Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности

РБКБизнес

Транзит на потоке

Рост международных авиаперевозок открывает перед Россией новые возможности реализации транзитного потенциала. Авиакомпании готовятся к экспансии на новые рынки за счет прямых маршрутов из регионов на базе хабов

Текст: Екатерина Каткова

Фото: РИА Новости

По итогам 2018 года объем экспорта транспортных услуг России составил $15 млрд, что сопоставимо с экспортом вооружений. Таким образом, очевидно, что дальнейшее интенсивное экономическое развитие регионов и экономики страны в целом будет зависеть от успехов транспортной отрасли.

По расчетам специалистов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), повышение эффективности транспортной системы России на 10% добавит к росту ВВП 0,8%. Учитывая уникальное географическое положение страны — на пересечении ключевых транснациональных маршрутов между Востоком и Западом, — достичь намеченных целей помогут авиационные пассажирские перевозки.

Масштабы страны требуют адекватной аэропортовой инфраструктуры — крупных узловых аэропортов, а для развития транзита — международных хабов. Эксперты отмечают, что понятие хаба означает не только и не столько наличие аэропортовой инфраструктуры, хаб — это прежде всего наличие базовой авиакомпании и пассажиропотоков. Обязательным условием функционирования хаба является необходимая доля прямых потоков в общем объеме, которые будут «спонсировать» трансферные перевозки.

Крупные игроки авиарынка, в первую очередь «Аэрофлот», начали активно работать над обеспечением транспортной доступности регионов и формированием обязательных прямых потоков, которые откроют новые возможности для развития не только внутренних, но также и прибыльных международных транзитных перевозок. «Помимо удачного географического расположения, наличия аэропортовой инфраструктуры для развития транзитных перелетов необходимы перевозчики, которые этот потенциал могли бы реализовать», — убежден ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. Речь идет о базовой авиакомпании, так называемом хабообразующем перевозчике. Если нет такой базовой авиакомпании, то «о реализации транзитного потенциала можно будет только мечтать», соглашается исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. Именно от базового перевозчика во многом зависит, будут ли обеспечены транзитные потоки на нужном направлении.

Базовый фактор

В России роль хабообразующего перевозчика принадлежит в первую очередь «Аэрофлоту». С 2009 года объемы его транзитных перевозок увеличились в 5,5 раза. По итогам 2018 года доля доходов от трансфера в общих доходах группы составила 33%, а доля трансфера в пассажиропотоке — 29%. Хаб «Аэрофлота» в Шереметьево выгодно расположен на пути между Европой и Азией, Индией и Северной Америкой, что дает компании конкурентные преимущества. При стыковке рейсов в Москве пассажиры выигрывают до трех часов по сравнению с маршрутами, пролегающими через хабы других авиаперевозчиков. «Аэрофлот» уже входит в число лидеров на ключевых евроазиатских направлениях: Милан — Шанхай, Ханой — Берлин, Париж — Токио.

Целевым направлением для «Аэрофлота» также является транзит из Западной Европы и Северной Америки на Ближний Восток. Есть спрос и на транзитные перелеты рейсами компании в США со стороны некоторых соседних стран — государств Прибалтики, Польши и др.

Еще в октябре 2018 года, представляя планы развития компании Владимиру Путину, гендиректор «Аэрофлота» Виталий Савельев рассказал о намерении нарастить транзитный поток из Азии. «Здесь примерно 520 млн туристов, которые постоянно двигаются в Европу. Мы хотим немного разбавить этот поток благодаря тому, что расстояние до Европы гораздо короче, если лететь через Россию. И «Аэрофлот» имеет самые низкие цены. Поэтому у нас есть все основания полагать, что мы сможем успешно бороться за поток», — заверил он. По словам Виталия Савельева, нарастить поток транзита с 5 млн пассажиров до 10– 15 млн к 2023 году для национального перевозчика вполне реалистичная задача. Эта цель прописана в стратегии развития группы до 2023 года: в ее рамках группа «Аэрофлот» намерена до 2023 года помимо международного хаба в Красноярске создать региональные базы в аэропортах Сочи, Новосибирска и Екатеринбурга.

В начале этого года российский перевозчик был признан «Лучшей авиакомпанией для транзита между Китаем и Европой» по версии китайской премии Stars Awards 2019. «Аэрофлот» также третий год подряд удерживает звание «любимой иностранной авиакомпании в Китае», ежегодно присуждаемое Flyer Award. Маршрутная сеть авиакомпании в Китае включает Пекин, Шанхай, Гонконг и Гуанчжоу. В эти города планируется наращивать частоту перелетов и открыть дополнительные пункты назначения. Среди освоенных азиатских направлений стоит упомянуть транзитные перелеты в Европу из Токио, Ханоя, Бангкока, Сеула. В планах — начать полеты в другие ключевые точки в этом регионе.

В региональном разрезе

В «Стратегии пространственного развития страны до 2025 года» среди основных проблем выделено «несоответствие существующего уровня развития магистральной транспортной инфраструктуры потребностям экономики и населения субъектов РФ и страны в целом», «недостаточный уровень интегрированности различных видов транспорта и нереализованный транзитный потенциал РФ». Еще одна отличительная особенность внутреннего авиарынка связана с высокой концентрацией перевозок через аэропорты Москвы. Если в 1990 году удельный вес московских аэропортов в общем пассажиропотоке страны составлял 44%, то сейчас, по данным Росавиации, этот показатель достигает 75%. При этом в «Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года» указывается, что доля пассажиропотока по маршрутам мимо Москвы в объеме внутренних перевозок через пять лет должна вырасти как минимум в полтора раза.

Такие задачи требуют системных решений, поэтому авиакомпании и аэропорты ищут новый формат взаимодействия, чтобы стимулировать рост региональных перевозок, одновременно перераспределяя потоки и создавая новые. Одним из таких форматов является формирование крупных узловых аэропортов-хабов в маршрутных сетях авиакомпаний. Формат хаба предполагает, что пассажир летит в пункт назначения не напрямую, а с пересадкой в узловом аэропорту — это так называемые трансферные перевозки. В этом случае пассажиры пересаживаются с одного рейса на другой (той же или другой компании). Именно благодаря трансферу авиакомпания диверсифицирует спрос с точки зрения географии полетов, снижает влияние сезонного фактора и дозагружает те рейсы, где существует дефицит прямого спроса.

При этом хаб может формироваться как на базе уже существующего аэропорта, так и созданного с нуля. Во втором случае авиакомпании рассчитывают, что инвесторы, вкладывающие средства в терминальную инфраструктуру, будут учитывать не только свои интересы, но и интересы перевозчиков. «Авиакомпания также должна зарабатывать, иначе ей невозможно будет развиваться. Нет развития — нет пассажира, нет пассажира — нет денег», — заявил в интервью «Интерфаксу» Виталий Савельев в августе текущего года. Он отметил, что «почти все аэропорты России зарабатывают прибыль, авиакомпании работают практически на уровне рентабельности, потому что аэропорты поднимают тарифы на обслуживание, и довольно существенно, особенно в регионах».

Хаб «Аэрофлота» в Шереметьево выгодно расположен на пути между Европой и Азией, Индией и Северной Америкой. При стыковке рейсов в Москве пассажиры выигрывают до трех часов по сравнению с маршрутами, пролегающими через хабы других авиаперевозчиков. Фото: Getty Images Russia

Сибирские ворота

«Определить регионы страны, которые могли бы побороться за реализацию транзитного потенциала в области авиаперевозок, не так сложно. Весьма востребованны авиаперевозки между Европой и странами АТР, например КНР, Японией, Южной Кореей. Таким образом, Новосибирск, Красноярск и Иркутск могли бы конкурировать за пассажиров, следующих по этим маршрутам», — рассуждает Олег Пантелеев. По его мнению, «с точки зрения географии лучшее положение — у Красноярска».

Именно аэропорт Красноярска выбрал «Аэрофлот», чтобы повышать транспортную доступность регионов, формируя обязательные прямые пассажиропотоки. Этот сибирский авиаузел призван стать для российского национального перевозчика вторым базовым аэропортом после Шереметьево. «Мы верим, что этот регион будет развиваться», — заявил в интервью «Интерфаксу» Виталий Савельев. По его словам, с летнего расписания 2020 года в Красноярске будут базироваться восемь самолетов «Аэрофлота» — три Boeing 737 и пять Sukhoi Superjet 100. Оттуда, по словам гендиректора, будет сеть разлетов: в Пекин, Сочи, Санью, Омск, Томск, Иркутск, Новосибирск, Екатеринбург. К 2023 году годовой пассажиропоток «Аэрофлота» в Красноярске может достичь 1 млн человек.

«Бизнес-модель хаба с комфортными стыковками позволит нам привлекать транзитный пассажиропоток на внутренних и международных линиях, а наши перспективные планы предусматривают создание ряда региональных баз в России», — рассказывал в ходе Красноярского экономического форума заместитель генерального директора по стратегии и маркетингу ПАО «Аэрофлот» Андрей Панов.

Как поясняют в компании, международный пассажирский хаб в Красноярске создается в расчете на синергию с комплексным инвестпроектом «Енисейская Сибирь», в числе программ которого — создание грузового хаба в аэропорту Красноярск, а также ряд проектов по развитию Красноярского края и прилегающих республик — Хакасии и Тувы. В рамках стратегии развития «Аэрофлот» планирует создать также три новые региональные базы — в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске.

Еще один характерный пример — новосибирский аэропорт Толмачево, хаб авиакомпании S7. В капитальный ремонт одной из двух взлетно-посадочных полос, реконструкцию аэровокзального комплекса и прочие работы по модернизации порта планируется вложить свыше 20 млрд руб.

Мировой масштаб

По данным Международной организации гражданской авиации (ИКАО), на долю воздушного транспорта в настоящее время приходится около 35% мировой торговли в стоимостном выражении. Мировой пассажиропоток в авиации растет темпами порядка 5–7%. Согласно обновленному долгосрочному прогнозу Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), уже к 2037 году количество авиапассажиров в мире удвоится, а ежегодный пассажиропоток на воздушных перевозках составит около 8,2 млрд человек. Основным трендом развития отрасли станет перераспределение авиапотока на восток, а главным драйвером — Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР). Локомотивом процесса будет Китай, который, как уверены в IATA, в середине 2020-х годов подвинет США с позиции крупнейшего игрока на рынке авиационных перевозок. В группе лидеров намечаются и другие перемены: к 2024 году Индия вытеснит Великобританию из тройки стран с самым активно летающим населением, заняв третье место после США.

Довольно оптимистичными выглядят показатели российского авиарынка. Росавиация фиксирует рост пассажиропотока авиакомпаний третий год подряд. В январе—августе 2019 года рост пассажиропотока составил 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За этот же период российские аэропорты (с учетом иностранных перевозчиков) обслужили почти 149 млн пассажиров, следует из данных Росавиации. При этом объем международных перевозок между Россией и зарубежьем за пределами СНГ увеличился на 22,4%.

Прибыльная зона

Опыт крупнейших европейских аэропортов показывает, что больше всего перспектив для перехода в статус международного хаба у авиаузлов, расположенных вблизи центров деловой или туристической активности. Так, Хитроу — это воздушные ворота в Лондон и конечная точка маршрута для миллионов инвесторов, банкиров, предпринимателей, бизнесменов и политиков. Франкфурт-на-Майне — деловой центр Германии, где ежегодно проходят десятки выставок и конференций. Стамбульский аэропорт имени Ататюрка, который по объему пассажиропотока превосходит аэропорты Мюнхена и Барселоны, — это транзитная зона для туристического и делового потока, а также для приема религиозных паломников.

«Любой поток пассажиров, который ориентируется на трансфер, при желании можно превратить в стоповер-продукт (с длительной промежуточной остановкой. — РБК+)», — считает ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Андрей Крамаренко. «Это дает дополнительный эффект, так как въездной туризм, пусть и на одну—три ночи, означает вклад в ВВП и придает импульс развитию территорий», — добавляет эксперт.

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«Убойный завод» начала нэпа «Убойный завод» начала нэпа

Василий Комаров - убийца, жертвами которого стали более 30 человек

Дилетант
Какой шуруповерт лучше для ледобура: 6 надежных моделей Какой шуруповерт лучше для ледобура: 6 надежных моделей

Облегчить бурение лунок позволит шуруповерт

CHIP
Мощные вещи Мощные вещи

Какова движущая сила Четвертой промышленной революции?

РБК
Почему Apple убила MacBook Pro Почему Apple убила MacBook Pro

MacBook Pro потерял позицию флагманского продукта

Forbes
Тайна гибели академика Легасова Тайна гибели академика Легасова

В апреле 1988 года был обнаружен повесившимся Валерий Легасов

Дилетант
Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати Как две сестры придумали одежду, за которую не стыдно, и теперь выпускают коллекции с «Союзмультфильмом» и Тимати

Как сестры из Ростова-на-Дону создали бренд детской одежды

Forbes
Выйти из сумрака Выйти из сумрака

С балкона небоскреба сорвать сливу или персик — для Китая это уже не фантастика

Вокруг света
7 эксклюзивных рецептов шотов, которые зайдут на любой тусовке 7 эксклюзивных рецептов шотов, которые зайдут на любой тусовке

Сейчас мы прокачаем твой скилл бармена

Playboy
Долгая счастливая жизнь Долгая счастливая жизнь

Ученые нашли ответ на вечный вопрос: как быть счастливым

Вокруг света
Кофе не замешан в мигрени Кофе не замешан в мигрени

Учёные показали, что не всё так однозначно с употреблением кофе и мигренью

Здоровье
Жоэль Диккер: Исчезновение Стефани Мейлер. Отрывок из книги Жоэль Диккер: Исчезновение Стефани Мейлер. Отрывок из книги

Жоэль Диккер написал новую книгу «Исчезновение Стефани Мейлер»

СНОБ
Яна Рудковская призналась, что после операции не может больше иметь детей Яна Рудковская призналась, что после операции не может больше иметь детей

Яна Рудковская высказалась о сложностях в браке с Евгением Плющенко

Cosmopolitan
Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам» Ким Фурнэ: «Люди не хотят переплачивать банкам»

Почему от развития финансовых технологий выиграют прежде всего бедные страны

РБК
Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде Мужской клуб. Как женщина-оператор смогла добиться успеха в Голливуде

В кинопроизводстве в Голливуде занято поразительно мало женщин

Forbes
Анна Плетнева: «Меня заводит отправлять откровенные фото» Анна Плетнева: «Меня заводит отправлять откровенные фото»

Певица Анна Плетнева откровенно о сексе без любви

StarHit
«А ведь раньше я съедала 4500 ккал в день!» «А ведь раньше я съедала 4500 ккал в день!»

Много лет понадобилось героине, чтобы понять, что жизнь состоит не только из еды

Худеем правильно
Лучшие в своем весе Лучшие в своем весе

У каждого, кто борется с лишним весом или победил его, собственная история

Лиза
Эдита Пьеха Эдита Пьеха

Певица номер один Ленинграда 1960–1980-х и советская эстрадная фэшн-икона

Собака.ru
5 вещей, чтобы повторить стиль Кендалл Дженнер 5 вещей, чтобы повторить стиль Кендалл Дженнер

Все луки из фотосессии и мини-фильма Ciao Kendall!

Cosmopolitan
Русский муж Бардо, Денев и Фонды: судьба Роже Вадима, режиссёра и ловеласа Русский муж Бардо, Денев и Фонды: судьба Роже Вадима, режиссёра и ловеласа

Если бы ты встретила его на улице, то вряд ли обратила бы внимание

Cosmopolitan
Деньги — склока, а без них плохо. Русский язык и финансы Деньги — склока, а без них плохо. Русский язык и финансы

Как русские люди говорят о бедности и богатстве?

СНОБ
Пушистый вопрос: как постирать и почистить мех в домашних условиях Пушистый вопрос: как постирать и почистить мех в домашних условиях

Как сделать так, чтобы меховые вещи выглядели как новенькие

Cosmopolitan
«Шайн брайт лайк э даймонд»: средства для блеска волос «Шайн брайт лайк э даймонд»: средства для блеска волос

Рассказываем, как выбрать эффективные средства для блеска волос

Cosmopolitan
Компонентные солнцезащитки попадают в кровь Компонентные солнцезащитки попадают в кровь

Компоненты солнцезащитных кремов могут всасываться в кровь

Здоровье
Куда пропали «Мальчишник», «Фактор-2» и другие группы из нулевых Куда пропали «Мальчишник», «Фактор-2» и другие группы из нулевых

Куда исчез первый состав «Фристайла» и как быстро забываются кумиры из 90-х

Cosmopolitan
Принц Гарри публично расплакался, говоря о жене и маленьком сыне Принц Гарри публично расплакался, говоря о жене и маленьком сыне

Принц Гарри не смог сдержать эмоции во время торжественной речи

Cosmopolitan
Куда движется автопром: будущее глазами его создателей Куда движется автопром: будущее глазами его создателей

Что по этому поводу думают в руководстве крупнейших автомобильных компаний?

Популярная механика
Между Молотовым и Риббентропом Между Молотовым и Риббентропом

Их объединило одно: подпись под документом, который стал прологом страшной войны

Дилетант
Аттракцион для смелых. Австрийские горки для автомобиля за 10 млн Аттракцион для смелых. Австрийские горки для автомобиля за 10 млн

На что на самом деле способен ваш автомобиль

Forbes
Привет от старых штиблет: как убрать заломы на обуви Привет от старых штиблет: как убрать заломы на обуви

Как устранить повреждения на поверхности любимой обуви

Cosmopolitan
Открыть в приложении