Руководитель печатной мастерской знает о печати все и знаниями делится

Seasons of lifeДизайн

Энциклопедия

В печатной мастерской «Пиранези Lab» можно поработать с такой же бумагой, на которой рисовал Леонардо, делал гравюры Дюрер или Джованни Пиранези, мастер «бумажной архитектуры». Руководитель мастерской Алексей Веселовский сам — как книга — знает о печати все и знаниями делится

Текст Катерина Дронова
Фото Роман Ерофеев

Фотоакварель, гуммиарабик, линогравюра, декельный край — то, о чем говорит Алексей, для неофита звучит как шифровка. Послание в бутылке, вдавленное в бумагу через плотный слой фетра. Мы в большом трехуровневом пространстве, здесь пахнет растворителями, краски стоят по цветам, много машин и везде бумага. Листы лежат на стеллажах, на выдвижных полках, готовые работы висят на стенах без стекла и рам. «Это современная тенденция — выставлять графику просто так: посмотрите, какая бумага, ее хочется трогать. Стекло убивает половину впечатления», — рассказывает Алексей.

«Первое училище я заканчивал по отделению промграфики, тогда не было слова «дизайнер». Долго занимался дизайном, потом меня унесло в полиграфию, у меня была своя фирма. И в какой‑то момент начал задумываться, зачем это все нужно: вся продукция, которую мы производим, живет, как штурмовой танк — 30 секунд боя и сгорел. На упаковку никто внимания не обращает, она сразу идет в помойку, газеты, журналы, листовки проживают чуть дольше. И мне стало странно множить сущности, которые никому не нужны. Захотелось делать вещи более осмысленные, более долгоиграющие. Не факт, что они будут храниться вечно, но есть шанс, что они останутся и их будут бережно рассматривать. Я продал свое дело и открыл «Пиранези Lab» — мастерскую художественной печати». Алексей показывает на просвет один лист за другим. Тонкие, как пергамент, невесомые, плотные, шершавые и мягкие, как ткань, грубые матовые поверхности и листы холеные, похожие на шелк, с сатиновым отливом. Серо-сажевые, карамельные, цвета сливок, желтовато-песочные, холодные белые и теплые белые.

«Целлюлозу добывают из дерева или из волокон растений: хлопок, конопля, рисовая солома. Древесная целлюлоза — коричневая по цвету и более короткая, более жесткая, менее пушистая. Чтобы ее отбелить, сделать эластичной и плотной, применяют специальную химию, хлоросодержащие компоненты. Такая бумага со временем окисляется, поэтому газета, которой больше 20 лет, хрупкая, а 100-летняя газета рассыпается в пыль.

Хлопковая целлюлоза белая, потому что сам хлопок белый, волокно хлопковое более длинное. Соответственно, из такой пульпы бумага получается белого цвета с натуральным оттенком, ее не нужно отбеливать. Бумага, на которой рисовал Леонардо, хлопковая — она до сих пор сохраняет свои физические свойства. Поэтому все художественные произведения делаются именно на хлопковой бумаге. Вот, например, лист — это итальянская фабрика, первая в Европе фабрика, основана в 1283 году. На похожей бумаге мог делать гравюры Дюрер.

Сейчас хлопковую бумагу делают из вторсырья, из тряпок, это экологично. Листы имеют так называемый декельный край — это край отлива, он неровный. И в печатной графике его положено сохранять, он живой, он говорит, что это правильная бумага.

Вот, например (поднимает лист к окну) индийские бумаги — они не очень хорошо выделаны, не очень однородные, жесткие. Здесь огрызки японской бумаги, это ручная работа, из волокна коры тутового дерева козо, очень плотная, сделана без клея. Чтобы древесное волокно привести в такое состояние, его варят, отбивают, чешут, чего только не делают. Это (берет следующий лист) «китаката»: с одной стороны гладкая, проклеенная квасцами и желатином. Вот, например, тоже всевозможные японские бумажки, тонированные в массе углем или сажей. А это «шу сюань» — китайская бумага, которую иногда называют рисовой (туда действительно добавляют волокна из рисовой соломы).

Они все под разные задачи, разных видов печати, разных способов изготовления.

С восточными бумагами довольно сложно работать, они дорогие, капризные, к ним надо приноровиться». Алексей берет металлическую пластину с еле заметным рисунком, тщательно втирает в нее краску, отвечает на вопросы за работой.

На стенах — работы учеников и художников, которые приходят в мастерскую, чтобы воплотить свои идеи.

Печатник может быть художником?

Исторически печатная графика — это репродуцирование и воспроизведение объектов, например живописи. А современная печатная графика — это самостоятельное искусство, самостоятельный медиум, в котором художник не копирует, а производит. Но не все это понимают, часть художников к нам приходит, чтобы воспроизвести и растиражировать, а часть — за определенными инструментами. Интереснее, конечно, работать со вторыми.

А много таких — вторых?

Не много, но есть. Раньше всех графиков в обязательном порядке обучали печатным технологиям — линогравюре, литографии, шелкографии — это было must have. В Америке и Европе это является обязательной дисциплиной, ты не можешь стать мастером без этих знаний. Но у нас уровень образования довольно низкий. Ручной труд уходит — если 30 лет назад еще можно было найти гравера, который по рисунку или изображению возьмется награвировать форму для высокой печати, то сейчас таких людей я уже не знаю.

Вы ведь сами преподаете.

Да, преподаю в «Вышке» (Высшая школа экономики), в Школе дизайна, печатную графику. В этом году запустил курс магистратуры по печатной графике. Занимаются студенты здесь в мастерской, потому что в школе нет пока условий.

Русскую графику или иллюстрацию знают за границей?

В сентябре я ездил в Испанию на выставку печатной графики в городке Сантандер на Бискайском заливе — Атлантика, красота, осьминоги… Это одна из самых больших всемирных конференций: 500 человек — преподаватели, деканы, ректоры, ведущие школы. Плюс художники. И я один из России. Интерес к России большой — поднимаешь руку, говоришь, что ты русский, все внимание сразу к тебе. Но наши художники далеки от мирового табеля, даже классики. Авангард для них существует, да: Родченко, Малевич, Шагал. Но из современных никого.

Может быть, ваши ученики туда шагнут. Что они вам дают?

У них совершенно другой взгляд на мир, другой фокус, и то, на что я обращаю внимание, они не замечают, и наоборот. Новые ощущения, новый способ восприятия. Когда я смотрю на работы своих учеников, это тоже школа. Вот они тебе выкладывают листы, и ты должен что‑то сказать. Иногда это так плохо, что сказать нечего, а бывает так хорошо, что думаешь: как же сформулировать так, чтобы человек не зазнался и не остановился на этом.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Интуиция Интуиция

Иллюстраторы о том, что для них скетчбук и с чего стоит начинать новичку

Seasons of life
Тест и обзор Huawei Y7 (2018): средний класс с морем недостатков Тест и обзор Huawei Y7 (2018): средний класс с морем недостатков

Тест и обзор Huawei Y7 (2018): средний класс с морем недостатков

CHIP
Хорошее время зима Хорошее время зима

Как прожить время до Рождества без суеты и марафона по магазинам и утренникам

Seasons of life
Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни

Как узнать размер пальца для кольца: 5 способов на все случаи жизни

Playboy
Повышая градус Повышая градус

Автотур по Краснодарскому краю к местным виноделам

Вокруг света
«Спасибо, что уволен!» «Спасибо, что уволен!»

Как пережить внезапное увольнение с минимальными потерями для себя

Psychologies
Спросите у ясеня Спросите у ясеня

С деревом работают современные дизайнеры и скульпторы

Seasons of life
Доминиканская мамахуана: рецепт самого главного мужского напитка Доминиканская мамахуана: рецепт самого главного мужского напитка

Частичка Доминиканы у тебя дома

Playboy
Рейтинг умных часов для детей 2018-2019: топ-10 моделей, заслуживающих внимания Рейтинг умных часов для детей 2018-2019: топ-10 моделей, заслуживающих внимания

Детские смарт-часы: лучшие функциональные и дизайнерские решения

CHIP
Дружеские узы Дружеские узы

Филипп Авдеев стал самым многообещающим актером в российском кино

Grazia
В чем секрет успеха китайских и корейских интернет-магазинов В чем секрет успеха китайских и корейских интернет-магазинов

Чтобы товар хорошо продавался онлайн, приходится прибегать к хитростям

Forbes
Почему единая армия Евросоюза остается утопией Почему единая армия Евросоюза остается утопией

Президент России Владимир Путин поддержал создание общеевропейской армии

Forbes
Ученые, ставшие фантастами: Артур Кларк и Юн Ха Ли Ученые, ставшие фантастами: Артур Кларк и Юн Ха Ли

Писатели, совмещающие литературную и научную деятельность

Популярная механика
Бенисио Дель Торо: «По своей сути я одиночка» Бенисио Дель Торо: «По своей сути я одиночка»

Бенисио Дель Торо — почему ему всегда было нелегко найти работу

Esquire
Будут ли наказаны «неправильные» избиратели Будут ли наказаны «неправильные» избиратели

Регионы с новыми губернаторами-оппозиционерами могут остановиться в развитии

Эксперт
DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется

DC vs Marvel: точно знаешь, кто круче? 8 причин, почему расстановка сил меняется

Playboy
11 жарких ролей Скарлетт Йоханссон: от Черной Вдовы до инопланетянки в белье 11 жарких ролей Скарлетт Йоханссон: от Черной Вдовы до инопланетянки в белье

Список картин со Скарлетт Йоханссон, которые обязательно нужно пересмотреть

Playboy
Майнинг не дремлет Майнинг не дремлет

Что такое криптоджекинг и как с ним бороться

Огонёк
Hyundai Creta Hyundai Creta

Hyundai Creta на поиск дороги к сердцам покупателей потребовалось меньше года

Quattroruote
Ноль без палочки Ноль без палочки

Как превратить первое свидание из пытки в отличное развлечение

Cosmopolitan
Немой вопрос Немой вопрос

Часто онемением рук и ног проявляют себя серьезные заболевания

Лиза
Светить всегда, светить везде! Светить всегда, светить везде!

8 ноября состоялась третья Церемония вручения премии ОK! «Больше чем звёзды»

OK!

Мы не зря скептически относимся к идеям переснять советскую классику

Cosmopolitan
Эпическая повесть о двух котах, которые уже два года пытаются проникнуть в музей Эпическая повесть о двух котах, которые уже два года пытаются проникнуть в музей

За двух котов болеют тысячи пользователей Твиттера

Maxim
Между страхом успеха и неудачи: как отвечать на карьерные вызовы Между страхом успеха и неудачи: как отвечать на карьерные вызовы

Как отвечать на карьерные вызовы

Psychologies
Как накачать трицепс гантелями: 5 лучших упражнений от эксперта Как накачать трицепс гантелями: 5 лучших упражнений от эксперта

Думаете, как качать трицепс гантелями? Мы узнали 5 самых лучших упражнений

Playboy
Эффективное лидерство: от чего зависит успех компании Эффективное лидерство: от чего зависит успех компании

Какими качествами должен обладать лидер?

Psychologies
Я страшный зануда! Я страшный зануда!

Егор Дружинин давно перерос своего знаменитого героя

Добрые советы
«Заповедник» по Довлатову и другие главные фильмы декабря «Заповедник» по Довлатову и другие главные фильмы декабря

Прочитай наши рецензии и реши, бежать ли тебе в кинотеатр

Maxim
Вопрос выживания. Рубен Варданян — о конфликте между бизнесом и благотворительностью Вопрос выживания. Рубен Варданян — о конфликте между бизнесом и благотворительностью

Рубен Варданян — о конфликте между бизнесом и благотворительностью

Forbes
Открыть в приложении