Какие новые механизмы продвижения и жанры в музыке подарила нам последняя декада

EsquireИстория

Стриминги и песни-мемы: как (и почему) изменилась музыка за последние 10 лет

Еще в 2000-х одним из главных поп-культурных сюжетов была история о том, как молодой талант встречает продюсера / влиятельного покровителя / попадает на телевидение — и становится известным. Но за последние 10 лет эта история перестала будоражить людские сердца. В 2010-х изменилось все: чтобы стать известным музыкантом, теперь нужен лишь интернет, телефон, упорство — и талант. В рамках совместного проекта Esquire и «Яндекс.Музыки», которая в этом году отмечает десятилетие, музыкальный критик и автор телеграм-канала «Всякая годная попса» Антон Вагин рассказывает, какие новые механизмы продвижения, жанры и имена в музыке подарила нам последняя декада.

Эпоха расцвета после эпохи застоя

Сегодня об этом редко вспоминают, но в 2000-х мировая музыкальная индустрия находилась в жестком кризисе. На протяжении всего десятилетия ее доходы стремительно падали: если в 2001 году в глобальном музыкальном бизнесе крутилось $23,4 миллиарда, то к 2009 году этот показатель упал до $15,6 миллиарда. Основной причиной такого драматического падения доходов стало снижение уровня физических продаж музыки, то есть CD-дисков, винила, аудиокассет и так далее, а также расцвет пиратских сайтов вроде Napster. Параллельно с этим в 2000-х назревала и стагнация в развитии самой музыки: новые звезды стали появляться все реже, а развитие новых жанров несколько замедлилось.

Деньги продолжили утекать из музыкальной индустрии и в 2010-х, однако именно в эти годы начинают активно расти доходы от нового вида распространения музыки — стриминговых сервисов, а также сайтов, на которых легально можно послушать практически любую музыку, и зачастую сделать это бесплатно. Стриминги вкупе с цифровыми продажами за последние десять лет смогли вернуть финансы музыкальной индустрии к уровню начала 2000-х, а доходы самих стримингов выросли в 28,5 раза: от $0,4 миллиарда в 2010 году до $11,4 миллиарда в 2019-м.

С притоком в индустрию новых денег в ней стали появляться и новые имена: они стали появляться даже не ежегодно и ежемесячно, а чуть ли не еженедельно. Для кого-то новый статус был давно желанной целью, а для кого-то — внезапностью, которую сделал возможной интернет. Как сказала Лана Дель Рей о своем клипе на песню Video Games, «если бы я знала, что видео посмотрят столько людей, то поработала бы над ним получше. Сделала бы прическу, макияж и постаралась бы не выглядеть такой надутой в кадре, чтобы люди не были все время заняты обсуждением моего лица».

Технологии изменили не только алгоритмы продвижения музыкантов, но и сам процесс создания песен. Если в 2000-х музыканты и мечтать не могли о том, чтобы записывать альбом прямо в своем телефоне или планшете, то сегодня это привычная реальность. Мобильные приложения вроде GarageBand стали использоваться, например, для записи альбомов таких исполнителей, как Gorillaz и Grimes, а Стив Лэйси, один из продюсеров альбома Кендрика Ламара DAMN., и вовсе сделал запись треков с помощью телефона своим главным творческим методом. С того же телефона любой музыкант теперь может за пару минут выложить свое произведение на суд буквально всему миру без помощи лейбла и, если повезет, в мгновение ока стать новой звездой если не международного, то хотя бы локального уровня.

Методы распространения музыки начали меняться еще в конце 2000-х, когда в США, а затем и по всему миру начался бум социальных сетей. Очень быстро они стали центральным элементом в любой маркетинговой кампании, а показателем успеха стало количество лайков, подписчиков и просмотров у того или иного исполнителя. Рекорды же просмотров и прослушиваний стали отдельным видом спорта среди музыкантов. Так, в 2012 году клип на трек Gangnam Style корейского исполнителя PSY стал самым просматриваемым роликом в истории YouTube, а затем — первым видео на сервисе, которое набрало 1 миллиард просмотров. Сам певец, хоть до того момента и был известен в Южной Корее, стал знаменитостью и на Западе, а его танец-мем из клипа быстро завирусился по всему интернету. Еще один рекорд принадлежит рэперу Lil Nas X с его композицией Old Town Road. Трек изначально получил популярность в TikTok, однако со временем вырвался за пределы платформы, став международным хитом. В 2019 году песня занимала первое место американского чарта Billboard Hot 100 на протяжении 19 недель, что по сей день является абсолютным рекордом. Кроме того, своеобразный жанр Old Town Road положил начало новой волне кантри-рэпа и породил множество подражателей.

Как добиться такого рекорда? Есть много разных способов. Когда буквально каждый человек на планете получает возможность показать себя, весь мир превращается в одно глобальное шоу талантов. Так, например, Шон Мендес, будучи 14-летним подростком, начал выкладывать на сервис Vine кавер-версии различных хитов и всего за несколько месяцев стал самым популярным музыкантом на этой платформе. Подобная история произошла и с Чарли Путом, который, помимо акустических каверов, публиковал также и комедийные зарисовки вместе с влогами. Кому-то, впрочем, хватало и просто выложить песни собственного сочинения, чтобы их заметили — именно это произошло у таких исполнителей, как The Weeknd, Билли Айлиш и Эд Ширан. Как вы знаете, теперь они собирают стадионы по всему миру.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Правила жизни Снуп Догга Правила жизни Снуп Догга

Правила жизни рэпера и продюсера Снуп Догга

Esquire
Tesla для всех Tesla для всех

Возможности новой Tesla Model 3

CHIP
Какие бывают бани и как они устроены Какие бывают бани и как они устроены

Русская баня, финская сауна, хамам и другие виды парных

Популярная механика
Она не боится Она не боится

«Идеальная женщина – это я. Ольга Бузова»

Playboy
«Город встанет до XXII века». Как мегаполисам избавиться от пробок «Город встанет до XXII века». Как мегаполисам избавиться от пробок

Проблемы, с которыми транспортная система не справляется

РБК
Магнитный бит перевернули за рекордное время Магнитный бит перевернули за рекордное время

В будущем магнитные носители информации будут быстрее и энергоэффективнее

N+1
Как за две недели собрать 10 млн рублей и заставить страну изменить почерк: интервью с создателем «Доброшрифта» Андреем Бузиной Как за две недели собрать 10 млн рублей и заставить страну изменить почерк: интервью с создателем «Доброшрифта» Андреем Бузиной

Создатель «Доброшрифта»: можно ли зарабатывать на благотворительности

Forbes
Какой ужас! Какой ужас!

Хоррор-отсылки в осенне-зимних коллекциях

Vogue
Покидая Интерзону: почему нам нужны писатели-бунтари? Покидая Интерзону: почему нам нужны писатели-бунтари?

Как возмутители спокойствия могут оздоровить современный интеллектуальный климат

РБК
Симулятор войны Симулятор войны

Современные дети не играют в войну, зато в нее играют их родители

Популярная механика
Медная река Медная река

Как работает брутальный бизнес Игоря Алтушкина

Forbes
От Волги до Енисея: как раскрыть кинематографичность российских регионов От Волги до Енисея: как раскрыть кинематографичность российских регионов

Как привлечь в российскую глубинку отечественные и зарубежные съемочные группы

Forbes
«Тюрьма — это отражение нашего общества». Интервью с автором первой российской документалки на Netflix «Тюрьма — это отражение нашего общества». Интервью с автором первой российской документалки на Netflix

Ангелина Голикова сняла фильм о легендарном санкт-петербургском СИЗО «Кресты»

Forbes
Пока огонь горит Пока огонь горит

Африка — колыбель человечества, а ЮАР — многонациональная и разнородная страны

Вокруг света
«Я была и обманутой женой, и изменницей, и любовницей» «Я была и обманутой женой, и изменницей, и любовницей»

Что такое любовный треугольник?

Psychologies
Николай Губенко. На скоростях Николай Губенко. На скоростях

Друзья и коллеги вспоминают Николая Губенко

Караван историй
Заветный термояд: новая эра атомной энергетики Заветный термояд: новая эра атомной энергетики

Как Россия помогает строить крупнейший термоядерный реактор в мире

Популярная механика
«Аудиалов», «визуалов» и «кинестетиков» не бывает «Аудиалов», «визуалов» и «кинестетиков» не бывает

Ученые развенчивают популярные мифы о мозге и обучении, в которые мы верим

Psychologies
Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист Джеймс Кэмерон: провидец, футуролог, реалист

Ждет ли человечество счастливый конец?

GQ
Когда пора к психологу Когда пора к психологу

Психологи рассказывают, как понять, что дружеская беседа уже не поможет

Psychologies
Настя Паутова Настя Паутова

Студентка Льва Эренбурга придумывает мемы про Бродского и Тарковского

Собака.ru
Осенняя бессонница: что делать, чтобы быстро уснуть Осенняя бессонница: что делать, чтобы быстро уснуть

Осенью днем мы все время хотим спать, а ночью не можем заснуть

Cosmopolitan
Адам Яндиев: «Уйду из спорта в политику!» Адам Яндиев: «Уйду из спорта в политику!»

Интервью с Адамом Яндиевым, российским бойцом смешанных единоборств

ЖАРА Magazine
Жить сегодня Жить сегодня

Четверо известных детей и подростков рассказали, что для них значит жить сегодня

Домашний Очаг
TikTok-хаусы для бабушек: как старшее поколение осваивает социальные сети и что это значит для брендов TikTok-хаусы для бабушек: как старшее поколение осваивает социальные сети и что это значит для брендов

Почему брендам пора считаться со старшей аудиторией и как с ней работать

Forbes
10 лет назад Билл Гейтс и Уоррен Баффетт пообещали раздать свои деньги. С тех пор их состояние удвоилось 10 лет назад Билл Гейтс и Уоррен Баффетт пообещали раздать свои деньги. С тех пор их состояние удвоилось

Почему благотворительная компания «Клятва дарения» не сработала?

Inc.
Присела на уши Присела на уши

Ты устала от жалоб на жизнь, но как отказать подруге?

Лиза
«Мы конкурируем с диваном»: директор Политеха Юлия Шахновская о борьбе с врагом любопытства, эзоповом языке и недопустимости очередей «Мы конкурируем с диваном»: директор Политеха Юлия Шахновская о борьбе с врагом любопытства, эзоповом языке и недопустимости очередей

Почему в России конкуренция между культурными институциями во многом иллюзорна?

Forbes
Матти Фридман: Безродные шпионы Матти Фридман: Безродные шпионы

Отрывок из книги Матти Фридмана о создании разведывательной службы Израиля

СНОБ
Открыть в приложении