Гид по метаверсу от Покраса
Блокчейн, крипта, нейросети, токены и NFТ — нет, мы, конечно, что-то в этом понимаем, но все-таки приблизительно. «Наш человек в метавселенной, я знаю, кто это», — директор отдела моды и искусства Ксения Гощицкая отправилась в мастерскую к художнику-каллиграфутуристу Покрасу Лампасу. Вот гид по безопасному и эффективному заселению в Web 3.0 — все там будем!
Только не смейся, но что такое метаверс?
Метаверс уже стал частью нашей жизни, просто не все еще об этом догадываются. По сути, это виртуальная среда, которой мы пользуемся давным-давно. Игры Second Life, Fortnite, DOTA, World of Warcraft, где участники на общем сервере коммуницировали друг с другом через 3D-аватары, решали совместные задачи и приходили к каким-то результатам, по факту были первыми метаверсами. В них можно было купить виртуальную валюту, обменять ее на цифровые предметы, но ничего из этого нельзя было перенести в другую игру или продать на сторонней площадке. Все изменил блокчейн — регистрация каждой виртуальной транзакции, децентрализация и появление криптоэкономики — технологичных валют вроде биткоина и эфириума, которые работают через смарт-контракты. На этом строится Web 3.0 — цифровые активы теперь можно использовать как внутри метаверс-площадок, так и на внешних маркетплейсах.
Как блокчейн и токен привели нас к переходу в Web 3.0?
Классическая экономическая система централизована и вертикальна: есть некий главный банк, он диктует правила, которым все остальные банки следуют. Блокчейн — децентрализованная горизонтальная система, где каждый участник является равноправным. Это цепочка блоков информации, где каждый новый блок верифицирует все предыдущие операции и обеспечивает прозрачность всех сделок — с 2011 года можно отследить абсолютно все транзакции до самого первого блока. Есть два типа верификации: proof of work (PoW) и proof of state (PoS). Первый подтверждается майнерами, которые обрабатывают транзакции и зарабатывают на комиссии, второй — участниками, которые уже заработали очень большие активы и ими подтверждают другие маленькие сделки. Блокчейн останется до тех пор, пока будет существовать цифровое пространство. Эта система интересна еще и тем, что к блокчейну можно привязать не только транзакцию, но и любую сопроводительную информацию. Так появился NFT — невзаимозаменяемый токен. Он — инструмент превращения цифрового объекта в актив, которым можно торговать на блокчейне или держать в личном криптокошельке. Например, я сделал фото бумажного красного стаканчика со своей черной каллиграфией, публикую его и пишу: «Покрас Лампас, художник и автор этого изображения им владеет». Все, этот блок информации будет существовать всегда в таком виде. Если кто-то скажет: «У меня тоже есть “стаканчик Покраса Лампаса”!», — и покажет эту картинку, мы отследим по записи блокчейна, что изображение было верифицированно мной. В этом фишка. Чтобы определить право владения активом, достаточно посмотреть информацию в блокчейне, которая доступна всем.
Зачем метавселенная нужна творческому человеку?
Я решил заселиться в метавселенную, потому что мне интересно будущее — я же каллиграфутурист. Можно жить, взаимодействуя с новой реальностью, понимать, описывать и менять правила игры, а можно ее просто не замечать. Я предпочитаю с ней взаимодействовать. Начал с соцсетей и игр, потом освоил технологии и блокчейн. Я все время делаю чек-лист: окей, мне сейчас нравится все тридэшное, золотое, серебристое, октохромное, невероятно нереалистичное. Как это интегрировать в письменность? Я придумываю новые формы букв и новые концепции, пытаюсь почувствовать, куда движется человечество в плане коммуникации, чтобы перепридумать свой стиль, интегрировать его в дизайн и одежду, сделать коллаборации. В цифровой области я пока еще маленький турист. Но я учусь у тех, кто разбирается, углубляюсь в сферу, которую не до конца понимаю, и стараюсь зафиксировать результат в своем творчестве. Благодаря моей открытости, все происходит нативно. Я не чувствую конфликта ни с собой, ни с теми, с кем работаю, ни с аудиторией, ни с профессиональным сообществом. У меня готовы несколько очень мощных релизов, в том числе сделанных с помощью генеративной графики нейросетей, например, серия metaverse objects. Но крипторынок сейчас в жестком кризисе, я дропну их не раньше осени. Меня не устраивает просто минтить изображения в NFT, хочется удивить чем-то таким, что сломает мозг!
Метаценности? Да! Комьюнити, прозрачность, шеринг, принятие, контекст и метамодерн.
Самое важное в криптомире — это круг общения, комьюнити. Раз в полгода я проверяю свои гипотезы, взаимодействуя с теми, кто глубоко в теме — только тогда я расту. Это важнее, чем самая фундаментальная информация, которую не на ком протестировать. Я близок к метасообществу и имею доступ к инсайдерской информации. Мне доверяют, как человеку, который тоже обладает некоторыми знаниями — так мы обмениваемся. Все ищут единомышленников и организуются в сообщества по интересам. Важен шеринг — желание поделиться. Раньше инсайдеры делились информацией либо за деньги, либо с очень узким кругом. А сейчас делать это бесплатно и публично считается крутым. Рассказывая о том, что ты умеешь, что востребовано, ты формируешь открытость рынка и становишься ролевой моделью.