Синдром «вечного студента»: почему они никак не могут доучиться?
Они бросают вуз или делают паузу, потом возвращаются. Могут годами переходить с курса на курс, прежде чем получат степень бакалавра или магистра. Они так несобранны или ленивы, как думают о них многие? Или неудачники, как они думают о себе? Но если верить недавним исследованиям, все не так однозначно.
Еще их называют «бродячими студентами» или «странствующими студентами». Они словно кочуют по студенчеству, не ставя на кон все — диплом или ничего. Кого-то они раздражают. У кого-то вызывают сочувствие и даже зависть: «Умеют же люди не напрягаться и спокойно относиться к своим неудачам в учебе».
Но на самом ли деле они так философски относятся к проваленным экзаменам и зачетам? Правда ли, что их не волнует, учатся они в общем ритме или нет? На фоне ровесников, ведущих бурную студенческую жизнь, трудно не чувствовать себя неудачником. Они совершенно не вписываются во всеобщую концепцию «Быстрее, выше, сильнее».
Долгосрочное исследование показало, что феномен вечного студента имеет много причин. Одна из них в том, что далеко не всем близка идея быть лучшим и стремиться к высотам. Каждому из нас требуется свое, персонально рассчитанное время на обучение. У каждого свой темп.
Согласно опросу, проведенному Федеральным статистическим управлением (das Statistische Bundesamt — Destatis) в летнем семестре 2018 года, в Германии насчитывается 38 116 студентов, которым необходимо 20 или более семестров для получения степени. Имеется в виду чистое время обучения, без учета каникул, стажировок.
Статистика, полученная Государственным департаментом информации и технологий Северный Рейн-Вестфалия (NRW), с другой стороны, дает представление о том, насколько большим может быть число тех, кому времени на образование нужно больше, с момента поступления в немецкий университет, только с учетом университетского семестра.