Люди, которые выбрали работу на границе серьезных проектов и детства

Seasons of lifeМать и дитя

Дети. Город. Пространство

Мы поговорили с Анной Родионовой, Ольгой Рокаль и Димой Андреевым — людьми, которые выбрали работу на границе проектирования серьезных проектов и детства. Они за дружбу, а не командование, за эксперименты, а не шаблоны, за умение слышать и видеть детские идеи и мнения.

С героями поговорила Вика Бордукова

Пойдем на площадку, покачаемся на качелях? А дальше куда? За пределы площадки, в город! Он, как ткань, состоит из тысячи разных переплетающихся слоев. При этом детский слой города не ограничивается площадками, песочницами и каруселями. Детский слой в идеальном будущем мире — про эмоции, соучастие, свободу и равный комфорт. Благодаря нашим героям города уже становятся такими: заполненными детскими историями, переживаниями и мечтами.

Анна Родионова

Партнер архитектурного бюро «Дружба», сооснователь и руководитель программ образовательной мастерской «Драконопроект».

Около 10 лет назад вокруг меня начало формироваться пространство единомышленников, как в профессиональной архитектурной сфере, так и в жизни. Помимо того, что мы работали в классных архитектурных бюро, у многих из нас уже были дети. Для них мы искали свободную и одновременно образовывающую творческую среду, а нас окружал только «мастер-класс», где детей натаскивают на технику. Мы видели, что нашим детям есть что сказать, и им не нужно навязывать смыслы.

Нам импонировал подход детской творческой студии «ДЭЗ №5» (художественная студия под руководством архитектора Михаила Лабазова, где дети придумывали и создавали то, чего на самом деле не существует). Туда всегда стоит очередь, а нам казалось важным сделать этот процесс открытым. Грустно было осознавать, что архитектура, которая имеет большой потенциал для детского развития, существует только для закрытого сообщества.

Мы решили сами начать заниматься со своими детьми. У меня дома! Так появился «Драконопроект» (прежнее название «Кони на балконе»). На первых воркшопах было шесть детей. Всем очень зашел формат и атмосфера, которая сформировалась в процессе. Стали повторять творческие эксперименты по субботам. Потом приходили друзья детей, дети друзей. Мы делали то, что умеем хорошо делать, экспериментировали с темами. Изначально мы не планировали что-то изменить в этой сфере, но когда поняли, что это возможно, нас было уже не остановить.

Сначала программы не было, каждую неделю мы придумывали занятие на новую тему. Получались блиц-форматы, в духе: за два часа перепридумать город. Постепенно, появилось желание смешивать совсем неожиданное. Мы начали приглашать экспертов из других областей. Например, в составе бюро Wowhaus мы занимались реконструкцией части Московского зоопарка. На стыке биологии и архитектуры рождалось что-то невероятное. Не терпелось поделиться этим опытом с детьми, и мы провели занятие вместе с биологом Дмитрием Кнорре про одомашнивание диких зверей. Сначала мини-рассказ о принципах одомашнивания, а потом — фантазия: что было бы, если домашними стали тигры и жирафы.

У нас никогда не было шаблонов, мы не навязывали правила, материалы и приемы, но показывали па литру инструментария, чтобы ребенок мог самостоятельно выбирать, что и из чего он сегодня может сделать. Наш подход заключается в том, чтобы дать ребенку почувствовать себя равным соавтором. Полгода мы экспериментировали с разными темами, а потом написали первую программу про город. Общая идея заключалась в том, что архитектор всегда работает на стыке дисциплин. Все это трансформировалось в формат «Архитектура +» («А+») — архитектура на стыке с другим и профессиями и компетенциями.

В «Драконопроекте» мы сразу решили сделать акцент на разновозрастных группах 5–12 лет и 13–18 лет. Такая коллективная работа дает очень крутой социально-психологический эффект: дети учатся поддержке, понимают и уча тс я принимать особенности каждого, тренируются в отстаивании мнений и решении конфликтов.

Одна из самых классных тем: архитектура и еда. Наш куратор — одновременно и архитектор, и кондитер. Изучив свойства продуктов, дети придумали собственные, например, был продукт «шокмыш» — растение, которое растет на луне, сладкое, но щиплет язык. Мы разрабатывали упаковку, погружались в дизайн, устраивали экомаркет несуществующих продуктов питания. А еще дети придумывали проекты фабрик и воплощали их в макетах-механизмах. В финале программы — «пир» с угощениями из несуществующих продуктов и презентацией кулинарной книги с вымышленными рецептами.

Однажды нас («Драконопроект») пригласили сделать образовательную программу для фестиваля «Арт-овраг» в Выксе. Сначала мы вместе с детьми и родителями искали место с наибольшим потенциалом. Им оказался небольшой сквер, окруженный детскими учебными заведениями, но превращенный в свалку и стихийную парковку. На воркшопах придумали новые сценарии для этого места, и решил и, что оно станет детским творческим кластером. Через год тестировали DIY-решения: ребята собирали уличную мебель, игровое оборудование и арт-объекты. Сквер ожил, местные жители обратили на него внимание, стали проводить там время. Вскоре мы вернулись в Выксу уже как бюро «Дружба» и реализовали архитектурный проект, основанный на детских идеях. Художником пространства выступил Роман Ермаков. Так родилось уникальное место, в котором каждый ребенок узнавал свое авторство. «Дружба», «Драконопроект» и Любовь Гурарий (специалист по работе с сообществом) объединились, и вместе мы стали демонстрировать местным жителям разные активности, которые они смогут продолжать без нашего участия: праздник Пирога, концерт музыкальной школы, выставка рисунков, детский маркет, спортивные игры, творческие мастер-классы лекции. Инициативу подхватили и активно развивают уже несколько лет.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

«21 урок для XXI века» «21 урок для XXI века»

Как человеку и человечеству выжить в современном мире тревоги?

kiozk originals
«Зеленые компании» и еще 4 неоднозначные для инвестиций отрасли «Зеленые компании» и еще 4 неоднозначные для инвестиций отрасли

Направления бизнеса, с инвестициями в которые торопиться не стоит

СНОБ
Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом Инверсное мышление: как похудеть и избавиться от долгов, думая о плохом

Как мысленная уловка поможет избавиться от проблем и достичь целей

РБК
Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова Заговорщики. О новом спектакле «Заговор чувств» в МХТ им. Чехова

Спектакль «Заговор чувств» по одноименной пьесе Юрия Олеши и роману «Зависть»

СНОБ
Не блещет умом и всегда готова к сексу: как мужчины оценивают нас по макияжу Не блещет умом и всегда готова к сексу: как мужчины оценивают нас по макияжу

Что именно пугает мужчин или сразу уводит в обидные заблуждения!

Cosmopolitan
5 причин посмотреть фильм про российскую Арктику и отправиться на край света 5 причин посмотреть фильм про российскую Арктику и отправиться на край света

Главные особенности фильма «Фьюжн» и почему на него стоит обратить внимание

Cosmopolitan
Как худеют Адриана Лима, Миранда Керр и другие ангелы Victoria’s Secret Как худеют Адриана Лима, Миранда Керр и другие ангелы Victoria’s Secret

Ангелы Victoria’s Secret всегда в отличной форме. В этом им помогают диеты

Cosmopolitan
12 самых необычных злодеев кино 12 самых необычных злодеев кино

Хорошо быть злодеем! Но еще лучше быть не таким злодеем, как все

Maxim
По грани вычислимого По грани вычислимого

Чем известен лауреат Абелевской премии 2021 года

N+1
Энергия будущего: на что способны реакторы термоядерного синтеза и ждет ли нас эра чистой энергии Энергия будущего: на что способны реакторы термоядерного синтеза и ждет ли нас эра чистой энергии

Есть ли будущее у реакторов ядерного синтеза

Популярная механика
Сутки за час: найдено трио коричневых карликов, вращающихся с невероятной скоростью Сутки за час: найдено трио коричневых карликов, вращающихся с невероятной скоростью

Возможно, у «несостоявшихся звезд» есть встроенное ограничение скорости

Популярная механика
История становления Instagram на основе книги “No Filter”: от создания до сделки с Facebook и ухода основателей История становления Instagram на основе книги “No Filter”: от создания до сделки с Facebook и ухода основателей

Выжимка книги журналистки Bloomber Сары Фрайер «No Filter. История Instagram»

VC.RU
«Дети — детекторы лжи»: как помочь ребенку научиться признавать ошибки и контролировать эмоции «Дети — детекторы лжи»: как помочь ребенку научиться признавать ошибки и контролировать эмоции

Как научить детей переживать свои поражения и признавать ошибки

Forbes
«Я должна была голой раздвинуть ноги»: Анна Уколова о работе с Серебренниковым «Я должна была голой раздвинуть ноги»: Анна Уколова о работе с Серебренниковым

Анна Уколова высказалась о работе с Кириллом Серебренниковым

Cosmopolitan

Почему прощать – вовсе не обязательно

Cosmopolitan
Не умела даже включать плиту: история самой знаменитой эскортницы Японии Не умела даже включать плиту: история самой знаменитой эскортницы Японии

Какой была жизнь самой знаменитой гейши Японии Минэко Ивасаки

Cosmopolitan
Рэй Далио и Дэвид Линч справляются со стрессом с помощью трансцендентальной медитации. Что это и как это работает Рэй Далио и Дэвид Линч справляются со стрессом с помощью трансцендентальной медитации. Что это и как это работает

Научный подход к медитации

Inc.
Основательница I AM Studio — об уходе из бренда и дальнейших планах Основательница I AM Studio — об уходе из бренда и дальнейших планах

Почему Дарья Самкович I AM Studio покидает бренд

РБК
Топ-6: лучшие шутеры от первого лица на ПК Топ-6: лучшие шутеры от первого лица на ПК

Топовые шутеры от первого лица, в которые можно играть на ПК

CHIP
Макс Барских: «Лучший психолог и собеседник – книга» Макс Барских: «Лучший психолог и собеседник – книга»

Макс Барских – о том, как важно любить себя, много читать и смотреть мультфильмы

Cosmopolitan
Игровое кино: какие технологии помогли Бекмамбетову снять блокбастер Игровое кино: какие технологии помогли Бекмамбетову снять блокбастер

Тимур Бекбамбетов — о технологиях, использованных на съемках фильма «Девятаев»

Популярная механика
Тогда и сейчас: как выглядят юные актеры культового сериала «Сваты» Тогда и сейчас: как выглядят юные актеры культового сериала «Сваты»

Детей из сериала «Сваты» уже можно узнать с трудом

Cosmopolitan
«Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду» «Неразумная обезьяна. Почему мы верим в дезинформацию, теории заговора и пропаганду»

Почему главред Nature опубликовал работу, постулирующую эффективность гомеопатии

N+1
7 фильмов, где актеры снялись против своей воли 7 фильмов, где актеры снялись против своей воли

Фильмы, где актеры снялись против своей воли. И что из этого вышло

Maxim
«Мне постоянно хочется. Кинуть комп в стену, разбить клавиатуру. Но я понимаю, что это надо доделать и все. И вперед» «Мне постоянно хочется. Кинуть комп в стену, разбить клавиатуру. Но я понимаю, что это надо доделать и все. И вперед»

Режиссер монтажа Юрий Карих: «Я делаю что-то свое, а потом вступаю в диалог»

Esquire
Наездники-самцы унюхали половозрелых самок под защитной оболочкой мушиных куколок Наездники-самцы унюхали половозрелых самок под защитной оболочкой мушиных куколок

Найдя куколку, самцу остается лишь дождаться выхода самок и спариться с ними

N+1
О чем молчат принцессы: знаменитости, столкнувшиеся с булимией и анорексией О чем молчат принцессы: знаменитости, столкнувшиеся с булимией и анорексией

Знаменитости, которые встречались с проблемами пищевого поведения

Cosmopolitan
Музыка, которую можно положить в карман пиджака: история аудиокассет и их создателя Лу Оттенса Музыка, которую можно положить в карман пиджака: история аудиокассет и их создателя Лу Оттенса

Как инженер Philips сделал революцию в музыкальной индустрии

VC.RU
Как справиться с ребенком, если остался с ним наедине Как справиться с ребенком, если остался с ним наедине

Мужчинам сложнее всего обращаться с детьми 1,5–3 лет от роду

Maxim
Удивительный гёмбёц: «неваляшка» без грузика внутри Удивительный гёмбёц: «неваляшка» без грузика внутри

Детская игрушка — «неваляшка» всегда возвращается в исходное положение

Популярная механика
Открыть в приложении