Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов — о стрит-арте

СНОБКультура

Сергей Кузнецов: Стрит-арт — как свежая газета, странно хранить ее долгие годы

Беседовала Ольга Богданова

Сергей Кузнецов
Сергей Кузнецов. Фото: пресс-служба

Недавно возле Курского вокзала открылась новая выставка проекта «НЕТСТЕН». До конца июля москвичи могут проголосовать за лучшую из шести работ в уличной галерее «Арт Квартала». «Сноб» поговорил с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым о том, как городские власти сегодня поддерживают и регулируют стрит-арт, стоит ли заботиться о долговечности этого вида искусства и какой интерес к нему проявляют девелоперы.

Район Винзавода, где открылась выставка «НЕТСТЕН», наверное, можно назвать самой известной на сегодня московской площадкой, где представлено уличное искусство. Какие еще точки в городе ключевые или могут стать такими в ближайшее время?

У нас есть много разных идей, как внедрять стрит-арт в городе. Пока точную географию я не назову, но главная идея в том, чтобы он организованно появлялся по всей Москве. Понятно, что есть множество поверхностей, которые вполне могут стать местом для уличного искусства. Сейчас актуальны вопросы, за чей счет это может реализовываться, как их эксплуатировать дальше, сколько это должно стоить... И, на мой взгляд, сделать уличное искусство вместо эпизодических акций системным явлением — хорошая идея. Но, так как есть очень много нюансов, организационных и технологических, пока рано анонсировать конкретные места.

Тема, я считаю, интересная, полезная для города, и главный ее базис — это выведение стрит-арта в легальное поле из некой маргинальной культуры. Чтобы художники, хорошие, качественные, профессиональные, могли себя максимально показать, а не конкурировать где-то на задворках с городским хулиганством, и могли создать по-настоящему ценные произведения. Я очень надеюсь, что мы к этому придем, хотя, еще раз повторюсь, географии конкретной пока нет.

При этом уже есть определенные успехи — тот же проект «НЕТСТЕН» и фестиваль уличного искусства «Артмоссфера», который проводит Винзавод. Точечно что-то появляется в городе там, где этим интересуются девелоперы. То есть тема сама по себе, конечно, набирает обороты.

Открытие стрит-арт выставки «Ритм города» галереи «НЕТСТЕН» у Курского вокзала, 2024 год
Открытие стрит-арт выставки «Ритм города» галереи «НЕТСТЕН» у Курского вокзала, 2024 год. Фото: Сергей Ведяшкин / Агентство «Москва»

Кстати, то, что появилась «Большая глина №4» Урса Фишера, — это тоже, на мой взгляд, было важной вехой: о стрит-арте начали говорить на уровне всей городской общественности. Очевидно, что шаг за шагом мы продвигаемся вперед. Пока очагами развития уличного искусства выступают арт-кварталы вроде кластера GRPHT, завода «Кристалл».

Но они живут своей жизнью…

Тем не менее это все равно часть города. Развитие таких кварталов говорит о том, что есть художники, у них есть потенциал, азарт, мощность это делать. И я считаю, что вопрос дальше только в представлении других точек в городе, чтобы стрит-арт появлялся в большем количестве.

Мы активно ищем возможности в метро. Например, та же станция «Нагатинский затон» с рыбами. В общем-то, это не стрит-арт, но это публичное искусство. И я абсолютно уверен, что оно может проявляться в архитектуре. Возможностей очень много. Я думаю, что базовая идея здесь пересекается с эпохой Ренессанса, когда художники активно работают в городской среде и участвуют в ее жизни.

Уличное искусство по понятным причинам и по сути своей недолговечно: работы закрашивают, сносят, они выгорают, стираются и т. д. Но есть объекты, которые стремятся сохранить. Как, например, фрагмент стены со знаменитым портретом Германа Гессе на Саввинской набережной. Есть ли сейчас какие-то работы, которые находятся на грани исчезновения, и Москомархитектура планирует их сохранить?

Я считаю, что сохранение — очень выборочная история, ведь стрит-арт по своей сути — искусство очень живое, оно появляется и исчезает. И я могу сказать, что большинство художников, в общем-то, к этому относятся похожим образом. Когда мы, например, занимались муралом с изображением Германа Гессе и связались с автором, португальским художником Алешандре Фарту, он сказал, что не надо сохранять работу, ведь это уличное искусство, и он не считает, что сделал что-то навечно.

Это действительно интересный стрит-арт и очень заметное на реке место. У меня, честно говоря, был мотив сохранить частичку старого здания, поэтому логичным было выбрать стену, которая стала «памятью места». Сохранение мурала было комплексным вопросом.

Рендер ЖК с сохраненным муралом Герману Гессе
Рендер ЖК с сохраненным муралом Герману Гессе. Иллюстрация: пресс-служба

Потом мы занимались стрит-артом по мотивам стихограммы Дмитрия Пригова на Профсоюзной, где тоже была большая общественная поддержка, и жители просили, чтобы его не убирали. Но в целом я могу сказать, что в большинстве случаев нормально, что такое искусство приходит и уходит. Пусть это не звучит как варварство, когда мы говорим о том, чтобы закрасить или обновить объект уличного искусства.

Стрит-арт — как свежая газета. Наверное, странно хранить ее долгие годы, хотя для кого-то это может быть ценно. В уличном искусстве всегда есть элемент некой злобы дня, актуальности. Плюс играет роль сложность поддержания работы в ее изначальном состоянии. В общем, это целый комплекс вопросов. Мы ведь считаем нормальным, что в музеях меняется экспозиция. Никто не говорит: «Какая блестящая выставка, пусть она будет всегда!»

Но это немного другая история, ведь сами работы сохраняются.

Да, но я тут поспорю, потому что в современном выставочном деле, а я много занимаюсь выставками и делаю их довольно регулярно, выставка сама по себе является главным экспонатом. Ценно то, как она сделана, ее графика, устройство. Люди должны мобилизоваться, прийти, посмотреть, поучаствовать в этом и как бы выйти из этого проекта, а дальше будет уже другой. Уличное искусство, я считаю, в общем-то, явление такой же категории.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха Александр Рамм: Надо быть глухим, чтобы не слышать в Metallica Баха

Виолончелист Александр Рамм — об идеальном инструменте и музыкальной семье

СНОБ
Полезная философия! Концепт «антихрупкости»: что это такое и как это применить в жизни Полезная философия! Концепт «антихрупкости»: что это такое и как это применить в жизни

Почему полезно применять концепт «антихрупкости» в реальной жизни

ТехИнсайдер
ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей ИИскусство: кому принадлежат авторские права на творчество нейросетей

О деликатной природе авторского права в мире победившего ИИ

Forbes
Калаш, гараж и бон вояж Калаш, гараж и бон вояж

«На автомате»: еще один фильм про пацанов на районе и гаражи в русской провинции

Weekend
Эмоциональный интеллект Эмоциональный интеллект

Новое представление о том, что значит быть «умным»

kiozk originals
Что такое вирт, чем опасен и стоит ли им заниматься Что такое вирт, чем опасен и стоит ли им заниматься

Секстинг, веб-кам — как обезопасить свои отношения в виртуальном пространстве?

РБК
На Евро со стройки: защитник сборной Италии пять лет назад работал кровельщиком На Евро со стройки: защитник сборной Италии пять лет назад работал кровельщиком

Удивительная история игрока «Ювентуса» Федерико Гатти

Forbes
К высоте навстречу грому К высоте навстречу грому

Любовь Аксенова — о Юле Пчелкиной, любви к красным волосам и умении себя слышать

Grazia
Литературный сериал: 5 качественных многотомных книжных серий Литературный сериал: 5 качественных многотомных книжных серий

Цысинь, Сэнсом, Азимов: многотомные серии, которые вас не разочаруют

СНОБ
Как соцсети портят мир: 10 негативных последствий Как соцсети портят мир: 10 негативных последствий

Как социальные сети приносят в наш мир раздор и негатив?

Psychologies
«Бриджертоны»: почему костюмированная драма от Netflix так популярна «Бриджертоны»: почему костюмированная драма от Netflix так популярна

В чем же секрет бешеной популярности сериала «Бриджертоны»

Psychologies
Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте Александру Пушкину — 225: российские писатели рассуждают о поэте

Как с годами менялось отношение к Александру Пушкину? Отвечают писатели

СНОБ
Премиальная водка — реальность или обман? Премиальная водка — реальность или обман?

Дорогая водка — для тех, кому некуда девать деньги, или классный напиток?

Maxim
Как сделать водку дома Как сделать водку дома

Рассказываем, как правильно сделать водку не просто домашнюю, а хорошую и чистую

Maxim
Что такое Тень и почему ее нужно принять в себе каждому Что такое Тень и почему ее нужно принять в себе каждому

Что такое Тень в психологии и как она проявляет себя?

Psychologies
7 способов хорошо отдохнуть: метод Далтон-Смит 7 способов хорошо отдохнуть: метод Далтон-Смит

Как научиться правильно отдыхать?

Psychologies
Почти не лают: 12 тихих пород собак Почти не лают: 12 тихих пород собак

Породы собак, которые почти не лают

VOICE
Вы больше не захотите выпивать перед и во время полета! Ученые раскрыли опасность употребления алкоголя в самолете Вы больше не захотите выпивать перед и во время полета! Ученые раскрыли опасность употребления алкоголя в самолете

Почему не стоит пить алкоголь на борту самолета?

ТехИнсайдер
Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал» Валерий Гаркалин: «Моя будущая жена подумала, что я от нее сбежал»

«Мы не копили деньги, я не дарил Кате бриллианты и шубы»

Коллекция. Караван историй
Таблетки кетамина с замедленным высвобождением помогли при депрессии во II фазе испытаний Таблетки кетамина с замедленным высвобождением помогли при депрессии во II фазе испытаний

Ученые проверили кетамин на возможность помощи при депрессии

N+1
Душа на замке: почему иногда нам так трудно проявлять свои чувства Душа на замке: почему иногда нам так трудно проявлять свои чувства

Что происходит, если мы теряем контакт с нашими чувствами?

Psychologies
Как вернуть веру в себя после отношений с нарциссом: 5 шагов Как вернуть веру в себя после отношений с нарциссом: 5 шагов

Как же восстановить силы и вернуть уверенность после расставания с нарциссом?

Psychologies
Совместный рекорд с Яшиным и голевые подвиги: все достижения Роналду на Евро Совместный рекорд с Яшиным и голевые подвиги: все достижения Роналду на Евро

Уникальные достижения Криштиано Роналдо на Евро

Forbes
О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России» О ситуации с бесконтрольной миграцией: «Им выгодно учить своих детей в России»

Почему сложилась острая ситуация с мигрантам?

ФедералПресс
Посмотрите на 4000-летний лабиринт минойской цивилизации! Вот где его нашли: интересные факты Посмотрите на 4000-летний лабиринт минойской цивилизации! Вот где его нашли: интересные факты

Для чего люди минойской цивилизации строили лабиринты?

ТехИнсайдер
Атомщики Атомщики

Вместо 25 375 слов: главное об электромобиле «Атом»

Автопилот
«Новая порода людей» «Новая порода людей»

Образовательно-воспитательный проект Ивана Бецкого

Наука и техника
Из жизни отдыхающих Из жизни отдыхающих

7 лучших советских фильмов о курортных романах

Лиза
Salavat Kypere Salavat Kypere

Salavat Kypere — стилист по профессии и готическая принцесса по призванию

Собака.ru
От красоты до гениальности: как голливудская актриса Хеди Ламарр придумала Wi-Fi От красоты до гениальности: как голливудская актриса Хеди Ламарр придумала Wi-Fi

Как Хеди Ламарр придумала технологию, которую сейчас используют Wi-Fi и GPS

ТехИнсайдер
Открыть в приложении