Дети. Город. Пространство
Мы поговорили с Анной Родионовой, Ольгой Рокаль и Димой Андреевым — людьми, которые выбрали работу на границе проектирования серьезных проектов и детства. Они за дружбу, а не командование, за эксперименты, а не шаблоны, за умение слышать и видеть детские идеи и мнения.
Пойдем на площадку, покачаемся на качелях? А дальше куда? За пределы площадки, в город! Он, как ткань, состоит из тысячи разных переплетающихся слоев. При этом детский слой города не ограничивается площадками, песочницами и каруселями. Детский слой в идеальном будущем мире — про эмоции, соучастие, свободу и равный комфорт. Благодаря нашим героям города уже становятся такими: заполненными детскими историями, переживаниями и мечтами.
Анна Родионова
Партнер архитектурного бюро «Дружба», сооснователь и руководитель программ образовательной мастерской «Драконопроект».
Около 10 лет назад вокруг меня начало формироваться пространство единомышленников, как в профессиональной архитектурной сфере, так и в жизни. Помимо того, что мы работали в классных архитектурных бюро, у многих из нас уже были дети. Для них мы искали свободную и одновременно образовывающую творческую среду, а нас окружал только «мастер-класс», где детей натаскивают на технику. Мы видели, что нашим детям есть что сказать, и им не нужно навязывать смыслы.
Нам импонировал подход детской творческой студии «ДЭЗ №5» (художественная студия под руководством архитектора Михаила Лабазова, где дети придумывали и создавали то, чего на самом деле не существует). Туда всегда стоит очередь, а нам казалось важным сделать этот процесс открытым. Грустно было осознавать, что архитектура, которая имеет большой потенциал для детского развития, существует только для закрытого сообщества.
Мы решили сами начать заниматься со своими детьми. У меня дома! Так появился «Драконопроект» (прежнее название «Кони на балконе»). На первых воркшопах было шесть детей. Всем очень зашел формат и атмосфера, которая сформировалась в процессе. Стали повторять творческие эксперименты по субботам. Потом приходили друзья детей, дети друзей. Мы делали то, что умеем хорошо делать, экспериментировали с темами. Изначально мы не планировали что-то изменить в этой сфере, но когда поняли, что это возможно, нас было уже не остановить.
Сначала программы не было, каждую неделю мы придумывали занятие на новую тему. Получались блиц-форматы, в духе: за два часа перепридумать город. Постепенно, появилось желание смешивать совсем неожиданное. Мы начали приглашать экспертов из других областей. Например, в составе бюро Wowhaus мы занимались реконструкцией части Московского зоопарка. На стыке биологии и архитектуры рождалось что-то невероятное. Не терпелось поделиться этим опытом с детьми, и мы провели занятие вместе с биологом Дмитрием Кнорре про одомашнивание диких зверей. Сначала мини-рассказ о принципах одомашнивания, а потом — фантазия: что было бы, если домашними стали тигры и жирафы.
У нас никогда не было шаблонов, мы не навязывали правила, материалы и приемы, но показывали па литру инструментария, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать, что и из чего он сегодня может сделать. Наш подход заключается в том, чтобы дать ребенку почувствовать себя равным соавтором. Полгода мы экспериментировали с разными темами, а потом написали первую программу про город. Общая идея заключалась в том, что архитектор всегда работает на стыке дисциплин. Все это трансформировалось в формат «Архитектура +» («А+») — архитектура на стыке с другим и профессиями и компетенциями.
В «Драконопроекте» мы сразу решили сделать акцент на разновозрастных группах 5–12 лет и 13–18 лет. Такая коллективная работа дает очень крутой социально-психологический эффект: дети учатся поддержке, понимают и уча тс я принимать особенности каждого, тренируются в отстаивании мнений и решении конфликтов.
Одна из самых классных тем: архитектура и еда. Наш куратор — одновременно и архитектор, и кондитер. Изучив свойства продуктов, дети придумали собственные, например, был продукт «шокмыш» — растение, которое растет на луне, сладкое, но щиплет язык. Мы разрабатывали упаковку, погружались в дизайн, устраивали экомаркет несуществующих продуктов питания. А еще дети придумывали проекты фабрик и воплощали их в макетах-механизмах. В финале программы — «пир» с угощениями из несуществующих продуктов и презентацией кулинарной книги с вымышленными рецептами.
Однажды нас («Драконопроект») пригласили сделать образовательную программу для фестиваля «Арт-овраг» в Выксе. Сначала мы вместе с детьми и родителями искали место с наибольшим потенциалом. Им оказался небольшой сквер, окруженный детскими учебными заведениями, но превращенный в свалку и стихийную парковку. На воркшопах придумали новые сценарии для этого места, и решил и, что оно станет детским творческим кластером. Через год тестировали DIY-решения: ребята собирали уличную мебель, игровое оборудование и арт-объекты. Сквер ожил, местные жители обратили на него внимание, стали проводить там время. Вскоре мы вернулись в Выксу уже как бюро «Дружба» и реализовали архитектурный проект, основанный на детских идеях. Художником пространства выступил Роман Ермаков. Так родилось уникальное место, в котором каждый ребенок узнавал свое авторство. «Дружба», «Драконопроект» и Любовь Гурарий (специалист по работе с сообществом) объединились, и вместе мы стали демонстрировать местным жителям разные активности, которые они смогут продолжать без нашего участия: праздник Пирога, концерт музыкальной школы, выставка рисунков, детский маркет, спортивные игры, творческие мастер-классы лекции. Инициативу подхватили и активно развивают уже несколько лет.