Тайные едаголики: о чем говорят наши пристрастия в еде
Если сыр, то непременно пармезан, а если орехи — то миндаль или кешью… Некоторые из нас с трудом выдерживают даже пару дней без любимой еды. Откуда такое пристрастие — не к перекусам как таковым, а именно к определенным продуктам? Рассказывает нутрициолог.
Кто из нас не говорил: «Меня так тянет на…», упоминая дальше какой-то конкретный продукт, скажем, халву, сыр, соленые снеки или орешки. Если у нас есть такие четкие предпочтения, стоит ли подозревать у себя зависимость от еды? Можно ли избавиться от привычки перекусывать тем или иным продуктом? Давайте разбираться, в чем проблема и как ее решить с точки зрения современной науки о питании.
Существует ли зависимость от еды?
Если говорить о зависимости как медицинском термине, то в отношении продуктов его применять неверно. Конечно, очень удобно сложить всю вину за качество своего питания на зависимость: можно не разбираться в причинах избыточного потребления пищи и не пытаться работать над качеством рациона.
Но согласно классификации ВОЗ, термин «зависимость» применим лишь в случае постоянного и непреодолимого желания употреблять определенные психоактивные вещества и невозможности без них качественно продолжать социальную жизнь. Люди, которые перекусывают сыром или кешью, вряд ли тратят большую часть своего времени на поиск этих продуктов и отказываются от любых удовольствий.
Сырная ловушка
В последнее время широко распространился миф о том, что сыр вызывает стойкую зависимость. Это убеждение подогрел бестселлер «Сырная ловушка» врача Нила Барнарда, в котором обсуждается теория зависимости от молочных продуктов.
В чем суть? Обнаружили, что при расщеплении молока А1 (из этого продукта изготавливают молочку) образуется пептид β-казоморфин-7. И предположили, что этот пептид попадает напрямую в мозг и стимулирует центры удовольствия. Постепенно стимуляции становится недостаточно, и нам хочется еще и еще сыра.