Адская стабильность. Что означает «отсутствие эволюции» у невероятного микроба-робинзона
Оказывается, законы эволюции не являются аксиомой — по крайней мере, для одного живого существа, обитающего на планете Земля
В одной из самых модных дисциплин сегодняшней биологии — сравнительной геномике — случилась настоящая сенсация. Излагая ее, даже иные респектабельные ресурсы не удержались от заголовков типа «найдены бактерии, которые не эволюционируют».
Существа, остающиеся практически неизменными в течение десятков и даже сотен миллионов лет — например, новозеландская гаттерия или рачок щитень, обитатель пересыхающих летних луж — были известны науке и раньше. Но в этих случаях речь шла лишь о неизменности морфологических признаков (поскольку других у окаменелостей нет). Между тем, для гаттерий, например, показано, что все это время у них исправно накапливались нейтральные мутации.
Ситуация же с «неэволюционирующей» бактерией оказалась принципиально иной. Но прежде, чем рассказать об этом, нужно сказать несколько слов о самой бактерии.
Бактерия эта называется Desulforudis audaxviator. Видовой эпитет audaxviator, позаимствованный из романа Жюль Верна «Путешествие к центру Земли», отражает местообитание микроба: впервые его обнаружили в 2008 году в заброшенной шахте золотого рудника Мпоненг (ЮАР) на глубине около 3 км. Он населяет подземные воды — горячие (около 60ºС), щелочные (рН 9,3) и радиоактивные, поскольку они омывают минералы, содержащие уран и другие радиоактивные элементы. Но в этих поистине адских условиях бактерия прекрасно себя чувствует, а радиацией в определенном смысле питается: излучение, разрушая молекулы воды, порождает свободный водород, которым бактерия восстанавливает сульфаты. Эта реакция — основа ее метаболизма, что и отражено в родовом названии Desulforudis. Впрочем, она способна также усваивать углерод из углекислого и угарного газов и муравьиной кислоты; связывать свободный азот, потреблять готовую органику и много еще что делать.