Как избежать соблазна быть героем за счет других?

ForbesКультура

Снимите белое пальто: чем опасны хорошие люди и как не попасть в ловушку спасателя

Редакция Forbes

Фото Getty Images

Спасатели любят проблемы, потому что умеют их решать. Но часто забывают, что за проблемами есть живые люди. Как избежать соблазна быть героем за счет других и в чем разница между сочувствием и эмпатией — в отрывке из книги эксперта по психологии «хорошего человека» Долли Чуг «Снимите белое пальто. Что заставляет хороших людей самоутверждаться за счет окружающих и как этому противостоять».

Социальный психолог и профессор кафедры менеджмента школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета Долли Чуг считает, что хорошие люди переоценены, и гораздо правильнее стремиться к тому, чтобы быть «хорошеватым» (goodish). Под последним она имеет в виду человека, который осознает все свои несовершенства, не пытается казаться идеальным за счет других, а стремится поступать как можно лучше и по мере сил повышать свой моральный уровень.

Обложка книги
Долли Чуг

«Хорошие» же люди в рамках этой концепции — это те, кто внутренне убеждены, что они абсолютно прекрасны во всех отношениях и находятся на недосягаемой моральной высоте.

Даже самые хорошие люди иногда поступают «плохо», говорит Долли Чуг, но если чужие промахи мы легко замечаем, то свои собственные часто игнорируем, пребывая в иллюзии, что всегда ведем себя идеально, этично и непредвзято. В Школе бизнеса Стерна Чуг с коллегами больше 20 лет ведет исследования того, что она называет «психологией хороших людей», в частности, изучает нарративы о собственной идентичности.

В 2018 году она прославилась, произнеся революционную речь на TED Talk о том, как научиться признавать ошибки и становиться лучше, вместо того, чтобы быть «хорошим». Видео с этой лекцией набрало больше 5 млн просмотров, а вышедшая чуть позже книга рассказывает о тех же этических проблемах более подробно.

Книга Долли Чуг «Снимите белое пальто. Что заставляет хороших людей самоутверждаться за счет окружающих и как этому противостоять» выходит на русском языке в июле в издательстве «Бомбора». Forbes публикует отрывок.

Разные степени человечности

Первый шаг к тому, чтобы почувствовать связь с другим человеком — определить, кто человек, а кто — нет. Используя исследования МРТ, нейробиолог Джейсон Митчелл с коллегами каталогизировали автоматические процессы, которые использует наш мозг, чтобы различать людей и объекты. Если результат «человек», мозг идет дальше, определяя, насколько он «человечен».

Даже среди человеческих лиц мы выделяем некоторые как менее человечные, чем остальные, используя процесс, который психолог Катрина Финчер и ее соавторы называют «обесчеловечивание восприятия». В целом это различие между тем, чтобы увидеть лицо супруга или незнакомого бездомного. Обоих мы воспринимаем как людей, но мы можем не увидеть всю человечность за лицом бездомного. Мы с меньшей вероятностью посочувствуем его страданиям так же, как кому-то, кого мы идентифицируем как более близкого.

Финчер с коллегами отследили эту разницу вплоть до визуального восприятия. Они начали с того, как мы обычно смотрим на чье-то лицо, например, дома или на работе. В обычном случае мы видим лицо, и [подсознание] подключает мега-установку для общей обработки визуальных данных. Этот процесс позволяет нам отличать друг от друга тысячи лиц, даже если их обладатели меняют прическу или стареют. Мы узнаем микродвижения лицевых мышц и понимаем, какие из них сигнализируют о гневе, удивлении, испуге. Мы отслеживаем направление чужого взгляда с точностью, позволяющей определить отклонение фокуса на 1,3 градуса. И делаем все это быстрее, чем вы читаете это предложение.

Однако мы применяем это целостное мастерство обработки не к каждому. С большей вероятностью этот процесс запускается, когда мы воспринимаем человека как личность. Если не думать о нем как о личности или воспринять как угрозу, визуальное восприятие заработает иначе. Вместо общего анализа, позволяющего заметить малейшие нюансы, мы полагаемся на более фрагментарную обработку лиц. Мы видим черты лица — нос и глаза — как отдельные визуальные стимулы, а не часть целого. В результате когнитивный процесс определения мыслей, эмоций и мотивов этого трехмерного человеческого существа не включается. Мы буквально воспринимаем бездомного незнакомца меньше человеком.

Психологи считают, что обесчеловечивание восприятия играет функциональную роль в ситуации нужды и конкуренции. Когда нужно с кем-то бороться за ограниченное количество пищи, очень полезно не беспокоиться о его или ее человечности. Возможно, что утилитарная функция обесчеловечивания даже шире этого конкурентного контекста. Например, мы «кодируем» людей более низкого социального класса или другой расы, или тех, кто не входит в нашу группу (даже одной с нами расы) как менее человечных. Такие лица мы с большей вероятностью будем судить и наказывать. Обесчеловечивая кого-нибудь, мы более склонны причинять им боль и менее вероятно этим обеспокоимся. Психологически нам легче изолировать и наказывать их.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении