесь редкость, Уэки-сан предпочитает прямые прорезные — совсем без клапанов. Они визуально облегчают нижнюю часть пиджака и заставляют взгляд скользить по силуэту, фактически не замечая бедер владельца. Зато область груди подчеркнута: лацканы мягко перегибаются выше пуговицы, сильно расширяются кверху и переходят в линию раскепа, неожиданно наклоненную относительно уступа лацкана. О том, есть ли в ней функциональный смысл, Чиччо не говорит — видимо, решение чисто эстетическое. Пиджаки застегиваются по известному неаполитанскому принципу «2,5 пуговицы», когда петли три, но верхняя остается декоративной. Ее, кстати, здесь обметывают не со стороны полочки, а со стороны подборта — чтобы смотрелась аккуратнее. Петли каплеобразны: на них нет выраженного «глазка», — что также делает вещи Чиччо узнаваемыми.

Нехарактерно для Неаполя и расположение нагрудной вытачки — здесь ее выполняют под углом (а не вертикально, как обычно) и ближе к боку, прямо как во флорентийском ателье Liverano & Liverano. Впрочем, бортовая прокладка здесь не такая жесткая, как у флорентийцев, а вот воротник плотный и формоустойчивый. V-образный вырез на бортовке, который большинство портных располагают у плечевого шва, здесь нестандартно перенесен к пройме — в область плечевого сустава. Этому Чиччо научил тот же Паскарьелло. Полочка и бочок представляют собой цельную деталь с уже упомянутыми вытачками. При таком крое нижняя часть пиджака заметно расширяется, создавая силуэт песочных часов.

По мнению Чиччо, основной постулат японского мужского стиля — погоня за высоким уровнем технологии и исполнения, а не за модой. В этом смысле ателье точно соответствует требованиям клиентов: стиль вещей здесь единообразен, а каждый из частых ручных стежков беспрецедентно аккуратен. По соображениям той же «чистоты» в мастерской не делают spalla camicia, «рубашечное плечо» пиджака со складками водопадом — лучше, как считает Уэки-сан, смотрится естественная линия с мягким подокатником из флиса. Аккуратность работы и есть главное отличие от неаполитанских ателье, где она иногда отходит на второй план в угоду скорости производства.

Несмотря на итальянские корни, здесь не чураются и элементов британского стиля: на вешалке висит охотничье пальто с рукавом реглан из плотного твида в елочку и формальный честерфилд из верблюжьей шерсти — такие с трудом представишь в теплом и влажном климате Токио, но клиентам-англофилам нравится. Кстати, костюмную шерсть Нориюки тоже в основном заказывает из Англии и Шотландии. Нориюки самостоятельно кроит, утюжит и сметывает пиджаки и брюки вместе с двумя другими мастерами, только рубашки отшивают для клиентов в отдельной мастерской в Осаке. Ателье также предлагает готовые аксессуары — семислойные галстуки из модного грубого шелка и тонкой шерсти Seven Fold и обувь от японского мастера Хидэтаки Фукайи (Il Micio) с фирменными угловатыми мысками. Обе марки базируются во Флоренции.

Уэки-сан скромен не только на словах: здесь ни один пиджак не дополнен видимым ярлыком ткани или ателье. Только заглянув внутрь кармана, можно увидеть имя клиента и название мастерской. И хотя Ciccio Japan не единственное ателье, где бренд не выставляют напоказ, здесь эта деталь наилучшим образом отражает характер хозяина. Заказать костюм у Чиччо обойдется в 580 000 йен, то есть около 300 000 рублей.

Записки у изголовья

Читая знаменитое произведение Сэй-Сёнагон, трудно поверить, что с момента его написания прошла почти тысяча лет, — настолько живым и современным оно кажется. Помимо невероятной поэтики и примечательных деталей быта императорского двора, оно содержит множество остроумных замечаний относительно костюма, этикета и, выражаясь современным языком, предметов роскоши.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Геолог на Марсе Геолог на Марсе

Каково работать бок о бок с Curiosity в марсианской пустыне

Популярная механика
Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников Цифровой «наставник»: почему бизнесу выгоднее обучать, а не увольнять сотрудников

Переквалификация превращается в главный инструмент устойчивости компаний

Forbes
Том второй Том второй

Повстречавшись в Лос-Анджелесе с Томом Фордом, корреспондент The Rake расспросила его о новом фильме, моде, порно-шике и о том, в чем Форд расхаживает по дому, когда никто не видит.

The Rake
В сосновом бору В сосновом бору

Настоящий гимн природе в интерьере загородного дома в пригороде Новосибирска

SALON-Interior
Одежда и надежды Одежда и надежды

Красивые книги о моде

Weekend
Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети? Что такое ИИ-агент, и чем он отличается от обычной нейросети?

ИИ-агенты сильно упростят нам жизнь — если, конечно, научатся корректно работать

CHIP
История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета История культового символа Лондона: почему телефонные будки красного цвета

Почему телефонные будки Лондона окрашены именно в яркий красный цвет?

ТехИнсайдер
Дэвид Хокни: большой всплеск Дэвид Хокни: большой всплеск

В 88 лет Дэвид Хокни сумел остаться актуальным в XXI веке

Монокль
Почему свистит ремень генератора и как его проверить Почему свистит ремень генератора и как его проверить

Свистит ремень генератора: что делать и как проверить

РБК
Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей Ложные вампиры обнялись и поделились друг с другом пищей

Социальное поведение ложныех вампиров оказалось неожиданно сложным

N+1
Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет Вечная молодость: 7 легендарных внедорожников, которые выпускались более 20 лет

Автотитаны, которые десятилетиями остаются на конвейере

4x4 Club
Стресс на работе: как распознать и что делать Стресс на работе: как распознать и что делать

Основные факторы возникновения стресса на работе и его влияние на организм

Inc.
От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой От Чувака до Гарфилда: 13 киногероев, которые сделали лень культовой

Киногерои, чье бездействие стало зеркалом тревог и надежд целых поколений

Правила жизни
Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной Простой шаг, который сделает еду, разогретую в микроволновке, по-настоящему вкусной

Зачем менять уровень мощности СВЧ-печи?

VOICE
Рассказ солдата Рассказ солдата

Воспоминания Георгия Немчинова о войне на передовой

Знание – сила
Мост в небесах Мост в небесах

Некоторые современные мосты сооружают только для того, чтобы заинтриговать

Знание – сила
Новые горизонты Новые горизонты

Комфортные и надежные: эти машины идеально подходят для путешествий по России

Men Today
Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета Употребление картофеля фри связали с ростом риска сахарного диабета

Регулярное употребление картофеля фри связано с риском сахарного диабета

N+1
В своем праве В своем праве

Как вернуть деньги за некачественный товар или услугу

Лиза
Австралийские птицы отличились несоответствием между генетическим и фенотипическим полом Австралийские птицы отличились несоответствием между генетическим и фенотипическим полом

Реверсия пола наблюдалась почти у пяти процентов особей австралийских птиц

N+1
«Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой «Покажи ручку!» 3 причины приучить себя подавать сигналы рукой

Несколько важных причин подавать сигналы рукой, когда едешь на велосипеде

ТехИнсайдер
Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»… Мысль как вечное движение, – или «Что такое интеллигенция»…

Беседа с Константином Кедровым о немецком философе Гегеле

Знание – сила
«Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова «Был честен с собой и со своим ремеслом»: каким был путь в искусстве Карла Брюллова

Каким был путь в искусстве Карла Брюллова и как его показывают в музеях

Forbes
Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал» Владимир Потанин: «Деньги — это просто строительный материал»

Владимир Потанин о жизни, главных качествах бизнесмена и жадности

Men Today
Лидер в эпоху перемен Лидер в эпоху перемен

Как стать лидером, за которым пойдут остальные

Men Today
Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз Американец начал употреблять бром по совету ChatGPT и заработал психоз

Мужчина заработал психоз после совета ChatGPT

N+1
Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя» Анна Тараторкина: «Я осознавала с рождения исключительность своего папы, но никогда не переводила это на себя»

«В театре сложно первые 20 лет, а остальные 20 — еще сложнее»

Коллекция. Караван историй
Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре Безмолвный пациент, или вакцинация в аквакультуре

Кто, как и зачем вакцинирует рыб в аквахозяйствах?

Наука и жизнь
Разложение и изложение Разложение и изложение

«Саван» — очередной самый неоднозначный фильм Дэвида Кроненберга

Weekend
Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года Анализ ДНК выявил болезнь, погубившую солдат Наполеона во время войны 1812 года

Традиционное представление, что армию Наполеона погубил сыпной тиф, опровержено

ТехИнсайдер
Открыть в приложении