Подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио

EsquireКультура

Слушай, а не смотри: как всего за 10 лет появилась индустрия российских подкастов

 

Если интернет заменил нам телевидение, то подкасты уверенно идут к тому, чтобы занять в сердцах слушателей место радио (а отчасти — лекций и аудиокниг). По просьбе Esquire в рамках совместного проекта с сервисом «Яндекс.Музыка», который в этом году отмечает десятилетие, журналист и главный редактор сайта Podcasts.ru Эдуард Царионов рассказывает, как сквозь взлеты и падения подкасты вышли из подполья и образовали целый новый рынок в России.

В начале 2010-х не такая уж большая часть русскоговорящей аудитории знала, что такое подкасты в принципе. А сейчас этот рынок в России и мире разросся настолько, что если мы говорим о контенте, который слушают, то имеем в виду разговорные аудиошоу наравне с музыкой. Во многом причиной тому стали новые способы дистрибуции контента — появились удобные платформы и сервисы, которые позволяют слушать интересные выпуски подкастов вперемежку с любимыми музыкальными треками на одной общей площадке, а также появление доступного интернета и развитие гаджетов.

Если на Западе история подкастинга началась гораздо раньше, и к 2011 году в Великобритании людей, слушающих подкасты, было больше, чем пользующихся твиттером, то в России этот рост пришелся именно на второе десятилетие XXI века.

Пока в Америке выходил подкаст Serial, который прослушали более 420 миллионов раз, самым популярным подкастом становился ежедневный проект газеты The New York Times, а студии The Gimlet и сервис Anchor продавались за миллионы и становились часть других гигантов, у нас шли совсем другие процессы, в другом темпе и с другими героями.

Два гиганта

«Подкастинг мертв» — с таким лозунгом 1 января 2015 года был закрыт первый в России подкаст-терминал Rpod. Он просуществовал десять лет и на протяжении трех из них был единственной площадкой для только-только зародившегося явления — подкастов.

Создал его радиоведущий, голос «MTV Россия» Василий Стрельников. Как он рассказывал в интервью HWP в 2006 году, все началось с «Пиратского радио» — интернет-радиостанции, которая выходила в эфир из его спальни. Стрельников транслировал свою авторскую передачу и музыку без лицензии каждое воскресенье, поздно ночью по московскому времени. Вскоре поклонники Стрельникова стали жаловаться, что из-за разницы в часовых поясах они вынужденно пропускают программу или слушают ее на работе. Собственно подкастинг эту проблему решал.

RPod.ru быстро набрал популярность среди продвинутых пользователей интернета тех лет. Сайт позволял загрузить свои аудиодорожки, дать им названия, описание, установить обложку, сформировать RSS-ленту. Подкасты можно было добавлять в избранное и скачивать, а все новые выпуски появлялись на главной странице.

Подкасты не подвергались цензуре. Основатель одного из самых долгоиграющих российских подкастов, «Радио-Т», под ником Umputun рассказывает Esquire:

«Это было какое-то открытие глаз. Оказывается, и так можно было. До того как я познакомился с подкастами, я слушал и радио, и разные передачи. Однако вот такой свободный разговор ведущего со слушателем мне показался глотком свежего воздуха. Насколько я понимаю, многие тогда почувствовали то же самое».

Для того чтобы делать подкасты, не нужно было получать лицензию на вещание, проходить модерацию или покупать дорогостоящее оборудование. Доступность и открытость площадки быстро привели к тому, что на сайте, с одной стороны, часто появлялись новые лица и интересные шоу, а с другой, большая часть контента была, как говорит сам Стрельников, «шлаком»: «Мы, конечно, следили, чтобы не было экстремальных каких-то историй, чтобы не нарушались права на музыку, но кроме этого — ничего не трогали. Философия была такая: если среднестатистический Ваня из Воронежа хочет выложить подкаст про то, как ему позвонили из военкомата, — это его право».

Свободный проект Стрельникова был безальтернативен. Пока не пришел PodFM.

В марте 2008 года продюсер центра «Ройбер» Максим Спиридонов объявил о запуске новой подкаст-платформы. По сравнению с начинанием Стрельникова, который запускал площадку для себя, своих слушателей и для продвижения подкастов в России, PodFM был коммерческим проектом.

«Мы стараемся „ловить тенденции“, понимать, чего ждет рынок, чего ему не хватает и почему, — рассказывал Спиридонов в интервью сайту „МирТесен“. — Летом 2007 года мы, определяя планы по запуску разработки новых сайтов, выяснили, что в нише русскоязычного подкастинга есть место как минимум для еще одного крупного проекта, который будет иметь очень высокие шансы на успех — как в среде пользователей, так и с финансовой точки зрения».

PodFM повторял все функции Rpod, но добавлял туда редакционный подход. На сайте постоянно формировались разные подборки и топы: «Новинка», «Подкаст недели», «Сегодня в эфире». Но самую большую роль играла вкладка «Сделано на PodFM». PodFM активно приглашал туда самых топовых подкастеров, а взамен просил упоминать сервис в их выпусках.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели 20 вещей, которые могут тебе пригодиться в постели

Объекты и явления, при помощи которых твой секс будет еще великолепнее

Maxim
Последние модели известных марок: как умирали «Москвич» и Pontiac Последние модели известных марок: как умирали «Москвич» и Pontiac

Чем заканчивали своё существование знаменитые марки прошлого?

Популярная механика
И тебя вылечат И тебя вылечат

Если тревожность и вспышки ярости стали вашими спутниками, пора к психотерапевту

GQ
Профессиональный дознаватель дал 3 совета, как распознать, что кандидат лжет вам на собеседовании Профессиональный дознаватель дал 3 совета, как распознать, что кандидат лжет вам на собеседовании

Как понять, что кандидат утаивает от вас часть важной информации?

Inc.
«Триумф Моргенштерна»: как независимые артисты окончательно вытеснили музыкальные лейблы в России «Триумф Моргенштерна»: как независимые артисты окончательно вытеснили музыкальные лейблы в России

Почему на смену идеальной инфраструктуры лейблов пришли независимые артисты

Forbes
Элизабет Мосс: «Я была феминисткой с самых юных лет» Элизабет Мосс: «Я была феминисткой с самых юных лет»

Интервью с Элизабет Мосс о биографической драме «Ширли» и феминизме

Grazia
Что нам стоит дом построить Что нам стоит дом построить

Что можно построить из дерева и почему стоит полюбить этот натуральный материал

AD
С зубром лицом к лицу С зубром лицом к лицу

Единственный из видов диких быков Европы, уцелевший до наших дней

Наука и жизнь
DANYA #6 DANYA #6

Как 18-летний сирота из Оренбурга стал кумиром зумеров

Forbes
«Наименее раздражающая поэтесса»: почему Нобелевскую премию по литературе получила Луиза Глюк «Наименее раздражающая поэтесса»: почему Нобелевскую премию по литературе получила Луиза Глюк

Как победа Луизы Глюк связана с коррупцией внутри Академии

Forbes
Ненадежный пересказчик Ненадежный пересказчик

Новый сериал Netflix — вольная экранизация повести Генри Джеймса «Поворот винта»

Weekend
Протесты детских колясок: как британские женщины боролись за равные права в XX веке Протесты детских колясок: как британские женщины боролись за равные права в XX веке

История женского протеста в Великобритании

Forbes
Что такое счастье и как его достичь. Руководство психолога Юрия Вагина Что такое счастье и как его достичь. Руководство психолога Юрия Вагина

Какую концепцию счастья нам предлагают сегодня?

РБК
Тамара Гвердцители: Тамара Гвердцители:

Большое интервью с Тамарой Гвердцители

Караван историй
Мадлен Миллер: Цирцея Мадлен Миллер: Цирцея

Отрывок из реконструкции гомеровского эпоса Мадлен Миллер "Цирцея"

СНОБ
Фабрика «утюгов»: берегись ужасного тренда в Instagram Фабрика «утюгов»: берегись ужасного тренда в Instagram

Новый тренд на острый подбородок и скульптурные скулы может быть опасен

Cosmopolitan
Почему миксины способны пережить укус акулы Почему миксины способны пережить укус акулы

Феноменальные способности круглоротых червей миксин

Популярная механика
Быть одной: Алина Фаркаш о женском одиночестве Быть одной: Алина Фаркаш о женском одиночестве

Культ бодрой самостоятельной женщины обернулся страхом одиночества

Cosmopolitan
Неудобная правда о сексуальной зависимости Неудобная правда о сексуальной зависимости

Сексуальная зависимость — спорное понятие, которое критикуют многие специалисты

Psychologies
Раздельный сбор мусора и психотерапия: что между ними общего? Раздельный сбор мусора и психотерапия: что между ними общего?

Неожиданные параллели между экологичным отношением к природе и своей психике

Psychologies
Восхищаться без желания обладать Восхищаться без желания обладать

Почему мы тянемся к людям, которые не делают нас счастливыми?

Psychologies
Небесный бой: как миллиардеры сражаются за региональные аэропорты Небесный бой: как миллиардеры сражаются за региональные аэропорты

Как Дерипаска, Вексельберг и Троценко борются за оставшиеся на рынке аэропорты

Forbes
Моя терапия: «Всю жизнь я была в позиции жертвы» Моя терапия: «Всю жизнь я была в позиции жертвы»

Как работа со специалистом помогла нашей героине найти себя

Psychologies
Правила жизни Никиты Михалкова Правила жизни Никиты Михалкова

Правила жизни режиссера и «бесогона» Никиты Михалкова

Esquire
Работа не на дядю Работа не на дядю

Как Наум Бабаев создал компанию «Дамате», крупнейшего производителя индейки

Forbes
Больной человек Европы Больной человек Европы

История прокладки Багдадской железной дороги, приблизившей Первую мировую войну

Forbes
Чем хороша новая стрижка Роберта Паттинсона для «Бэтмена» — и надо ли вам такую? Чем хороша новая стрижка Роберта Паттинсона для «Бэтмена» — и надо ли вам такую?

Секреты прически Роберта Паттинсона для тех, кто хочет ощутить себя Бэтменом

Esquire
Коварный бодипозитив Коварный бодипозитив

Стараться быть лучше или принимать себя таким, какой ты есть?

Лиза
MAXIM рецензирует белорусский хоррор «Спайс бойз» MAXIM рецензирует белорусский хоррор «Спайс бойз»

Сначала это «Горько, предубеждение и зомби», а потом кино делает поворот не туда

Maxim
Не требуйте совершенства: почему не стоит искать виноватых Не требуйте совершенства: почему не стоит искать виноватых

Как перестать обвинять себя и других?

Psychologies
Открыть в приложении