Искусство, которое обращает внимание на проблемы экологии

Русский репортерКультура

Карта сообществ

В разных регионах России люди создают благотворительные фонды, приюты для бездомных, тестируют доступную среду в своем городе, разрабатывают некоммерческие образовательные проекты для детей. «Русский репортер» вместе с Агентством социальной информации следит за жизнью прогрессивных сообществ и делится новостями некоммерческих организаций. В этом номере мы рассказываем об искусстве, которое обращает внимание на проблемы экологии

«Проект ART-ХАОС. Мусорный ветер»

400 КГ столько мусора в среднем приходится на каждого жителя России в год. Студенты Томского педагогического университета приучают город к раздельному сбору мусора и проводят конкурсы арт-объектов из отходов под девизом «Расставайся правильно». Проект получил всероссийскую студенческую премию «Хрустальный апельсин»: за один год он превратился в информационный портал в социальных сетях, где студенты рассказывают о «мусорном» искусстве, и образовательную программу для детей Томска.

Художественный музей мусора «МУ МУ»

«МУ МУ» собрал огромную экспозицию «джанк-арта», или «треш-арта». Здесь можно увидеть карту России из пробок от шампанского, скульптуру человека из набитых мусором пакетов, букет из столовых приборов и «Конгломерат природы и мусора от нерадивого советского туриста» — корень клена, вросший в консервную банку 1965 года производства. Музей собрал работы художников из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, Перми, Анапы и многих других городов. На фото — экспонат «Стульчик Дюймовочки»

Проект Plasticdoom

Дизайнер Галина Ларина создала из пластика модную коллекцию дождевиков, панамок, зонтиков и рюкзаков. Она установила в учебных заведениях коробки, куда можно было выбросить полиэтиленовые пакеты, и из переработанного материла делает ткань для своей «зеленой» коллекции Plasticdoom.

Акция «Час Зеленого Творчества»

«Мы должны избавиться от стереотипа, что экология — это только мусор и проблемы.» Евгений Бикмулов, иркутский экоактивист

Каждый год 1 августа жители Иркутска принимают участие в международной акции «Час зеленого творчества» и проводят в городе фестиваль «Байкал. Точка возврата»: придумывают перформансы, которые привлекают внимание к проблемам экологии, создают экокостюмы и инсталляции из мусора. Для новичков «зеленого движения» и тех, кто пока не понимает, что показывать на фестивале, на сайте проекта существует банк идей. Можно, например, сделать летнюю экообувь из остатков деревьев или пустить по воде кораблики из природных материалов.

Катерина Садовски: «Человек смотрит на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает»

Проект Where is my plastic bag?

Московские художницы Лилия Ли-ми-ян и Катерина Садовски, выпускницы школы Родченко, все лето собирали пластик в разных арт-пространствах Москвы, от Пушкинского музея до Сколково. Из переработанных материалов они создадут скульптуры, напоминающие человеку о личной ответственности за «горы отходов». Катерина Садовски рассказала «РР», как проект Where is my plastic bag? перерастет в научное исследование и почему для экоэкспозиции требуется 23 тысячи евро.

Почему для вас как для художниц стала важна тема переработки мусора?

Мы уже работали с полимерными материалами. В прессе часто муссируется «мусорная» тема: все говорят, что пластиковый мусор — это большая проблема, но мы редко рассматриваем ее в контексте личной ответственности. Все хотят, чтобы пришел волшебный человек и все решил, чтобы правительство построило много заводов… Но дело не в том, что есть пластик, а в том, как мы сами с ним себя ведем! Мы съели что-то, избавились от упаковки — и счастливы: думаем, что если выбросить ее в обычную урну, она в океане не окажется.

Почему пластик нужно было собирать именно в музеях?

Потому что это пространство, к нам приближенное: мы ответственны за то, где мы находимся как художники.

Как вы договаривались с музеями? Вас, наверное, не сразу понимали.

Понимали не все. Мы звонили, рассылали по почте презентацию нашего проекта, показывали, как выглядит мусорка, объясняли, что предполагаем с этим делать… Многие нас проигнорировали, кто-то вообще негативно реагировал. Один директор музея просто сказал: «Это ***!»

Несколько площадок согласились участвовать. Что потом?

Мы установили в музеях баки, на которых было написано Plastic for art. Для Пушкинского музея, конечно, надо было написать по-русски, потому что там больше пожилых людей и категория посетителей не такая, как в ММOMА или Музее Москвы, например. Где-то раз в неделю мы приезжали и собирали по несколько мешков. Удивительно, насколько у нас люди не готовы думать головой! В мусорке для пластика чего только не было… Человек пришел в музей посмотреть на греческие скульптуры, но совершенно не видит, что его окружает. И из-за этой «проблемы головы» мы будем страдать, пока не пересмотрим свое отношение к тому, что у нас под ногами.

Что вы потом делали с пластиком, который забирали из музеев?

В перчатках все это мыли, сортировали, выбрасывали лишнее, по два-три часа в день. Это заняло даже больше времени, чем разработка самого проекта. Со следующей недели мы начнем сортировать пластик по номерам, раскладывать в разные мешки.

Для искусства активизм — уже родное явление. Мы на месяц как будто стали мусорной компанией, а не художниками. Иногда кажется, что сдвинуть ситуацию с мертвой точки невозможно. Потому что на разных этапах ты все равно сталкиваешься с человеческой тупостью — не конкретных людей, а вообще. Но когда мы запустили проект, нам и волонтеры, и друзья-художники, и многие незнакомые люди стали привозить пластик в мастерскую. Говорят, просто так теперь не смогут пластик выбрасывать — будут искать контейнеры рядом с домом. Это радует.

Вы запустили краудфандинговую кампанию, собираете 23 тысячи евро на проект. Почему так много?

Самая дорогая часть проекта — это производство. Переработанный пластик становится сырьем, который нужно расплавить, прежде чем приступать к литью скульптур. Потом создать 3D-модели и сделать формы из силикона. Еще одна важная часть — исследование ученых на тему полимеров, которое мы хотим запустить, а еще сделать несколько видео под крутым цифровым микроскопом, чтобы показать структуру пластика в его первоначальном виде и в переработанном.

Вы уже понимаете, как будут выглядеть скульптуры?

Мы планируем сделать шесть скульптур, есть уже модели. Они напоминают природные объекты — например, тающий ледник из полупрозрачного мутного материала, сталактиты, свисающие с потолка, абстрактные фигуры, похожие на органы или биологические клетки.

Как вы сами обращаетесь с пластиком дома?

Сортирую, конечно же. Я прессовала его и возила в студию, потом мне надоело это делать, потому что мы уже собрали достаточно. Мне повезло, что в моем дворе есть контейнеры для раздельного сбора мусора. Но раньше я пластик не сортировала — это пришло с проектом, и теперь по-другому я уже не смогу.

Анна Рыжкова

Фотографии: художественный музей мусора «МУ МУ»; из личного архива Катерины Садовски

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Чернобыльское досье КГБ Чернобыльское досье КГБ

Украинская власть за последние годы рассекретила огромный массив документов КГБ

Дилетант
HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать? HDD и SSD накопители — в чем разница и стоит ли переплачивать?

HDD и SSD: надежный винтаж против скорости света и цены космоса

ТехИнсайдер
Сильный Пол Сильный Пол

Пол Смит о том, как оставаться счастливым и независимым

Esquire
Жаркое лето в Сибири Жаркое лето в Сибири

Природный отдых у города: почему стоит поехать в Новосибирск летом

Отдых в России
Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать Почему машина заводится и глохнет и что с этим делать

Что делать, если машина глохнет: причины, диагностика, куда смотреть

РБК
JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете» JALAGONIA: «Мой первый альбом написан от души, вы это почувствуете»

JALAGONIA за 21 год уже прошла большой творческий путь

ЖАРА Magazine
Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен? Утерянный 5000 лет назад: ученые воскресили древнейший в мире синтетический краситель. Зачем он нужен?

Откуда взялся яркий, насыщенный синий цвет в Древнем Египте

Inc.
Самый секретный агент Самый секретный агент

Из чего сделан мир Джеймса Бонда Яна Флеминга

Weekend
Белеет парус на болоте Белеет парус на болоте

Чем так уникален нерукотворный природный парус — белокрыльник болотный?

Наука и жизнь
Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо? Компьютерное зрение: когда роботы перестали тыкать пальцем в небо?

Зачем нужно компьютерное зрение и какие задачи оно решает в разных сферах

Наука и техника
Любовь к животным и санкции Любовь к животным и санкции

Почему рынок кормов — перспективное направление для инвестиций

Агроинвестор
На аллеях Аполлона На аллеях Аполлона

Остафьево: образ места, где всё буквально дышит поэзией

Знание – сила
Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное Шоураннеры «Фишера»: Человек любит смотреть в кино на что-то ужасное

Создатели «Фишера» — о том, как луна-парк стал главным референсом мира сериала

Ведомости
Активный сезон Активный сезон

Самые классные и полезные летние развлечения

Лиза
Лучшие игры в жанре постапокалипсис Лучшие игры в жанре постапокалипсис

Подборка видеоигр, в которых конец света стал поводом для великих историй

Maxim
«Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке «Речная королева Алтая»: как Евдокия Мельникова управляла судоходным делом в XIX веке

Как Евдокия Мельникова стала ориентиром для многих судовладельцев XIX века

Forbes
TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды TESS отыскал экзогиганта у очень маломассивной звезды

TESS вновь обнаружил экзогиганта у маломассивной звезды

N+1
Есть на что строить Есть на что строить

Зачем создавать отдельный механизм финансирования — инфраструктурные облигации?

Монокль
Наука под знаком «Аненербе» Наука под знаком «Аненербе»

Наука может прекрасно себя чувствовать и в тиранических режимах

Знание – сила
Золото Владивостока Золото Владивостока

Владивосток: город, где каждая сопка — готовый кадр для открытки

Отдых в России
Волнительный момент Волнительный момент

Как хронический стресс сказывается на коже?

Лиза
Развод и утрата: как справиться с последствиями Развод и утрата: как справиться с последствиями

Как утрата влияет на наше психологическое состояние?

VOICE
В нескольких минутах от третьей мировой В нескольких минутах от третьей мировой

Сбои в работе СПРН случались, но всегда вовремя вмешивался человеческий фактор

Дилетант
«Астероиды: рожденные пламенем» «Астероиды: рожденные пламенем»

Как ученые научились анализировать состав астероидов

N+1
Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели Обновленный Volvo S90 сбросил в цене: как шведы пытаются изменить судьбу модели

Рестайлинговый Volvo S90 похвастался радикально переработанным дизайном

ТехИнсайдер
Сказка джунглей Сказка джунглей

Как создать в своей квартире тропическую атмосферу

Лиза
Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации» Денис Попов: «Наша миссия – создавать инновационное программное обеспечение для авиации»

О будущем авиатеха и перспективных разработках для авиационной отрасли

Ведомости
Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает Больше чем репост: как бизнесу делать кросс-промо, которое работает

Кросс-промо: как найти хорошего партнера и построить успешную коллаборацию

Inc.
Бизнес на энтузиазме Бизнес на энтузиазме

Перспективы мясного скотоводства в России неоднозначные

Агроинвестор
Михаил Бахтин Михаил Бахтин

Зачем Бахтин понадобился Андропову и почему он так известен в Европе и Штатах?

Дилетант
Открыть в приложении